Сварожич – огонь, сын неба-Сварога.
Стрибог – бог грозы, появляющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога.[61] Морской царь (Водяной, Чудо-Юдо) – владыка всех вод на земле; Перун дождящий переходит в властителя морей, рек, источников… Морской царь властвует над всеми рыбами и животными, какие только водятся в морях[62]. Хорс – божество солнца и солнечного диска. Хорсу посвящены два очень крупных языческих праздника в году – дни летнего и зимнего солнцестояния[63]. Дажебог (Дажбог, Дажьбог, Дашуба) – солнце, сын Сварога. «Как светило вечно-чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым, имя его сделалось синонимом счастья. Солнце – творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла»[64]. Самаргл (Семаргл) – бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооружённого добра. Имеет способность исцелять, ибо он принёс с неба на землю побег дерева жизни[65]. Мокош (Мокошь, Макоша, Макеша) – одна из главных богинь восточных славян, жена Перуна. Имя её составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Мокошь – мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет судьба, поэтому её ещё почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при её изображении – рог изобилия. Покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Изображалась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе[66]. Ладо – «бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия…ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его»[67] Купала – бог земных плодов[68], плодотворящее божество лета[69] Коляда – «бог торжеств и мира»[70]. Солнце-младенец, в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла.[71] «Между богами добрыми славился боле прочих Святовид. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его величиною превосходил рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева; имел четыре головы, две груди, искусно счёсанные бороды и волосы остриженные; ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук; подле идола висели узда, седло, меч его с серебряными ножнами и рукояткою»[72]. Волос – «бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, … выгоняет на небесные пастбища облачные стада… Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, Волосу…придано значение бога, помогающего трудам земледельца»[73]. Все боги изображались в виде идолов – деревянных, как правило, скульптур, при этом идолы считались «не образом, но телом богов»[74]. Храмов, посвящённых этим богам, не было. По крайней мере, не сохранилось никаких сведений о них. Возможно, если вспомнить отсутствие постоянного и крепкого жилища у славян, истуканы перемещались вместе с поселениями славян, и храмов как таковых вполне не могло быть вовсе. Также не было и жрецов, «были одни только волхвы или Кудесники. Волхв – это мудрец, знающий будущее, гадатель, знахарь, ближе смертного стоящий к таинственным силам природы – к божеству…; жрец – избранник Бога, представитель на земле его интересов; знание и могущество жреца исходят непосредственно от Бога»[75]. Помимо богов были ещё домашние божества, или нежить, или духи; существа без плоти и души, всё, что не живёт человеком, но имеет его облик. Лешии – «живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути»[76]. Русалки – водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещенными, либо потонувших или утопившихся девушек. Русалки – представители царства смерти, тьмы и холода. У западных славян русалки – весёлые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии – это злые и мстительные существа, растрёпы и нечёсы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить[77]. Домовые – 1) Домовой-доможил – представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это малорослый старик, весь покрытый тёплою, косматою шерстью. Он заботится только о своём доме[78]. 2) Домовой-дворовой – получил своё имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нём сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему приносят на железных вилах в ясли[79]. Кикиморы – дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения – курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, так называемые «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое – выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова – с напёрсток, а туловище – тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далёкие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть[80]. Помимо этого, славяне в России «также молились деревьям, особенно дупловатым, обвязывая их ветви убрусами или платами»[81]. Карамзин же отмечает, что «Славяне обожали ещё знамёна, и думали, что в военное время они святее всех идолов»[82]. К религиозным обрядам следует отнести тризну и сожжение на костре умершего и его вдовы. «Славяне Российские творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре, и заключив пепел в урну, ставили её на столпе в окрестности дорог. Сей обряд… изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться её в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности. Но Славяне Киевские и Волынские издревле погребали мертвых, некоторые имели обыкновение, вместе с трупом, зарывать в землю сплетённые из ремней лестницы; ближние умершего язвили лица свои, и закалали на могиле любимого коня его»[83]. Ибн Руста рассказывает: «При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом»[84].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ При изучении литературы по вопросу мы сталкиваемся с довольно малым количеством конкретной информации о славянах: об их внешности, их быте, хозяйстве. Сведения о них туманны и расплывчаты, что объясняется отсутствием письменных источников того времени и давностью лет. В то же время их достаточно, чтобы иметь представление о славянах. Гораздо более подробно мы можем описать религиозные обычаи славян, так как их отголоски сохранились и до нашего времени. Вместе с христианскими обрядами сохранились языческие, они так тесно переплелись в нашей культуре, что остаются в ней до сих пор, хотя православная церковь и не приветствует их. Знание о прошлом наших предков позволяет иначе взглянуть на привычки людей нашего времени, объяснить многие особенности русского характера, о котором во всём мире говорят, как об особенном и неповторимом. Широта русской души, гостеприимство, открытость, миролюбивость и отчаянное мужество и стойкость в трудные времена – вот то, что отличает русский народ от других народов, то, что позволяет ему выстоять во все века, так как историю нашего государства нельзя назвать простой и лёгкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – 640 с. 2. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. – 624 с. 3. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – 384 с. 4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000. – 742 с. 5. Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. – 320 с. 6. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. – 812 с. 7. Шмурло Е.Ф. История России 862 –1917 гг. – М.: Аграф, 1997. – 736 с. [1] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.31 [2] Там же, с.31 [3] Там же, с.33 [4] Там же, с.34 [5] Там же, с.40 [6] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354 [7] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.40 [8] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.62 [9] Там же [10] Там же, с.219 [11] Там же, с.67 [12] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.35 [13] Там же, с.62 [14] Там же [15] Там же, с.63 [16] Там же [17] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.64 [18] Там же [19] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. – С.103 [20] Там же [21] Там же [22] Там же [23] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.65 [24] Там же, с.66 [25] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. – С.103. [26] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – С.354 [27] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. – С.108 [28] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.65 [29] Там же [30] Там же, с.66 [31] Там же, с.65 [32] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000. - С.64 [33] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354 [34] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.67 [35] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354 [36] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.67 [37] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.67 [38] Там же, с.69 [39] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. – С.108 [40] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.68 [41] Там же [42] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354 [43] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.70 [44] Там же [45] Там же, с.89 [46] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.71 [47] Там же, с.72 [48] Там же [49] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.72 [50] Там же,с.73 [51] Там же [52] Там же [53] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.54 [54]Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.55 [55] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.76 [56] Там же [57] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.67 [58] Там же, с.56 [59] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.80 [60] Там же, с.49 [61] Там же, с.61 [62] Там же, с.44 [63] Там же, с.66 [64] Там же, с.25 [65] Там же, с.59 [66] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.41 [67] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.80 [68] Там же, с.81 [69] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.37 [70] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.81 [71] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.36 [72] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.77 [73] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.23 [74] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.76 [75] Шмурло Е.Ф. История России 862 –1917 гг. – М.: Аграф, 1997. – С.40 [76] Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.81 [77] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.90 [78] Там же, с.132 [79] Там же, с.133 [80] Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.83 [81]Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Наука, 1989. – С.82 [82] Там же [83] Там же, с.88 [84] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |