Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение музейного дела для специальности «социально-культурный сервис и туризм»



2019-12-29 380 Обсуждений (0)
Значение музейного дела для специальности «социально-культурный сервис и туризм» 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение музейного дела для специальности определяется прежде всего изменениями на рынке услуг в сфере культуры, которые формируют новые потребности и требуют привлечения новых специалистов. К музейной работе это имеет прямое отношение.

Услуги в социально-культурной сфере создаются сегодня зачастую на основе принципа комплиментарности, т.е. дополнительности. На стыке нескольких сфер возможно создание и развитие новых услуг. Например, прекрасные возможности в развитии услуг дает соединение музея как традиционного социокультурного института со следующими направлениями:

§ туризм;

§ деятельность образовательных учреждений;

§ досуговая сфера;

§ торговля;

§ информационные услуги;

§ шоу-бизнес.

Остановимся кратко на проблемах развития музейного туризма как яркого примера интеграции некоммерческой и коммерческой сферы и значении его для нашей специальности.

Для музея туризм означает, прежде всего, инициативность в создании как нового культурного продукта, так и системы музейных услуг, помогающих формированию и удовлетворению запросов реального и потенциального потребителя. Уже сегодня он выступает как мощный фактор модернизации, определяющий эволюцию части местных музеев в сторону музейно-образовательных и музейно-культурных центров, быстро осваивающих технологию гостеприимства. Музей в соединении с возможностями туризма развивает не столько свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают Музей для того, чтобы просто отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций.

Экспозиция для туриста, то есть для внешнего потребителя, - совсем не тоже самое, что экспозиция "для своих". В речи экскурсовода не должно быть фраз типа "экспозиция знакомит", "здесь представлены..." и т.п., поскольку турист не собирается ни учиться, ни готовиться к экзамену. Туристское предложение в экспозиции должно заметно отличаться от "дежурного экспозиционного блюда": сюжет, интрига, действие, тайна - вот арсенал музейного туризма в добавление к памятникам архитектуры и объектам природы.

На основе подобного арсенала специалист по музейному сервису может организовать музейный праздник, шоу-программу, интеллектуальное состязание эрудитов, мастерские в духе народных традиций и многое другое. На наших глазах рождаются новые технологии в работе с посетителями: музейные праздники, щоу-программы, фестивали и декадники народного творчества, интерактивные игры и прочие культурные акции.

В результате музей реализует свои социокультурные функции посредством выполнения социального заказа:

§ служить местом общения;

§ развлекать посетителей;

§ обслуживать туристические и экскурсионные фирмы;

§ обеспечивать вакансии для новых профессий: музейного педагога, маркетолога, специалиста по музейному сервису.

Музей сегодня, помимо воспитательно-образовательной деятельности, становится центром культурного досуга, он представляет сложный организм с разветвленной сетью современных служб, призванных предоставлять новые услуги населению и удовлетворять широкий спектр интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Другими словами, на рубеже ХХ и ХХI столетий существенно меняется миссия российских музеев, ее содержание напрямую связано с новыми общественными запросами. В чем особенность этих запросов по отношению к музеям?

Нужно помнить, что рынки культуры — это не просто создание культурных условий и благ, это, прежде всего, производство и потребление "символов" и "ценностей", удовлетворяющих "высокие" нематериальные потребности. Эти рынки имеют символическую природу. Для определенной категории посетителей музея сам визит в музеи является символическим поступком - независимо оттого, что они там увидали. Поэтому, в частности, нет смысла торговать в музее продуктами ширпотреба или предлагать услуги, которые могут быть оказаны в другом месте. Поэтому профессиональная деятельность на рынке "символов" — это работа не с товарами и услугами, а с социально-психологическими мотивами, желаниями, ценностями людей в ситуациях, когда потребление материальных вещей отражает нематериальные социальные потребности, это - потребности общения, гедонистические потребности, потребности в достижении эмоциально-психологического комфорта. Поэтому роль специалиста по сервису заключается в создании условий для удовлетворения этих потребностей в рамках музейного пространства.

Как отмечают специалисты, в ХХI веке повысился темп обновления, усилилось стремление людей к новизне и разнообразию. Быстро меняются интересы и культурные запросы — отсюда тенденция к дроблению рынков и сокращению жизненного цикла товаров и услуг. В такой ситуации успешность деятельности организаций в сфере культуры определяется необходимостью корректировать предложение под быстро меняющийся спрос и удерживать интерес за счет интенсивной коммуникации. А коммуникация – это уже основа сервиса.

Поэтому качество социально-культурного сервиса также является одним из показателей успешного функционирования некоммерческих организаций, в том числе и в музеях. Качество музейного сервиса напрямую связано со знанием теории и практики музейного дела как за рубежом, так и в России. А эти знания можно получить только в системе высшего образования на базе циклов гуманитарных и экономических дисциплин, изучаемых по специальности СКС и Т. Специалист по сервису должен уметь создавать комфортную атмосферу общения с клиентами. Это его прямая обязанность. Огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее. Кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают его смотрители? Чувствует посетитель себя желанным гостем или нежданным пришельцем? Ощущает он дружелюбие или равнодушие (или враждебность) музейного персонала? Атмосфера - очень важная часть предлагаемого музеем продукта.

То же самое относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений, здания, территории, рекламы, печатной продукции и т.д. - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. Как и театр, музей начинается с вешалки, а для некоторых категорий публики ею же и заканчивается, ибо не всякий посетитель достаточно искушен, чтобы оценить шедевр или реликвию, помещенные в убогом пространстве.

Итак, в определенном смысле, музей предлагает посетителям пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями. Кроме этого, он предлагает:

§ экспозиции и выставки;

§ программы - например, циклы экскурсий, лекций, а также кружки, студии и т.д.;

§ специальные мероприятия или события;

§ услуги, ассортимент которых определяется возможностями его коллектива и инфраструктуры;

§ авторские права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание;

§ сувениры - качественные и неслучайные - желательно, снабженные фирменной маркой музея, или (если это копии, хранящихся в музее предметов) сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения;

§ книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию - непосредственно по теме музея или по близким темам, - а также видеофильмы, слайды, CD-ROMы и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Таким образом, музей может предложить своему посетителю множество продуктов материальных и нематериальных. Что же он получает взамен? С точки зрения социально-культурного сервиса это - положительную реакцию посетителей, которые участвуют в формировании его атмосферы и имиджа и, в случае успеха, становятся невольными (или добровольными) рекламными агентами музея, его друзьями, партнерами и завсегдатаями.

Сегодня проблема музея заключается в том, чтобы знать своих посетителей (покупателей, потребителей) и своих потенциальных партнеров (заказчиков, спонсоров). Это непременное условие социальной и экономической успешности музея, ступившего на путь разработки маркетинговых стратегий и технологий. Вместе с тем, это не означает, что вся деятельность музея будет идти только навстречу выраженным желаниям публики.

Следовательно, сегодня специалистам музейного сервиса необходимо, прежде всего, использовать весь арсенал средств: знания, навыки профессионального общения, искусство, направленные на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения. Главное, надо развеять у части населения различного рода предубеждения, связанные с устойчивыми представлениями о том, что музей – «устаревшее», «скучное» и «несовременное» учреждение культуры.

Таким образом, я считаю, что современные инновационные технологии в музейном деле могут существенно расширить и качественно повысить качество музейного сервиса в целом и сформировать новые социокультурные потребности в музейных услугах у населения в частности. А это требует в свою очередь подготовки высококлассных специалистов именно по социально-культурному сервису, которые могли бы по-новому организовать работу с посетителями музеев.

 

Заключение

Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология».

Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности.

Специалисты и ученые, анализируя процессы, происходящие в музеях мира, считают необходимым изменить социальную роль музеев, пересмотреть формы и методы музейной деятельности, совершенствовать направления работы на пути повышения эффективности взаимодействия музеев с обществом, с социальными институтами. На Западе раздаются голоса о радикальных изменениях в культурно-образовательной деятельности музеев, о "возрастающей открытости музеев к обществу", о "новой роли музеев как культурно - досугового центра и социального инструмента". В России подобные представления также представлены широко, а деятельность многих, если не большинства отечественных музеев, перестраивается именно в сторону запросов общества, взаимодействия с различными социальными группами, социальными институтами. 

Современная социокультурная роль музеев в обществе в XXI в. должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Культурное наследие народов служит посредством музея для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д. 

Сегодня каждый российский музей, определяя в процессе творческой деятельности свое место в истории региона, страны и музейного сообщества, осознает себя в качестве носителя конкретных страниц отечественной культуры и предлагает посетителю различные способы ориентации в культурном пространстве.

Давно пора выходить на новый уровень музейного дела, применять инновации, способствующие повышению интереса со стороны посетителей. Приятно порадовала новая выставка под названием «Тайна Невской Воды»[2]. Экспозиция продолжительностью всего 10 минут представляет собой небольшую комнату, рассчитанную на 15 человек. Все сделано с применением новых технологий: огромный проектор, 3D-эффекты, оригинально стилизованный интерьер - создают ощущение реальности происходящего на экране. И здесь вы не просто слушаете историю Санкт-Петербурга[3], а погружаетесь в нее. Такая экскурсия будет интересна не только детям, но и взрослым. Все это показывает, как успешно можно применить современные технологии в области искусства. Еще одна новинка - аудиогид. К сожалению, они используются не во многих музеях, хотя это очень удобно.

Сегодняшний музей превращается всё больше в научный и общественно-культурный центр. Музейное дело в России пользуется уважением и государственной поддержкой. Несмотря на финансовые трудности, отечественные музееведы стараются продолжать лучшие традиции российских коллекционеров.

 

Литература

1. Александрова М.М., Тарусина О.В. Музейное дело и охрана памятников. М., Грета, 2001.

2. На пути к музею XXI века: сборник научных трудов НИИ культуры, М., 1989.

3. Краткий словарь музейных терминов.// Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе: Сб. науч. трудов. – М.: НИИ культуры, 1983. – С.128.

4. Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ). – Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2000. – С. 364.

5. Сотникова С. И. Музеология. Дрофа, М., 2004.

6. Старикова Ю. А. Музееведение. М., 2006.

7. Фролов А.И. Основатели российских музеев. – М., 1991 – С. 7

8. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., Высшая школа, 2005.

9. Шулепова Э.А. Основы музееведения. Серия "Учебники и учебные пособия по культуре и искусству". М. 2005.

10. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 216.

11. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.

12. Дирекции Музейного фонда Российской Федерации РОСИЗО для Министерства Культуры РФ проект "Инструкции по учету, хранению и реставрации музейных предметов и музейных коллекций".

13. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. №3612-1.

14. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993г. №4804-1.

15. Закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ.

16. Нормативные и законодательные акты по музейному делу и охране памятников (с1961).По имеющимся материалам выпущено три сборника. Из них: «Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991— 1996 гг.»-1 часть(вып.1998г.) и 1997-2000гг- 2 часть(вып.2001г).

17. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54 ФЗ от 26 мая 1996 г. Ст. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosizo.ru/status/documents/zakon.htm

18. Музей [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей

19. http://petersburg.rfn.ru


[1] Понятие «социально-культурный институт» использует к музеям Т. Ю. Юренева. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция. М. 2004.

[2] http://www.baltinfo.ru/news/V-Peterburge-raskroyut--Tainu-nevskoi-vody-101622

[3] В основе сюжета - легенда о Старце-пророке, предсказавшем гибель Петербурга от наводнения. Создатели фильма в неё не особо верят, но напоминают: следить за уровнем ординара - совсем не лишнее.



2019-12-29 380 Обсуждений (0)
Значение музейного дела для специальности «социально-культурный сервис и туризм» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение музейного дела для специальности «социально-культурный сервис и туризм»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)