Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема



2019-12-29 535 Обсуждений (0)
Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




Творческий про­цесс —  особая форма качественно­го перехода от уже известного к но­вому, неизвестному. У детей этот пере­ход осуществляется в процессе много­образных форм поисковой деятельно­сти, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. По мнению Н.Н. Поддькова, «чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригиналь­нее поисковая деятельность, тем боль­ше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат»[22, с.114]. В творческом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе кото­рого будут затем строиться оригиналь­ные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятель­ности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

     Н.Н.Поддьяков подчеркивает, что «творчество де­тей всегда насыщено яркими положи­тельными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству оно обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость пер­вых, пусть пока маленьких, но откры­тий, удовольствие от своих новых ри­сунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творче­ского процесса с эмоциональным развитием дошкольников»[22, с.117].  

Несмотря на многообразие характеристик творчества, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты креативности - универсальной способности к творчеству. Следовательно, развитие творческого мышления должно составлять основное содержание педагогической работы по развитию творческих способностей детей.  

Под словесным (вербальным) творчеством понимается сложный процесс, в котором существует прямая зависимость между развитием речи детей и различ­ными проявлениями творческой импровизации. Вербальное творчество, по мнению О. С. Ушаковой, представляет собой «продуктивный вид детской деятельности, возни­кающий под влиянием произведений искусства и впечатлений от окру­жающей жизни. Выражается данный вид творчества в создании различных сочинений — ска­зок, рассказов, стихов» [31, с.112].

 В основе творческого рассказывания лежит «процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии»[5, с.338]. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

По мнению М.М.Алексеевой, Б.И.Яшиной [5], элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. «Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел»[5, с.337]. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, как отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество исследователь рассматривает как «деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов»[31, с.191]. Исследователем отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

 Словесное творчество детей, по мнению Н. А. Ветлугиной, выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований) [8, с. 245]. Оно развивается тогда, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества, дошкольники овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарь. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [4, с.4].

Как отмечают авторы монографии «Вербальное творчество» (Мозырь, 2001) Е.А. Кац, Л.С. Ковалевская, по вопросу возможностей обучения детей творческому рассказыванию существу­ют различные точки зрения[7, с.3]. Так, Н.А. Орланова, Н.П. Короткова [16] считают, что творческое рассказывание появляется у дошкольников к моменту сформированности связной речи.  По мнению исследователей, словесное (вербальное) творчество — результат работы воспитателя с детьми в области связной речи, словарной работы, грамматического оформления речи и ознакомления с художественной литературой, поэтому всю работу нужно рассматривают в комплексе как предвари­тельную часть процесса составления детьми творческих рассказов. Таким образом, словотворчество возникает лишь к концу старшего дошкольного возраста.

Исследователь О.М.Дьяченко считает, что формирование творческого рассказывания должно происходить одновременно с этапами развития связной речи и другими компонентами творческого процесса. К 3-4 годам дети способны овладеть элементарным опытом твор­ческой работы и понимают задания типа «Придумай». Появляется ак­тивность и заинтересованность процессом составления творческих рассказов. О.М.Дьяченко указывает на эволюцию развития речетворчества у детей дошкольного возраста:

В 4 года дети могут составлять творческие рассказы по плану (3-4 вопроса), ограничиваясь одной темой, и дают развернутую, подробную характеристику объекта; овладевают структурой связ­ного рассказа (начало, середина, конец рассказа). В рас­сказах используется прямая речь.

На 5-м году жизни при систематическом обучении творческие уме­ния детей совершенствуются. Дети могут предварительно продумать ос­новную фабулу своего рассказа, увеличивается количество и появляется  разнообразие образов. Выражают свое отношение к ним. Сознательно продумывают юмористические ситуации.

На 6-м году жизни наблюдаются наивысшие способности творческого воображения. Речь детей при составлении рассказов приобретает определенный колорит в зависимости от характера темы. Если это придумывание сказки, то они пользуются оборотами, характерными для сказок и т. д. Обобщают содержание рассказа в коротком названии, планируют сюжет.

Исходя из особенностей, выделяются компоненты творческого акта (воображения) у детей старшего дошкольного возраста. Е.А. Кац, Л.С. Ковалевская, к примеру, предлагают следующую характеристику:

1) сформированность механизма фантазирования;

2) наличие у детей связной речи;

3) приобретение детьми опыта сочинительства;

4) наличие творческих качеств личности (самостоятельности, сме­лости мышления);

5) наличие ассоциативно-образного мышления [7, с.4].

 По мнению ученых, при последовательном обучении, опираясь на компоненты творчес­кого акта, дошкольники с 3-4 лет могут оставлять творческие рассказы: «совершенствование творческих умений детей проявляется в постепен­ном расширении объема творческого воображения, в формировании элементарных умений управлять работой своего воображения, сопостав­лять результат творчества с требованиями воспитателя, с реальной действительностью»[7, с.21].

  В исследованиях  О.С.Ушаковой подчеркивается,  что развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей: «обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях фор­мирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.)[31, с.185].

Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элемен­ты сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается под­линно эстетическим восприятием. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том слу­чае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

   По мнению специалистов в области развития речи дошкольников, проблема формирования словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — фонетическую, лексическую, грамматическую. Согласно концепции О.С. Ушаковой, фонетическая сторона «включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дик­ция) - это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей»[31, с.187]. Лексическая сторона речи — «это составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употре­бить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания» [Там же, с.181]. Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выра­зительно. 

Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества, в развитии которого важная роль принадлежит взрослому, педагогу,  Н.А. Ветлугина выделяла три этапа:

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

  Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

 На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса [8, с.89].

 Анализ современных психолого-педагогический исследований по проблеме детского речевого творчества позволяет сделать следующие выводы:

- под детским словесным творчеством понимается сложный процесс, представляющий собой продуктивный вид деятельности, возни­кающий под влиянием произведений искусства и впечатлений от окру­жающей жизни и выражающийся в создании различных сочинений — ска­зок, рассказов, стихов;

- показателями сформированности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста являются сформированность механизма фантазирования, наличие у детей связной речи, приобретение детьми опыта сочинительства, наличие творческих качеств личности (самостоятельности, сме­лости мышления), а также наличие ассоциативно-образного мышления;

 - особенности творческого рассказывания детей дошкольного возраста заключаются в самостоятельном придумывании содержания связного повествования (его сюжета, воображаемых действующих лиц) с опорой на заданную тему и свой собственный опыт, умении придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку, облечь рассказ в выразительную и занимательную форму;

- проблема развития творческого рассказывания включает в себя все направления работы над словом — фонетическую, лексическую, грамматическую.

 



2019-12-29 535 Обсуждений (0)
Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)