№ п/п
| Цель
| Диагностические методики
| Возрастное применение
|
1
| Оценка восприятия формы и пространственных отношений
| «Коробка форм» (2)
| 3-4 года
|
2
| Оценка восприятия отношений предметов по величине и особенностей организации деятельности ребенка.
Оценка восприятия цвета на основе выбора по образцу, знания названий цветов.
| «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия) (2)
| 3-4 года
|
3
| Оценка овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ)
| «Разрезные картинки» (2)
| 3-4 года
|
| Оценка овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам
| Методика 1б (3)
| 3-4 года
|
Методика 1а (3)
| 4-5 лет
|
| Оценка овладения моделирующим перцептивным действием
| Методика 2б (3)
| 3-4 года
|
Методика 2а (3)
| 5-6 лет
|
| Оценка развития действий идентификации
| Методика 3б (3)
| 3-4 года
|
Методика 3а (3)
| 5-6 лет
|
4
| Оценка пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве
| «Конструирование по образцу» (2)
| 3-4 года
|
5
| Оценка образного мышления. Оценка особенностей эмоционально-личностной сферы и общения ребенка с окружающими.
| «Рисунок человека» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
| Оценка наглядно-образной формы мышления
| Методика 4б (3)
| 3-4 года
|
Методика 4а (3)
| 4-5 лет
|
| Оценка сформированности действий логического мышления
| Методика 5а (3)
| 5-6 лет
|
6
| Оценка игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли).
Оценка мышления и воображения.
| «Свободная игра» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
7
| Оценка воображения, способности создавать оригинальные образы
| «Дорисовывание фигур» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
8
| Оценка памяти
| «Повторение слов и предложений» (2, 4)
| 3-4 года
4-5 лет
|
«Нарисуй фигуры» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
9
| Оценка устойчивости внимания
| «Сравни картинки» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
10
| Оценка активной речи
| «Вопросы по картинкам» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
|
11
| Оценка речевого развития, способности последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи
| «Дополнение фраз» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
12
| Выявление особенностей эмоционально-личностной сферы (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении)
| «КАТ» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
13
| Оценка крупной моторики
| «Повторяй за мной» и «Игра в мяч» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
14
| Оценка скорости движений, координации кисти рук
| «Нарисуй змейку» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
15
| Оценка двигательных навыков
| «Нарисуй узор» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
«Вырежи круг» (4)
|
16
| Оценка двигательных навыков.
Оценка внимания и контроля за собственными действиями.
| «Дорожки» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
17
| Оценка мелкой моторики
| «Свободный рисунок» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
|
«Бирюльки» (2)
| 3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
18
| Оценка работоспособности и саморегуляции
| «Рисуем палочки» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
19
| Оценка наглядно-схематического мышления
| «Четвертый лишний» (4)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
20
| Оценка наглядно-образного мышления
| «Домики на полянке» (3, 4)
| 4-5 лет
5-6 лет
|
21
| Оценка образного мышления и организации деятельности
| «Рыбка» (2)
| 4-5 лет
5-6 лет
|
22
| Оценка способности устанавливать простейшие логические отношения
| «Мисочки» (включение в ряд) (2)
| 4-5 лет
|
23
| Выявление элементов логического мышления
| «Классификация по заданному принципу» (2)
| 4-5 лет
5-6 лет
|
«Свободная классификация» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
24
| Оценка логического мышления
| «Самое непохожее» (2)
|
25
| Оценка взаимоотношения с членами семьи.
Выявление эмоционально-личностных трудностей ребенка.
| «Рисунок семьи» (2)
| 4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
26
| Оценка характера отношений в семье
| «Два дома» (2)
| 4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
27
| Выявление способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме
| «Рассказ по картинкам» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
28
| Выявление особенностей мышления и опосредованного запоминания.
Выявление особенностей личностной сферы, оценка организации деятельности.
| «Пиктограмма» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
29
| Оценка механического запоминания
| «Десять слов» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
30
| Выявление личностных качеств и особенностей воображения
| «Несуществующее животное» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
31
| Оценка воображения, ценностных ориентаций, потребностной сферы, взаимоотношений с детьми и взрослыми
| «Три желания» и «шапка-невидимка» (2)
| 4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
|
32
| Выявление ценностных ориентаций.
Оценка общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций
| «Игровая комната» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
33
| Выявление уровня самооценки
| «Лестница» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
34
| Выявление притязаний
| «Выбор карточки» (2)
| 5-6 лет
6-7 лет
|
Литература
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г. и др. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003. – 288 с.
2. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. – М.: ИНТОР, 1995. – 64 с.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В. и др. Диагностика умственного развития дошкольников _ М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
4. Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336 с.
Приложение 2
Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений
(на основе рекомендация О.М. Дьяченко, докт. псих. наук, профессора)
Проблема возможностей оценки развития детей в образовательных учреждениях самими педагогами стоит достаточно остро. Естественно, что полностью охарактеризовать развитие ребенка может только специалист-психолог после проведенного обследования. Однако практически невозможно провести полное психологическое обследование каждого ребенка, воспитывающегося в дошкольном образовательном учреждении. В то же время потребность в такой оценке чрезвычайно велика, особенно по отношению к детям старшего дошкольного возраста.
С одной стороны, эта потребность определяется вопросами подготовки каждого конкретного ребенка к обучению в школе. С другой – возникает из самой ситуации образовательной практики, когда в условиях различных образовательных программ необходимо выделить и отметить продвижение детей по наиболее значимым для дошкольника направлениям развития. Подобный анализ развития детей самими педагогами дает возможность отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
На практике потребность педагогов в целенаправленном анализе развития дошкольников находит свое отражение в составленных самими педагогами картах развития детей. Однако изучение подобных карт показывает, что педагогам не всегда удается отметить главные стороны развития, выделить в нем самые важные показатели. Карты развития детей дошкольного возраста могут помочь воспитателям выделить наиболее существенные для анализа развития ребенка-дошкольника критерии.