Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа систематизации законодательства



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Программа систематизации законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программа систематизации законодательства Сперанского отражала философско-правовые взгляды, основанные на религиозно-нравственных идеях и принципах естественного права. Главным содержанием юридических воззрений Сперанского было так называемое "союзное бытие" человека, его союз с людьми и богом; фундамент этого союза составляет нравственность ("совесть", "правда"), а средства укрепления - религия и законодательство. Последнее, реализуя "естественное", божественное право человека, исходит от власти монарха - представителя божественной власти на земле. Важным звеном юридической политики Сперанский считал информированность государственных учреждений, их служащих и населения о законах, их доступность, ясность, единообразие в применении. Это составляло "законность" общественной жизни, что было невозможно, по мнению Сперанского, без систематизации законов. [10]

Программа была изложена Сперанским в ряде подданных в январе 1826-1828гг. записок императору, а затем - в "пояснительных сочинениях" к актам систематизации законодательства - в предисловии к первому изданию Полного собрания законов Российской империи (1830г) и "Обозрение исторических сведений о Своде законов" (1833г). Существенные дополнения к этой программе даны в ряде неопубликованных юридических трактатов Сперанского, подготовленных для чиновников, занимавшихся упорядочением законов[11].

Прежде всего, предлагалось "определить в точности пространство предприятия, назначить соразмерные способы, установить постепенность работ и исчислить время их окончания", т.е. наметить объем работы, принципы и последовательность приведения законодательных актов в систему, сроки завершения этой работы. Сперанский выделил "два главных разряда законов": "коренные, или основные (фундаментальные), законы о наследии престола, о порядке законодательства и о правах, разным состояниям от самодержавной власти присвоенных", и "законы управления" ("права внешние, военные, полиции, судебные, хозяйственные"). И если первые следовало оставить без изменения, то вторые (за исключением "внешних и военных") - консолидировать в виде сводов, объединив в общий Свод законов Российской империи, а затем провести кодификацию в виде уложений.

В качестве исходной основы систематизации законодательства Сперанский предложил "издание Полного собрания законов" по хронологическому порядку - предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств". Далее работа должна строиться на основе собранного законодательного массива по схеме: свод - уложение - учебная книга. Это и определяло основные этапы систематизации законодательства.

Свод законов Российской империи представлялся Сперанскому сложной инкорпорацией действующего законодательства, внутреннее содержание которого должны были составить акты консолидации отраслевых законов по их институтам (например, Свод законов гражданских, уголовных и т.п.). "Свод - подчеркивал Сперанский, - есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок сей бывает или хронологический, когда законов слагаются по порядку их издания, невзирая на разновидность их содержания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов, или, наконец, систематический, когда они располагаются по предметам... ". Сперанский остановился на последней, наиболее удобной и сложной с точки зрения юридической техники форме - Свод законов как систематической инкорпорации законов.

Следующим этапом, который должен был восполнить пробелы в законодательстве, привести в единую согласованную систему отраслевые законы, должна была стать кодификация - подготовка уложений. Уложение, отмечает Сперанский, - есть систематическое изложение законов по их предметам так, чтобы:

1) законы общие предшествовали частным и предыдущие приуготовляли смысл и разумение последующих;

2) все законы, по своду не достающие, дополнены были в уложении и обнимали бы, сколько можно более случаев, не нисходя, однако же, к весьма редким и чрезвычайным подробностям". Необходимой частью кодификации, "принадлежащей к уложению", Сперанский считал подготовку "изъяснений", в которых "излагается разум или основание законов, дается отчет в причинах и необходимости дополнений или перемен, в уложение введенных, и устанавливается связь их с законами существующими".

Сперанский определил и разумные пределы кодификации законодательства: только "судебные законы", к которым он относил гражданское, уголовное и процессуальное законодательство, могут быть изложены посредствам сводов и уложений с соответствующими комментариями и учебными книгами. "Нет примера, да и невозможно почти составить уложение законов полицейских и хозяйственных, - писал Сперанский, - Само существо сих законов по непрестанности их движимости, изменению и непрерывному приращению не допускает систематического их изложения". Теоретические основы этих отраслей, т.е. то, "что они имеют общего и неподвижного", предлагалось изложить в "учебных книгах". Административно-полицейское и хозяйственное законодательство подлежало тематическое инкорпорация в виде сводов, которые, "составив раз, должно продолжить тем же порядком ежегодно".

Рассматривая задачи систематизации несколько шире, чем приведение в систему самих законов, Сперанский предлагал создать на основе материалов по обработке законодательства учебную книгу, которая должна представлять "то же самое уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах". В этом выразилось его намеренье соединить в Своде законов две цели: удобство употребления их при производстве дел и средство к систематическому их изучению, так чтобы те же законные книги, а не две системы разные были основанием и в отправлении дел, и в учебном образовании". [12]

Ряд положений программы Сперанского касался организационной стороны дела - существенных преобразований в структуре, составе и ходе работы Комиссии составления законов. Следовало конкретно, с исчерпывающей точностью определить компетенцию этого учреждения, пересмотреть состав, оставив и приняв на службу наиболее способных чиновников, создать и специализировать внутреннее подразделение по отдельным видам деятельности, предусмотреть строгую последовательность работ и определить сроки завершения подготовки собраний, сводов, уложений и учебных книг. Окончание работ Сперанским предлагалось к концу 1828 г. [13]

1826-1839 гг. программа систематизации законов получила дальнейшее развитие. Занимаясь ее реализацией, Сперанский в процессе решения проблем практического характера в различного рода юридических трактатах, наставлениях чиновникам, пояснительных записках и обозрениях раскрывал содержание каждого этапа упорядочения законов.

Прежде всего, им были определены принципы составления Полного собрания законов - хронологической инкорпорации ранее изданных законов. В качестве исходной точки сбора законов был определен 1649г., поскольку в юридической практике использовались законы, лишь начиная с Соборного уложения. Собрание должно было состоять из двух частей: в первую предполагалось включить законы до вступления на престол Николая I (1649-1825 гг.), а вторая мыслилась как продолжающееся издание текущего законодательства (начиная с декабря 1825 г.). В него включались только акты нормативного характера, устанавливающие "общие правила" или решения по юридическим делам, которые распространялись императорским указом на подобные случаи в будущем. Собрание, по мысли Сперанского, должно стать основой свода законной, его фундаментом. [14]

Идеи создания Свода законов в 1826-1832гг. также получили дальнейшую детализацию в связи с определением его содержания, структуры и внутренней классификацией законов. Решение вопросов о структуре Свода, Сперанский исходил из своей теории "созданного бытия человека", согласно которой существует две сферы общественных отношений: "верховной власти и подданных" - "публичная или политическая сфера" и "частных лиц" между собой - "гражданская сфера". В соответствии с этим он определял "два порядка законов" - "законы государственные" и "законы гражданские". В каждом из "порядков", по его мнению, имеются два "разряда законов по различию предметов и начал, на коих они утверждаются": содержащие "правило", т.е. "определительные" ("защитительные", "повелительные"), и его "охранение" ("охранительные"). В самом общем виде система законов представлялась Сперанскому следующей:

1)"государственные определительные";

2)"государственные охранительные";

3)"гражданские определительные";

4)"гражданские охранительные". [15]

В качестве правил составления Свода законов Сперанский решил принять начала, установленные известным английским юристом Ф. Бэконом. При этом развил их, снабдил практическим комментарием и свел к следующему: включить в свод только действующие законы; из многочисленных законов, "одно и то же гласящих", включить "полнейшие"; сохранить по возможности текст старых законов, а при новом изложении - их смысл; обеспечить точное и логичное словесное выражение текста закона, исключить коллизионные нормы; обеспечить проверку состава свода (ревизию) в министерствах и ведомствах с последующим утверждением "надлежащей властью"; "как Своды обнимают только пришедшие и не определяют ничего в будущем, последующие законодательные акты включать в особые Продолжения Свода законов". [16]

Свод законов Российской империи предусматривался Сперанским как общий акт для всей страны. На его основе и в развитие должны быть изданы остальные Своды ведомственных (военного, морского) и региональных (польских, финляндских, прибалтийских, западных губерний) узаконений. Предусматривалась также кодификация норм обычного права. [17]

Реализация намеченных планов

 

Программа Сперанского не была в полном объеме принята. Решив остановиться на "Своде законов существующих с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе их", император образовал 31 января 1826 г. II отделение в составе собственной канцелярии, взяв под личный надзор. И вполне естественным было бы назначение на должность начальника отделения Сперанского. Но в главе нового учреждения был поставлен проф. М.А. Болугьянский - Член бывшей комиссии составления законов, учитель "законоведения" императора в бытность его великим князем. Сперанский, официально оставаясь членом (с 1832г. - председателем) департамента законов Государственного совета, фактически возглавил юридическую часть систематизационных работ.

24 апреля 1826г. объявлением "Наставления II отделению о порядке его трудов" Сперанский положил начало реализации своей программы. Основные ее этапы были осуществлены при жизни Сперанского: проведены комплекс организационных мер по определению в штат отделения наиболее знающих и опытных "законоведцев", сбор законодательной информации, создана юридическая библиотека. Сперанский выступал не только как руководитель и координатор работ. Каждый день работы отделения завершался докладами старейших чиновников отдельных подразделений (редакций), проверкой обучения юристов, подготовка для них преподавателей и др.

Объем проделанной работы при непосредственном участии Сперанского внушителен. К 1830г. в архивах было собрано и проанализировано 53230 законодательных актов. После смерти Сперанского Свод полностью переиздавался в 1842 и 1857гг. В последующие годы переиздавались лишь отдельные, существенно изменившиеся тома. Предложенная Сперанским система законодательства и Свод законов в своей основе оставались неизменными вплоть до 1917г.

Сперанский возглавлял также работы по систематизации военного законодательства. (1839г).

Издание Полного собрания и Свода законов Российской империи свидетельствует о серьезных достижениях в развитии отечественной юридической науки и практики. Упорядочение законодательства оказало огромное влияние на становление законодательного процесса в России, выработку основ юридической техники, развитие теоретической и практической юриспруденции, создание системы подготовки юристов.


Литература

 

1. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973;

2. Калягин В.А.М. М. Сперанский и его реформы (1808-1812) // Советское государство и право, 1982, №9.

3. Кодан С.В. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право 1989. №6.

4. Шебанов А.Ф. Из опыта создания Полного собрания законов и Свода законов в дореволюционной России. - Правоведение, 1967, №2.

5. Цит. по: Довнар-Запольский М.В. Политические взгляды М.М. Сперанского. М, 1905г.

6. Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г

7. Сперанский М.М. План государственного преобразования. СПб., 1905.

8. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского, Т.1. СПб., 1861.

9. Ерошкин Н.П. Указ. соч.

10. Скрипилев Е.А. Указ. соч.

11. Корф М.А., биограф М.М. Сперанского. Деятели и участники в падении Сперанского: неизданная глава из "Жизни графа Сперанского" // Рус. Старина. 1902. Т 109, март.

12. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.

13. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов.

14. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань.1889.

15. Никитенко А.В. Воспоминание о М.М. Сперанском. СПб., 1872.

16. Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I. - ж-л Министерства юстиции, 1905,№9, с.236 - 282; № 10.

17. Русская старина, 1876, №2.

18. Сперанский М.М. Предисловие к первому Полному собранию законов Российской империи. - Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т.1. СПб.,1830. с.1-XXIX; Обозрение исторических сведений о Своде законов.

19. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1987.

20. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. М., 1989.


[1] Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973; М.М. Сперанский и его реформы (1808-1812)-Сов. гос. и право, 1982, №9, с. 111-120.

[2] Шебанов А.Ф. Из опыта создания Полного собрания законов и Свода законов в дореволюционной России.- Правоведение, 1967, №2, с. 96-106.

[3] Цит. по: Довнар-Запольский М.В. Политические взгляды М.М. Сперанского. М,1905г., с. 10.

[4] Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г. С. 82.

[5] Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г. С. 17-143.

[6] Сперанский М.М. План государственного преобразования. СПб., 1905, с. 1-9; Проекты и записки, с. 218-236; Корф М.А. Жизнь графа Сперанского, Т. 1. СПб., 1861. с. 10-269; Ерошкин Н.П. Указ. соч., с.88-96; Скрипилев Е.А. Указ. соч., с.211.

[7] Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I.- ж-л Министерства юстиции, 1905,№9,с.236- 282; № 10. с. 189-214.

[8] Писал Корф М.А., биограф М.М. Сперанского. Деятели и участники в падении Сперанского: неизданная глава из «Жизни графа Сперанского»// Рус. Старина. 1902. Т 109, март. С. 469-508.

[9] Никитенко А.В. Воспоминание о М.М. Сперанском. СПб., 1872.

[10] Юридические воззрения Сперанского носили эклектический характер, и только в конце жизни им была предпринята попытка их обобщения в книге «Руководство к познанию законов». Основу руководства составили тексты бесед «О законах», которые проводил Сперанский в 1835-1837гг. с наследником, будущим императором Александром II, во время его обучения (ОР ГПБ, ф. 731, оп. 1, д. 1065-1135). Этот незавершенный труд был издан в 1845г.

[11] РО ГПБ, ф.731, д. 1759-1760 (Опись работ по правоведению). Фонд содержит более 850 дел с различными заметками и трактатами Сперанского по юридическим вопросам (д. 902- 1758). Лишь незначительное число их опубликовано в сборнике «В память графа Сперанского» (1872г.), изданном юбилейной комиссией в связи со 100-летием со дня его рождения.

[12] Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб., 1833. с. 125-127.

[13] Русская старина, 1876, №2, с. 437-441.

[14] Сперанский М.М. Предисловие к первому Полному собранию законов Российской империи.- Полное собрание законов Российской империи. Собр.1. Т.1. СПб.,1830. с.1-XXIX; Обозрение исторических сведений о Своде законов, с.128-158.

[15] Сперанский М.М. Руководство к познанию законов., с.25, 42-48.

[16] Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. с. 104-113.

[17] Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань. 1889., с. 4-36.



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Программа систематизации законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа систематизации законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)