Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды рыночного равновесия.



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Виды рыночного равновесия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Равновесие на рынке.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине предлагаемого товара. При цене выше равновесной (P1) предложение S больше D и на рынке возникает излишек между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену (рынок стремится к равновесию). При цене ниже равновесной (P2) D>S и на рынке дефицит – конкуренция между покупателями, которые готовы заплатить больше, цена повышается, предложение S растёт, а спрос D снижается, рынок стремится к равновесию.

 

В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три вида равновесия:

 

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

 

Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

 

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

 

Таким образом, в теории рыночного равновесия важное значение уделяется элементу времени: мгновенному равновесию, когда предложение неизменно; краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования; длительному равновесию "нормальной цены", когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

 

Равновесие на рынке.

 

Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.

 

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

 

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).

 

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

 

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

 

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложен

 

Государственное регулирование цен,

Субсидии и налоги.

 

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

 

Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

 

В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны становится резкое нарушение механизма воспроизводства.

В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

· затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;

· достигнуть необходимые соотношения в развитии производства;

· затруднить рост заработной платы пропорционально росту цен;

· субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции; содействовать внешнеэкономической деятельности;

· мобилизовать бюджетные средства, необходимые для обеспечения социально-экономических мероприятий.

 

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

 

Система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

 

В России роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

 

Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

 

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

 

Субсидии и налоги.

 

Начиная с 1994 года, в Москве осуществляется реформа системы оплаты жилищно-коммунальных услуг. В ее рамках происходит постепенный рост ставок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (со временем, как известно, жителям придется возмещать их полную стоимость).

 

С целью социальной поддержки малоимущих граждан был создан Городской центр жилищных субсидий, основной задачей которого является обеспечение адресной помощи семьям с низким доходом путем предоставления им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии, о которых идет речь, предоставляются гражданам РФ на оплату квартиры, где они зарегистрированы по месту постоянного жительства.

 

На субсидию имеют право семьи, максимальный месячный доход которых не превышает следующих значений:

 

– для одиноко проживающих граждан – 12 193,2 руб.;

 

– для семей, состоящих из двух человек – 19 637,4 руб.;

 

– для семей, состоящих из трех человек – 27 764,1 руб.

 

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 и правительства Москвы от 19.09.2006 г. № 710-ПП.

 

 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

 

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

 

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

 

Все налоги подразделяются на несколько видов:

 

Прямые и косвенные

 

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие.

 

Аккордные и подоходные

 

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

 

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

 

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

 

ü Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

ü Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

ü Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

 

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

 

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

 


Задачи :

Задача 1

На основе данных, приведённых в таблице, определите равновесный объём продаж и равновесную цену.

Цена (руб.) Объём спроса (млн.шт. в год) Объём предложения  (млн.шт. в год)
80 100 120 140 160 9 8 7 6 5 3 5 7 9 11

 

Решение :

Равновесная цена – 120

Равновесный объём продаж – 7.

Задача 2

Рынок некоторого товара представлен следующими функциями спроса и предложения: QД=36-2P; QS=-4+3P.

Определите равновесную цену и равновесный объём продаж. Изобразите графически спрос, предложение, равновесный объём спроса и предложения, равновесную цену.

Правительство установило на данный товар фиксированную цену в 10 ден. Ед.

Определите, сколько в результате этого составит объём продаж.

 

Решение:

1. Р=10 ден.ед. , определить объём продаж.

QS =-4+3P=-4+3*10=26

Объём продаж: QS=26

2. Определить равновесную цену и равновесный объём продаж.

QД=QS

36-2Р=-4+3Р

36+4=3Р+2Р

40=5Р

Р=8 ден.ед.

QД=36-2*8=20 ; QS=-4+3*8=20

 

Равновесная цена Р=8;

Равновесный объём  Q=20.

 

 

Равновесная цена определяется спросом и предложением на рынке.

D - спрос

S - предложение

P* - равновесная цена

 

Задача 3

По данным приведённым в таблице, отметьте правильное соотношение между изменением предложения и спроса, с одной стороны, и изменением равновесной цены и равновесного количества, - с другой.

                                                           Изменения

         предложения Равновесной цены Равновесного                                                     предложения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Увеличивается Увеличивается Увеличивается Увеличивается Увеличивается Уменьшается Увеличивается Уменьшается Увеличивается Уменьшается увеличивается Уменьшается Уменьшается Уменьшается Уменьшается Увеличивается Уменьшается Уменьшается Увеличивается Уменьшается Увеличивается увеличивается Уменьшается Увеличивается Уменьшается Увеличивается Уменьшается Увеличивается Увеличивается Уменьшается Уменьшается Увеличивается увеличивается

 

Решение : Правильные соотношения – строки 4,7,8.

Задача 4

Функция спроса населения на данный товар QД=10-P, функция предложения данного товара QS=-5+2P.

Предположим, на данный товар установлена фиксированная цена на уровне 3 ден.ед.

Определить объём неудовлетворённого спроса.

 

Решение :

Функция спроса - QД=10-Р

Функция предложения - QS=-5+2P

Фиксированная цена - P=3 ден.ед.

Определить объём неудовлетворённого спроса (дефицит):

QS=-5+2*3=1

QД =10-3=7

Qд-QS=7-1=6

Объём неудовлетворённого спроса равен 6.

Задача 5

Изобразите на двух рисунках потоварный налог, уплачиваемый производителем и потребителем.

 

Решение :

Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается производителем.

 

До введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объём продаж Q1. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара, это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т.

Общая сумма налога поступающая в госбюджет будет соответствовать площади прямоугольника P*ABP -

Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателем.

Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т.

 

 

Задача 6

Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцом:

1) вызывает увеличение равновесного объёма рынка;

2) вызывает увеличение объёма предложения;

3) вызывает сокращение равновесного объёма рынка;

4) изменяет конфигурацию линии спроса.

Найдите правильный ответ.

Решение :

Вызывает сокращение равновесного объёма рынка.

 

 


Литература :

1. Носова С.С. “Экономическая теория”

2. Экономика под ред. Булатова

3. “Курс экономической теории” под ред. Чепурина и Киселёва

4. “Экономическая теория” под ред. Камаева

 

 



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Виды рыночного равновесия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды рыночного равновесия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)