Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

· проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

· давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;

· продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;

· давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;

· требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

· знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;

· принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;

· требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:

1) опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;

2) в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;

3) составляют протоколы об административных правонарушениях;

4) выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

5) выносят постановления о возбуждении уголовного дела.

Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции.

В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:

1) о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;

2) о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;

3) о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;

4) о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.

В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора.

Особенного внимания заслуживают решения органов дознания и следствия, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования, относящимся к предмету надзора, и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.

К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОВД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:

· письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

· письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности;

· представление об устранении выявленных нарушений закона;

· протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД;

· возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании негласных оперативно-розыскных материалов, является актом надзора как за законностью ОРД, так и за исполнением процессуальных законов органами дознания или следователем, принявшим необоснованное решение. Если они не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст. 34,174 УПК.

 

ЗАДАЧА

 

Согласно части 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Таким образом, прокурор должен составить предписание об устранении нарушений законодательства.

ПРЕДПИСАНИЕ

Прокурор _____________________ района г.___________ советник юстиции ____________________(Ф.И.О.) в результате проверки в уголовно-исполнительной инспекции, проходившей «____»_____________20___г. (акт проверки №___ от «____»_____________20___г.)

УСТАНОВИЛ следующее:

осужденные к исправительным работам Иванов и Сидоров, работавшие на мотороремонтном заводе, уволены по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции, что является нарушением законодательства Республики Беларусь, а именно части 3 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Руководствуясь часть 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»,

ПРЕДПИСЫВАЮ:

1. Немедленно устранить выявленное нарушение законодательства, а именно:

– администрации мотороремонтного завода в установленном законодательством Республики Беларусь пересмотреть решение об увольнении по собственному желанию Иванова и Сидорова, т.е. либо отменить незаконное увольнение, либо получить разрешение уголовно-исполнительной инспекции на увольнение Иванова и Сидорова;

– руководству уголовно-исполнительной инспекции принять меры к недопущению подобных ситуаций, для чего провести мероприятия по информированию руководства предприятий и организаций, на которых работают осужденные к исправительным работам, о правилах их приема-увольнения.

2. Сообщить о проведенных мероприятиях мне лично в письменном виде.

Прошу учесть, что предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю (согласно части 4 статьи 41 закона республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).




2019-12-29 191 Обсуждений (0)
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)