Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативные правовые акты Российской Федерации

Вторым базовым источником являлся Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г., который утратил силу с 1 января 2006 года.[2]

Третьим источником выступает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г.[3]

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»[4], Федеральный закон « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[5], Федеральный закон « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».[6]

Источниками муниципального права являются также федеральные законы « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[7], « Об образовании»[8], «О недрах»[9], « Об участии в международном информационном обмене», « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[10] и многие другие.

Источниками муниципального права являются Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и постановления Конституционного Суда.


 

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

1.Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов.

2. Закон и местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.

Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативно-правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации: постановлениях законодательных органов, глав администраций,    президентов республик.

Нормативные правовые акты местного самоуправления.

К ним относятся:

1) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан;

2) решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

3) решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования.

Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной местной конституцией. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

-наименование муниципального образования;

- перечень вопросов местного значения;

-формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

- структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- виды, порядок принятия официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

- срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

- виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления;

-порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

- порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.[11]

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985г.[12], ратифицированную федеральным законом от 11 апреля 1998г., необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника муниципального права.

К источникам муниципального права также следует отнести и договора, заключенные между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.


2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Муниципально-правовые нормы - это нормы права, которые закреплены и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, т.е. в процессе организации и функционирования местного самоуправления.[13] Наряду с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально- правовые нормы имеют ряд своих особенностей.

Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой- из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов, в результате их нормотворческой деятельности на местном (негосударственном) уровне.

Во-вторых, специфика муниципально- правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права- комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли- конституционному, административному, финансовому и т.д. праву.

Муниципально-правовые нормы принято классифицировать по различным основаниям (критериям).

По объекту  правового регулирования, т.е. по тем общественным отношениям, которые регулируются этими нормами, они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как важнейшую форму народовластия; основы местного самоуправления; формы его организации и осуществления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

По характеру содержащихся в них предписаний- на управомочивающие; обязывающие; запрещающие; отсылочные.

По степени определенности и содержащихся в них предписаний- на императивные и диспозитивные.

По действию во времени и пространстве- на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время; на нормы, действующие на всей территории России или на территории ее субъектов, либо в пределах территории муниципального образования.

По юридической силе- на нормы, содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, других нормативных правовых актах, и нормы  уставов муниципальных образований, нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Нормы муниципального права подразделяются также: на нормы общего регулирования (общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного регулирования; на материально-правовые и процессуальные и т.д.

Совокупность норм родственных по объекту и характеру правового регулирования образует муниципально- правовой институт. К числу институтов муниципального права относятся:

1) местное самоуправление как самостоятельный институт и форма народовластия;

2) основы местного самоуправления;

3) формы местного самоуправления;

4) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

5) гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и др.

Все эти муниципально-правовые институты являются одновременно структурными элементами российского муниципального права.

Регулируемые муниципально-правовыми нормами общественные отношения, возникающие на местном уровне в процессе организации и функционирования местного самоуправления, образуют муниципально-правовые отношения.

Субъекты таких отношений разнообразные. К ним относятся:

1) муниципальные образования;

2) население муниципальных образований;

3)органы местного самоуправления, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие;

4) территориальное общественное самоуправление;

  5) собрания, конференции и сходы граждан; федеральные и региональные государственные органы;

   6) суды;

   7) общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать следующие краткие выводы:

1. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы, в которую входит система законодательных и иных нормативных актов.

2. Правовая база местного самоуправления включает в себя Конституцию РФ, федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, постановления правительства и т.п., уставы и другие правовые акты муниципальных образований.

3. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

4. Существует три уровня нормативных правовых актов:

1. Федеральные- нормативные правовые акты РФ.

2. Региональные- нормативные правовые акты субъектов РФ.

3. Местные- нормативные правовые акты муниципальных образований.

5.Специфика муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права- комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли- конституционному, административному, финансовому и т.д. праву.

6. Муниципально-правовые нормы принято классифицировать по различным критериям (основаниям):

- по объекту правового регулирования;

- по характеру содержащихся в них предписаний;

- по действию во времени и пространстве;

- по юридической силе.

7. Нормы муниципального права подразделяются также: на нормы общего регулирования (общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного регулирования; на материально- правовые и процессуальные и т.д.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.//Российская юстиция.1996. №9. С. 2-5

2. Конституция Российской Федерации 1993г.-М.: 1997.

3. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995г.// СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506

4. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г.// СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822

5.Федеральный закон « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г. ( с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)// СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497

6. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г.( с изм. от 12 августа 2004г.)// СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253

7. Федеральный закон РФ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998г. ( с изм. от 25 июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998. №2.Ст.224

8. Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. ( с изм. от 29 июня 2004г.)// СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4464

9.Закон РФ « О недрах» ред. от 3 марта 1995г. ( с изм. от 10 июня 2003г.)// СЗ РФ. 1995. №10. Ст.823

10.Федеральный закон « Об образовании» в ред. 1996г. ( с изм. от 23 декабря 2003г.)// СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150

11.Федеральный закон « Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ ( ред. от 29.06.2004)

12. Федеральный закон « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 №1735-1 ( в ред. от 31.07.95 №118-ФЗ)

13.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.

14.Елагин Р.И. Муниципальное право России: Курс лекций.-М.: Рос. гос. ин-т интеллектуальной собственности ( РГИИС), Книжный мир, 2006.


[1] Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

[2] ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995// СЗ РФ. 1995. №35 Ст.3506

[3] ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г.// СЗ РФ.2003. №40. Ст. 3822

[4] ФЗ « О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сент. 1997. ( с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 дек. 2000г., 30 дек. 2001г., 29 июня 2004г.)//  СЗ РФ. 1997. №39.Ст. 4464

[5] ФЗ РФ « Об основах муниципальной службы в РФ» от 8 января 1998г. ( с изм. от 13 апреля 1999г., 19 апреля, 25 июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998. №2.Ст. 224

[6] ФЗ РФ « Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г. ( с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)// СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497

[7] ФЗ Рф « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г. ( с изм. от 27 сент, 24 дек. 2002г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003г., 7 июня, 12 августа 2004г.)// СЗ РФ. 2002. №24. Ст. 2253

[8] ФЗ РФ « Об образовании» в ред. 1996г. ( с изм. на 23 дек. 2003г.)//СЗ РФ. 1996. №3.Ст.150

[9] ФЗ РФ « О недрах» ред. от 3 марта 1995г. ( с изм. от 6 июня 2003г.) // СЗ РФ.1995. №10. Ст.823

[10] Закон Рф « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 №1735-1 ( вред. ФЗ от 31.07.95 №118-ФЗ)

 

[11] Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005.- С. 42

 

[12] Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.// Российская юстиция. 1996. №9.-С.2-5

[13] Елагин Р.И, Муниципальное право России: Курс лекций/ Под ред. д.ю.н. доцента Гончарова И.В.- М.: Российский гос. ин-т интеллектуальной собственности (РГИИС), Книжный мир, 2006. С. 14

 



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)