Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




В законодательстве и в самой природе власти и управления коренятся основания для определения степени соотношения, а также разграничения деятельности между представительными органами – органами муниципальной власти, и их исполнительными органами – органами муниципального управления. Представительные органы не могут функционировать как органы власти без подчинённого им исполнительного аппарата. Это вытекает из их функционального предназначения.

Основное значение аппарата управления состоит в умении практически организовать необходимую населению муниципального образования деятельность. В этих целях на территории муниципального образования наряду с выборными представительными органами образуется аппарат муниципального управления.

Вопрос об исполнительном органе местного самоуправления и о системе органов, которые составляют в своей совокупности исполнительный аппарат муниципального управления, недостаточно изучен современной юридической наукой. Однако можно отметить, по крайней мере, два основных признака, характеризующие исполнительные органы как органы управления:

· их властность;

· специфичность формы деятельности по осуществлению функций местного самоуправления – её исполнительно-распорядительный характер.

В качестве исполнительного органа на муниципальном уровне выступает местная администрация. Местная администрация (от лат. administratio – управление) – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит его глава на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. По официальным данным, в 20092 муниципальных образованиях главой местной администрации является глава муниципального образования. В 3826 муниципальных образованиях (16% от общего количества) главы местных администраций назначаются по контракту[3].

Полномочия исполнительного органа местного самоуправления определяются статьёй 132 Конституции РФ. Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены:

1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) охрана общественного порядка;

4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;

5) жилищно-коммунальный комплекс;

6) муниципальное здравоохранение;

7) образование и т.д.

Помимо решения вопросов местного значения исполнительный орган также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т.е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно- правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Однако институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций. Согласно 131 Федеральному закону, полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случае его смерти, отставки по собственному желанию, расторжения контракта, отрешения от должности и т.д.

Местные администрации во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и т.п.), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке, есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Её структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, в чём явно проявляется взаимоотношение и взаимовлияние этих органов муниципальной власти. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. По мнению специалистов, структура местной администрации должна определяться с учётом определённых принципов, апробированных на практике. К ним относятся:

· ограничение номенклатуры возможных структурных подразделений и должностей;

· оптимальные с учётом функций размеры подразделений и число заместителей руководителя организации;

· оптимальное с учётом функций число работников структурных подразделений, при которых вводится должность заместителя начальника;

· целесообразное соотношение отдельных должностей муниципальных служащих, а также муниципальных служащих и иных работников;

· достижение главной цели органа управления – наиболее полное удовлетворение интересов населения на основе комплексного развития муниципального образования;

· обеспечение рационального разделения и кооперации труда;

· минимум уровней иерархии;

· соответствие количества подразделений объёму осуществляемых полномочий;

· специализация структурных подразделений на выполнение определённого круга функций;

· централизация выполнения однородных и взаимосвязанных функций;

· объединение структурных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение определённых потребностей граждан и государства в целом;

· недопустимость существования подразделений, не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих её сверху вниз, снизу вверх или по горизонтали.

Как правило, к числу наиболее распространённых просчётов при формировании структуры местной администрации относятся слабая проработка вопросов предпроектного обследования и неудовлетворительный анализ функционирующих организационных структур, их недооценка, связанная с некачественным выбором методов анализа, организационного обеспечения всей работы по совершенствованию структур. Это может быть недостаточная точность определения количественных характеристик организационной структуры, особенно их основополагающих значений: численности руководителей, специалистов и других работников, норм управляемости и другое.

Сохраняются методы формирования структур местных администраций без учёта комплекса факторов, влияющих на её экономичность и эффективность. Так, не учитывается определённая зависимость между показателями численности аппарата и показателями сложности управления территории, а также влияние на первый из них таких факторов, как: численность населения и площадь муниципального образования, объёмы промышленного производства и др. Эти серьёзные недостатки объясняются отсутствием примерных научно-обоснованных организационных структур органов местного самоуправления и часто неудовлетворительной методологией их формирования. Подразделения, занимающиеся совершенствованием организационной структуры конкретного органа муниципального управления, как правило, не предусматриваются.

Таким образом, представительный и исполнительный органы местного самоуправления являются основными органами местной власти. На их плечи возложена основная масса проблем и вопросов, требующих решения на местном уровне. Именно они, в первую очередь, ответственны за решение этих вопросов и за уровень благосостояния жителей муниципального образования. И такую серьёзную ответственность гораздо проще нести совместно, гораздо проще принимать совместные решения и реализовывать их на практике. Поэтому большое значение на местном уровне имеет не только наличие и функционирование представительного и исполнительного органа, но и их взаимоотношение и взаимодействие.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия и структура исполнительного органа местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)