Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование способностей



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Формирование способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Он обычно относится периоду от рождения ребенка до 6–7 лет. Совершенствуется работа анализаторов, развивается функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, их связь с органами движения. Все это создает благоприятные возможности для развития общих способностей. Становление специальных способностей активно начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе. Значительную роль для развития способностей играют различные игры детей, учебная и трудовая деятельность. Важным моментом является комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Существенно важный фактор развития способностей – устойчивые социальные интересы, т.е. интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности.

ЛЕКЦИЯ 35. ХАРАКТЕР

1.Понятие о характере. Физиологические основы характера.

2. Характер и личность.

3. Структура характера.

 

1.Понятие о характере. Физиологические основы характера

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер – индивидуальные сочетания наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в отношении:

1. к себе (степень требовательности, критичности, самооценки проч.),

2. к другим людям (эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, чуткость или безразличие, и др.),

3. к выполняемой работе, порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность и проч.).

Что касается физиологических основ характера, то с одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и появлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера. Свойства ВНД определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений. Но тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на базе любого типа нервной системы.

ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения — на базе уравновешенной.

Характер часто определяют как навык социального поведения — в его физиологические механизмы входит сложившийся динамический стереотип, обеспечивающий проявление отдельных черт в обычной обстановке. Ломка проходит с трудом, часто болезненное прекращение привычных дел, потеря ближнего могут привести к изменению характера.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придавая им своеобразие (доброта холерика и меланхолика проявляется по разному). С другой, стороны характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.

Если признать, что биологические, и даже генотипические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет «основу» характера, то естественно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера. При этом, имея в виду опосредствование условиями жизни, правильнее было бы говорить о них как о биологических или генотипических предпосылках характера. Признание генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь «норма реакции», т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении проблемы физиологических основ характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

Таким образом, можно сделать выводы. Во-первых, детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий. Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной. В-третьих, генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или по крайней мере не привести к патологическим отклонениям характера.

Все эти выводы очень важны для психологии.

Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями. Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.

 

Характер и личность

 

В общей структуре личности характер занимает центральное положение, объединяя все другие свойства и особенности поведения.

Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что данный вопрос можно рассматривать, двигаясь как бы в двух противоположных направлениях. С одной стороны, можно обсуждать участие характера в формировании личности, с другой стороны, можно говорить об обратном влиянии личности на характер.

Ответ на первый вопрос в общем виде содержится в формуле А. Н. Леонтьева о том, что, индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности. Материал типологий характера позволяет содержательно рассмотреть этот тезис. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных или, лучше сказать, очень разнопорядковых свойств. В них содержатся в нерасчлененном виде и свойства характера, и свойства личности. И здесь возникает очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Теперь об обратном отношении, т. е. о влиянии личности на судьбу характера. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер. (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Структура характера

 

Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развития всего комплекса его проявлений.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.

Третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д.

Особо следует выделить волевые черты характера. Волевые качества личности — стержень характера. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные.

 



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Формирование способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)