Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса.
В культуре второй половины XX в. нашли продолжение тенденции, проявившиеся в предшествовавшие десятилетия, — демократизация, большая доступность художественной культуры для широких слоев общества, распространение массовой культуры на основе новейших технических достижений, развитие средств коммуникации, интернационализация культурной жизни. Наряду с этим сохранялась и приобретала новые формы индивидализация духовного мира человека. Многие философы и представители художественной культуры стремились игнорировать окружающую действительность, жить в собственном внутреннем мире. Однако сами эти попытки, как правило, являлись реакцией на реальные события и проблемы. Поэтому при дальнейшем рассмотрении данной темы сосредоточимся на важном и интересном аспекте — связи культуры и времени, в котором культура существует. После войны Вторая мировая война, принесшая людям величайшие испытания и потери, состояние отчаяния и образцы героизма, оставила неизгладимый след в душах и памяти современников и последующих поколений. Память о войне и понесенных утратах воплотилась в величественных и скорбных монументах на улицах сотен городов мира. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей посвящали свои произведения писатели, прошедшие военными дорогами, хорошо знавшие облик войны. (Вы можете сами назвать имена и произведения советских авторов.) Много работ посвятили военной теме писатели, художники, кинематографисты восточноевропейских стран. Во Франции к ней обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала частью глубоких размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, внутреннем сопротивлении ему, ее называли темой «расчета с прошлым». В Восточной Германии ей посвятили романы известные писатели Г. Фаллада («Каждый умирает в одиночку»), Б. Келлерман («Пляска смерти»), А. Зегерс («Мертвые остаются молодыми»). За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В западной части Германии об этом писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем Г. Бёлль. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, сказали о вине немцев и ответственности перед погибшими. Война заставила задуматься о невосполнимости утрат, высшей ценности человеческой жизни и одновременно ее незащищенности. Философы и художники поразному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость. Различие этих позиций проявлялось в художественной литературе и публицистике, в театре и кино. Еще в военные годы опубликовали свои произведения французские писатели Ж.-П. Сартр и А. Камю, способствовавшие распространению экзистенциализма — философско-литературного течения, проповедовавшего идею внутренней свободы человека в несвободном мире. В названиях их философских работ и романов («Бытие и небытие», «Дороги свободы», «Преступление чувств» Сартра, «Посторонний», «Взбунтовавшийся человек» Камю), в программных высказываниях (Ж.-П. Сартр: «Человек — лишь то, что он себе воображает. Это первый принцип экзистенциализма»; А. Камю: «Кто такой бунтарь? Человек, который говорит «нет») проводилась мысль об абсурдности существования в мире и о праве человека быть единственным судьей своих поступков. Понятие «абсурд» стало одним из ключевых для многих литературных и художественных течений второй половины XX в. Появился жанр «антиромана», отличавшийся отсутствием сюжета, сосредоточенностью на бессвязных ощущениях и переживаниях героев. В конце 40-х — начале 50-х гг. в европейском искусстве возник театр абсурда. Его героем являлся «маленький человек» с его потерянностью, беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишен смысла, реальность — ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести… и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Э. Ионеско), «время дается человеку на то, чтобы состариться…» (С. Беккет). В пьесах этих авторов нет сюжета, действия. Герои на протяжении всей пьесы сидят в ожидании кого-то (гостей в пьесе Ионеско «Стулья» или неизвестного персонажа, который так и не появляется, в пьесе Беккета «В ожидании Годо»), находятся в мусорном ящике («Конец игры» Беккета) и т. д. Иного взгляда на мир и человека придерживались создатели неореализма — течения, появившегося в итальянском кино в эти же годы. Их героями стали обычные люди, с их повседневными заботами, поисками удачи, а если получится — счастья. Фильмы режиссера В. де Сики, Л. Висконти, Р. Росселлини стали киноклассикой. Созвучными этому направлению были первые фильмы Ф. Феллини «Дорога», «Ночи Кабирии». Обращение к зрителю, стремление вступить с ним в диалог было присуще демократическому театру 50-х гг. В послевоенные годы во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вил ар. Этот известный актер и режиссер видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актеру современности — народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в г. Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным. Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нем работали получившие европейскую известность актеры Ж. Филипп, Д. Сорано, М. Казарес. Театр привлек массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При театре были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли распространялись на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны. 60-е гг.: новые веяния В бурные 60-е гг. стремления к переменам проявились не только в политической жизни, но и в духовной культуре. Одним из характерных настроений тех лет стало разочарование в окружающей действительности. Еще в 50-е гг. в английской литературе появились так называемые «сердитые молодые люди» — Дж. Уэйн, Дж. Осборн (особую известность приобрела его пьеса «Оглянись во гневе») и др. Их герои осуждали буржуазный мир, хотя сами и не стремились его изменить. Один из героев Дж. Осборна говорил: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует. Мы отдадим свою жизнь не во имя каких-то там идеалов, красивых, но, увы, устаревших. Мы погибнем во имя ничто». В 60-е гг. пришли «новые бунтари» — А. Силлитоу, С. Чаплин, Д. Стори, обратившиеся к жизни рабочих людей. Их произведения раскрывали тревогу и неудовлетворенность человека, живущего за фасадом общества «всеобщего благоденствия». Стремление быть услышанным, разорвать пелену застывшего порядка вещей выходило за рамки литературы. Им была охвачена значительная часть молодежи 60-х гг. Оно присутствовало в действиях «новых левых», выступлениях парижских студентов в 1968 г. Это стремление своеобразно отразилось в популярной молодежной музыке 60-х гг., появлении на эстраде так называемых поп-групп, наибольшую известность среди которых приобрела группа «Битлз». Нарушение привычных канонов, невысокий профессиональный уровень многих поп-групп, вызывающее поведение и манера исполнения дали основание критикам назвать эти течения контркультурой. Однако популярность лучших групп, таких, как «Битлз», определялась не только музыкой, стилем игры, но и текстами песен. Темы одиночества, надежды, стремления к пониманию, любви были созвучны многим молодым людям. Новые веяния в развитии художественной культуры в последней четверти XX в. сказались в возникновении постмодернизма. В отличие от модернизма, который предполагал следование определенным эстетическим нормам и стандартам, новое направление в искусстве основывалось на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Массовая культура Д. Белл, который ввел в употребление понятие «массовая культура», определил его как «комплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития массового потребителя». В отличие от «высокой» культуры, которая поднимает человека, приобщая его к прекрасному, массовая культура расценивалась как продукт потребления, то, что должно «обслуживать» запросы массы (толпы). Технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало развитие кино, радио, телевидения. В связи с этим появилось понятие «индустрия культуры». Оно указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта — книг, фильмов, популярной музыки, развлечений и т. д. Это развлекательная литература — детективы, дамские романы и т. д., которая создается по выверенным «рецептам». Это телесериалы, в которых с героями, живущими в разное время и в разных странах, происходят одни и те же истории. Это голливудские фильмы, основанные на трех принципах: сильный герой, «эффект звезды», счастливый конец. Вторая половина XX в. стала эрой телевидения. Оно выполняет разные функции — информационную, развлекательную, рекламно-агитационную, образовательную и др. Обращаясь практически ко всем сторонам жизни и запросам зрителей, «голубой экран» не только обслуживает, но и формирует их. Одним из основных разделов телевизионных программ являются выпуски новостей. На телевидении США ведущих главных информационных программ относят к фигурам первой величины. Это знаменитости национального масштаба, за ними «охотятся» телекомпании, их называют «самыми толковыми, самыми изворотливыми продавцами на свете» (подумайте, что «продают» телеведущие). Телепередачи являются источником значительных доходов. Информационная программа «Шестьдесят минут», выпускавшаяся американской компанией Си-би-эс, в начале 80-х гг. достигла такой популярности, что каждый воскресный вечер ее смотрели до половины всех телезрителей в стране. Рекламная вставка в эту передачу на 30 секунд стоила 175 тыс. долларов. За 10 лет программа принесла чистую прибыль от включения рекламы свыше 0,5 млрд долларов — больше, чем составила прибыль автомобильной корпорации «Крайслер» за тот же период. Телепрограммы продаются на международном рынке. Так, организации США получили чистую прибыль от продажи за границу телевизионных программ в 1960 г. в сумме 30 млн долларов, в 1965 г. — 75 млн долларов, в 1970 г. — 95 млн долларов, в 1975 г. — 160 млн долларов. Продаваемые в другие страны программы почти полностью окупили затраты на их создание.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |