Основные требования к знаниям и умениям студентов
Федеральное агенство по науке и образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
Петрищева Г.С. Программно-методические материалы по теории и методике Обучения биологии Методические указания (для студентов ГЕОГРАФО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОЗО)
В работе представлены программа лекционного курса, содержание семинара, задания для самостоятельных работ, вопросы к экзамену, тестовые задания для самоконтроля студентов естественно-географических факультетов заочного отделения по теории и методике обучения биологии с целью подготовки их по дополнительной специальности – учитель биологии.
Бийск - 2005
Содержание
Пояснительная записка………………………………..............3 Основные требования к знаниям и умениям студентов…… 4 Тематика лекций………………………………………………4 Семинарское занятие………………………………………... 5 Самостоятельная работа……………………………………. 6 Тесты для самоконтроля…………………………….............. 9 Вопросы к экзамену………………………………………….11 Литература……………………………………………………11
Пояснительная записка. Теория и методика обучения биологии - ведущая учебная дисциплина в подготовке студентов к будущей деятельности учителя по дополнительной специальности биология. Предметом изучения данной дисциплины является учебно-воспитательный процесс биологии в школе. Поэтому она базируется на ранее изученных студентами педагогике, психологии, дисциплинах предметного цикла: ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, генетике, экологии, эволюционном учении, цитологии и др. Первоочередные задачи программы по методике обучения биологии направлены на повышение теоретического уровня раскрытия основных методических проблем, объективную оценку истории и современного состояния методики биологии, рационализацию построения курса и приведение его в соответствие с современным состоянием естественнонаучных дисциплин средней школы, углубление системы методов преподавания, основ развивающего обучения. Ведущим звеном всей системы обучения данной дисциплине является лекционный курс. В нем излагаются главнейшие основы теории обучения биологии в средней школе, раскрываются важнейшие методические проблемы. Частные методики вынесены на обсуждение в ходе лабораторных занятий. В процессе этой работы проводится ознакомление студентов с методикой школьного эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, лабораторных работ, с постановкой наблюдений и опытов над растениями и животными. Семинарское занятие предусматривает формирование у студентов установки на закрепление полученных методических знаний. Самостоятельная работа учит студента работать с первоисточниками, с научной и методической литературой по обобщению опыта работы учителей и методистов. Она позволяет дополнить лекционный курс конкретным материалом и подтвердить и закрепить теоретические положения. Методические указания составлены в соответствии с требованиями госстандарта к уровню подготовки учителя биологии. Назначение методических указаний – помочь студентам усвоить теоретические положения методики обучения биологии как науки, осмысленно применить их в ходе выполнения лабораторных занятий, другими словами - углубленно рассмотреть методические проблемы и способствовать формированию профессиональных умений и навыков. Задания для студентов на занятиях предлагаются дробно, в виде отдельных порций, при необходимости с комментариями. Это позволяет увеличить степень самостоятельности при их выполнении. То есть они предложены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в усвоении методических знаний и нарабатывали и совершенствовали при этом методические умения.
Основные требования к знаниям и умениям студентов В процессе изучения методики обучения биологии студентдолжен знать: - основные этапы и направления в развитии отечественной методики обучения биологии; - содержание и особенности биологических предметов в средней школе; - развитие биологических понятий в процессе школьного образования; - методы и методические приемы обучения биологии; - особенности воспитания учащихся в процессе обучения биологии; - формы организации учебной и внеклассной работы по биологии; - особенности материальной базы для преподавания биологи Студент должен уметь: - осуществлять анализ методической и школьной учебной литературы; - составлять план-конспект урока, тематический план; - разрабатывать конспекты внеклассного занятия и экскурсии по предмету.
Тематика лекций
1. Методика обучения биологии – педагогическая наука. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии Элементы, характеризующие ее как самостоятельную науку. Общая и частные методики обучения биологии, их назначение. Связь методики обучения биологии с другими науками. Предмет и задачи методики обучения биологии. Зарождение отечественной методики естествознания как учебного предмета. Первый русский учебник естествознания В.Ф. Зуева. Развитие школьного естествознания в дореволюционный и послереволюционный периоды. Вклад отечественных методистов А.Я. Герда, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Н.М. Верзилина, Н.И. Пономаревой, Д.И. Трайтака и др. в методику обучения биологии. Литература: основная: 1, 2; дополнительная: 1, 7, 37.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |