Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика семинарских занятий



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Тематика семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема № 1: Общая характеристика стран Азии и Африки.

                                              План

1. Физико-географические особенности регионов Азии и Африки и влияние природно-географического фактора на развитие общества.

2. Политическая и историческая карты Азии и Африки в XVI-XIX вв.

                                    Литература

 

1.Атлас мира.

2.Азия. Африка. Энциклопедический словарь. – М., 1987.

3.Африка. Энциклопедический справочник. – Т. 1. Гл. 1. – М., 1986.

4.Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. – М., 1987.

5. История Востока в 6 тт. – М., 1999-2004 (тт. 2-3).

             6. Народы мира. – М., 1993.

 

                                Методические рекомендации

Первое семинарское занятие посвящено общему обзору физической и исторической географии Востока в период Нового времени. Студент должен четко представлять, на какие регионы и субрегионы подразделяются Азия и Африка, уметь определять их естественные географические границы. В ходе семинара необходимо уделить особое внимание влиянию природно-географического фактора на процессы исторического развития отдельных восточных обществ, рассмотрев его на примере Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Индии, государств Ближнего и Среднего Востока, а также государственных образований Тропической Африки.

В рамках второго вопроса предполагается подробно рассмотреть историческую карту Азии и Африки, сформировавшуюся к началу Нового времени, охарактеризовать основные этносы и крупнейшие государственные образования, сложившиеся к тому моменту и проанализировать основные изменения, произошедшие в политической географии Востока в XVI-XIX вв. 

 

Тема№2: Светская и религиозная мысль в Китае середины XVII – первой половины XIX вв. Тайные общества и религиозные движения.

                                                      

 

                                                         План

1. Конфуцианство, даосизм и чань-буддизм в духовной жизни цинского Китая.

2. Официальные идеологические доктрины цинской эпохи. Концепция «Срединной империи».

3. «Народные» идеологии XVII- первой половины XIX в. Тайные секты и движения.

 

                                                    Литература

1. Васильев Д.С. Культы, религии и традиции в Китае – М., 1970.

2. Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.

3. Общественно-политическая мысль в Китае. – М., 1988.

4. Духовная культура Китая / Сост. Шумов С.А., Андреев А.Р. – М., 2003.

5. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III-IV.М., 2004.

6. История Китая с древнейших времен до наших дней. – М., 1974.

7. Избранные сутры китайского буддизма. – СПб., 1999.

8. Из истории традиционной китайской идеологии. - М., 1984.

9. Конфуций. Изречения. – М., 1994.

10. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995.

11. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв.Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004.

12. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2000.

13. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2003.

14. Тайные общества в старом Китае. – Сб. статей. – М., 1970.

 

                                Методические рекомендации

Целью данного семинара является более глубокое изучение особенностей религиозных и светских идеологий, имевших распространение в китайском обществе XVII- первой половины XIX в.

При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на основные положения трех важнейших религиозно-философских учений, имевших распространение в традиционном Китае, используя источники и научные исследования. Особое внимание следует уделить социальным аспектам конфуцианства, даосизма и чань-буддизма, а также проанализировать их роль и место в уникальной религиозной системе, определявшей духовный облик китайского общества. Студенты должны попытаться определить был ли в Китае религиозный синкретизм, или имел место симбиоз трех крупнейших религий.

Далее следует обратиться к идеологическим доктринам, обосновывавшим власть маньчжурской цинской династии в Китае или выступавших в качестве оппозиционных ей концепций. Среди первых нужно обратить внимание на свод доктрин «Шэн Юй» («Священный эдикт»), составленный и опубликованный в период правления императора Канси (1662-1723 гг.). В том  сборнике была фактически сформулирована официальная государственная идеология цинского Китая, основанная на конфуцианстве Сунского периода в интерпретации Чжу Си. Из наиболее известных оппозиционных идеологических концепций следует выделить учение крупного философа XVII в. Хуана Цзуси, выступавшего с критикой идеи абсолютной власти императора. Необходимо выяснить особенности воздействия официальной идеологии на отдельные сферы духовной жизни китайского общества и рассмотреть попытки ее модернизации в начале XIX в., проявившиеся в частности в деятельности так называемой «Школы современных текстов».

Говоря о «народных» идеологиях необходимо охарактеризовать их как в первую очередь стихийную оппозицию официальной идеологической доктрине, основанную главным образом, на даосской традиции. Следует обратить внимание на идеи и взгляды руководителей крестьянских движений XVIII- первой половины XIX в., в организации которых огромную роль сыграли секта «Белый Лотос» и различные ее подразделения, тайное общество «Тяньдихуэй» («Небо и Земля»), секта «Юаньцзяо» («Учение о завершенности»).

 

Тема№3:  Движение тайпинов. Тайпинское государство.

    

                                                      

План

1. Социально-экономические и политические предпосылки тайпинского движения.

2. Идеологическая программа тайпинов.

3. Основные этапы крестьянской войны 1850-1866 гг.

4. Устройство тайпинского государства и реформы тайпинов.

 

Литература

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

2. Ильюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967.

3. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III-IV.М., 2004.

4. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

5. Из истории традиционной китайской идеологии. - М., 1984.

6. Кара-Мурза Г. С. Тайпины. – М., 1950.

7. Королева Н.А. Историография КНР о роли Хун Сюциане в истории тайпин // Вестник МГУ. – Вып. 13. – Серия Востоковедение. – 1993. – №4.

8. Крюгер Р. Китай: полная история Поднебесной. М., 2006.

9. Ларин В.Л. Повстанческая борьба народов Юго-Западного Китая в 50-70-е гг. XIX в. – М., 1986.

10. Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966.

11. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.I.

12. Практикум по Новой истории стран Азии. М., 1990 (тема 2). 

13. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2003.

14. Тайпинское восстание 1850-1864 гг. Сб. документов. – М., 1961.

 

                                         Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является подробное рассмотрение тайпинского движения, явившегося наиболее масштабным крестьянским выступлением в истории цинского Китая. Оно охватило значительную часть страны, его активная фаза продолжалась в течение полутора десятилетий. Тайпины предприняли попытку осуществить на практике  идею создания идеального государства (Тайпин Тяньго), основанного на принципах всеобщего равенства и братства.

Необходимо подробно разобраться в предпосылках выступления тайпинов, связанных, в первую очередь, с всеобъемлющим кризисом цинской империи и несостоятельностью политики Цинов, наглядным  свидетельством чего явилось поражение Китая в «опиумной» войне 1839-1842 гг. В первой половине XIX в. произошло существенное осложнение социально-экономической ситуации в стране, ухудшились условия жизни многих категорий китайского населения и в особенности самой многочисленной из них – крестьянства. Протестные настроения приняли традиционную для Китая форму религиозногодвижения, оформившегося в 1844 г. на юге страны в виде «Общества небесного отца».

Характеризуя идеологию тайпинов, следует обратить внимание на то, что кроме идей, свойственных традиционным религиозно-философским учениям Китая, в ней значительное место занимают взгляды, заимствованные из христианства. Своеобразный синтез даосской традиции и христианских идей прослеживается в базовых концепциях тайпинов – «Датун» («Великое единство») и «Тайпин» («Великое благосостояние»), имевших в целом антиконфуцианскую направленность.

Рассматривая ход тайпинского восстания необходимо четко выделить в нем два основных этапа: 1850-1856 и 1856 – 1866 гг. Следует выяснить причины первоначальных успехов тайпинов и проанализировать факторы, обусловившие появление в середине 1850-х гг. противоречий внутри движения. Говоря о втором этапе восстания, следует отметить роль внешнего фактора в его конечном поражении.

Анализируя внутреннюю политику тайпинов, следует обратить внимание на аграрные преобразования, проводившиеся на основе «Земельного  уложения Небесной династии», рассмотреть политику в области религии, охарактеризовать попытки ликвидации рыночных отношений и введения уравнительного распределения. Рассматривая административную систему тайпинского государства нужно подчеркнуть ее тоталитарный характер, направленный на максимальную мобилизацию необходимых для ведения войны людских и материальных ресурсов.

По итогам семинарского занятия студентам предлагается определить, было ли тайпинское движение типичным для Китая историческим явлением или содержало в себе принципиально новые особенности и идеологические черты.

 

Тема№4: Структуры повседневности цинского Китая.

    

                                                      

                                                    План

1. Общественные нравы и социальные связи в цинском Китае.

2. Домашний быт различных слоев китайского общества.

3. Традиции и обряды Китая.

 

 

                                                Литература

1. Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

2. Все о Китае. Т.I. М., 2001.

3. Духовная культура Китая. / Сост. Шумов С.А., Андреев, А.Р. М., 2003.

4. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: годовой цикл. М., 1989.

5. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999.

6. Кузнецов В. Китай. Религия в обществе и государстве // Азия и Африка сегодня. 2001. № 6.

7. Культура Китая. М., 1999.

8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

9. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2003.

10.  Тагирова Р.М. Культура стран Востока: особенности и типы культур. М., 2000. 

11.  Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998.

 

                                   Методические рекомендации

Характеристику повседневной жизни цинского Китая следует начать с анализа особенностей общественных отношений. С этой целью следует обратиться к распространенным в китайском обществе философским взглядам, характеризующим личность человека и его место в социуме. Необходимо обратить внимание на существование в цинском Китае двух уровней социальных отношений и взаимосвязей: «официального», основанного на конфуцианских принципах и сложной системе обрядов и ритуалов, а также «неофициального», связанного с традиционными верованиями и культами. Отдельного внимания заслуживает вопрос о семейных отношениях и положении женщин в китайском обществе.

Рассматривая различные аспекты домашнего быта китайцев, следует обратить внимание не только на различия, обусловленные социальной дифференциацией, но и на особенности, связанные с природно-климатическим фактором. В этой связи необходимо подчеркнуть специфические черты быта, устройства жилища, одежды, питания, свойственные населению Севера и Юга Китая.

Жизнь традиционного китайского общества невозможно всесторонне охарактеризовать, не обратив внимания на сложную систему обрядности, сопровождавшую китайцев на протяжении всей их жизни. В этой связи следует рассмотреть некоторые, наиболее распространенные обряды и ритуалы, связанные со значимыми событиями в жизни человека или наиболее важными календарными праздниками.

 

Тема№5: Социально-экономическое развитие японского общества в XVII – первой половине XIX в.

                                                  

                                                    План

1. Особенности социального развития японского общества в период сегуната Токугава.

2. Изменение роли и места самурайского сословия.

3. Положение крестьянства в XVII – первой половине XIX в.

4. Развитие городов и рост влияния торгово-ростовщических слоев японского общества.

 

 

                                                Литература

 

1. Варли П. Самураи. - СПб., 1999.

2. Гальперин А. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. – М., 1963.

3. Дани Ч. Традиционная Япония: быт, религия, культура. М., 2006.

4. Искандеров А. А. Средневековый японский город XVI столетия. – М., 1987.

5. Кузнецов Ю. Д. и др. История Японии. – М., 1988.

6. Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. - М., 1999.

7. Мак-Клейн Дж.Л. Япония: от сегуната Токугава в XXI век М., 2006.

8. Мендрин В. М. История сёгуната в Японии. В 2 т. - М.; СПб., 1999.

9. Очерки новой истории Японии. – М., 1958.

10. Спеваковский А. Б. Самураи Японии. - М., 1984.

11. Толстогузов С. А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. - М.,1999.

12. Филиппов А. В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. – СПб., 1998.

13. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен и до наших дней. – М., 1968.

 

                                  Методические рекомендации

Целью данного семинара является подробное знакомство студентов с особенностями социально-экономического развития Японии в период сегуната Токугава, а также с изменениями, происходившим в это время в положении наиболее значимых слоев японского общества.

Необходимо подчеркнуть, что основной составляющей социально-экономического развития Японии вXVII – первой половине XIX в. являлось нарастание кризиса феодальных отношений и постепенное формирование основ для последующего капиталистического развития страны. В свете этой наиболее важной тенденции следует проанализировать изменения в положении феодального сословия, крестьянства, а также городских слоев японского общества. Данные изменения происходили, несмотря на попытки сегунов дома Токугава законодательно регламентировать жизнь различных социальных групп.

Следует отметить, что под влиянием роста товарно-денежных отношений происходили постепенные расслоение и распад наиболее многочисленной группы феодального сословия – самурайства, фактически утратившего после объединения страны свою основную – военную функцию. С другой стороны, нужно обратить внимание и на процессы, связанные с социальной дифференциацией среди японского крестьянства. Тенденция к распространению товарно-денежных отношений в японской деревне была, однако существенно замедлена вследствие жестких ограничений и регламентации со стороны сегуната.

Анализируя социально-экономическое развитие Японии вXVII – первой половине XIX в. необходимо особо отметить значение городов. Крупные японские города являлись центрами сосредоточения торгового капитала и играли огромную роль в развитии экономических связей между различными регионами страны. Именно в городах, несмотря на ограничения, введенные сегунатом, в конце XVIII в. наряду с традиционными «дза» (ремесленными цехами) стали возникать первые мануфактурные производства.

Социально-экономические изменения, происходившие в Японии, затронули фактически все слои ее населения. К середине XIX в. политика сегунов Токугава, направленная на искусственную изоляцию страны и жесткую регламентацию ее экономической жизни, привела к нарастанию внутреннего кризиса. В Японии сформировался мощный блок антитокугавских сил, одержавших победу в ходе революции «Мэйдзи».

 

Тема№6: Внешняя политика Японии в последней трети XIX в. – начале XX в.

                                                  

                                                    План

1. Причины японской экспансии после «реставрации Мэйдзи».

2. Политика Японии в отношении Кореи и Китая.

3. Японо-российские взаимоотношения на рубеже XIX – XX вв.

 

 

                                                Литература

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

2. Дискуссионные проблемы японской истории. – М., 1991.

3. История дипломатии. – Т.II. М., 1973.

4. История Японии. М., 1999.

5. Кузнецов Ю. Д. и др. История Японии. – М., 1988.

6. Мак-Клейн Дж. Л. Япония: от сегуната Токугава в XXI век М., 2006.

7. Молодяков В.Э. Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений. М., 2005.

8. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.I.

9. Очерки новой истории Японии. – М., 1958.

10. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен и до наших дней. – М., 1968.

 

                                     Методические рекомендации

Одним из важных последствий революции «Мэйдзи» явилось радикальное изменение внешнеполитического курса японского государства. Отказавшись от самоизоляции периода сегуната Токугава, Япония в последние десятилетия XIX в. стремительно переходит к активной внешней экспансии. В отличие от других азиатских стран, она не только не попала в зависимое положение, но и сама к началу XX в. превратилась в самостоятельный «центр силы», пытавшийся на равных конкурировать с европейскими державами и США в борьбе за влияние в дальневосточном регионе.

Рассматривая факторы, обуславливавшие агрессивный характер внешней политики Японской империи следует обратить внимание на особенности социально-экономического развития страны после революции «Мэйдзи». Несмотря на высокие темпы экономического роста, Япония достаточно быстро столкнулась с рядом серьезных проблем, наиболее важными из которых были узость собственной сырьевой базы и ограниченная емкость внутреннего рынка. Финансово – промышленные круги Японии стали стремиться к преодолению внутренних противоречий за счет захвата внешнего рынка. Данные устремления способствовали быстрому превращению Японии в военно-бюрократическое государство.

Основными объектами экспансионистских планов Японии в конце XIX – начале XX в. являлись Корея и Северо-Восточный Китай. Необходимо рассмотреть основные этапы японского проникновения в Корею и превращения корейского государства в протекторат, а затем и в колонию Японской империи. Следует обратить внимание на формы и методы, с помощью которых Япония пыталась расширить свое экономическое присутствие и укрепить свое политическое влияние. Не обладая на тот момент соответствующим военным и промышленным потенциалом, японское руководство стремилось использовать к своей выгоде противоречия между крупными державами, отстаивавшими собственные интересы на Дальнем Востоке.

Характеризуя взаимоотношения Японии и России на рубеже XIX – начале XX в. следует проследить основные этапы их развития и проанализировать причины появления и обострения японо-российских противоречий на Дальнем Востоке. Необходимо с одной стороны выявить сугубо внутренние причины ухудшения двусторонних отношений, а с другой определить роль Великобритании и США в усилении японо-российского антагонизма. Следует охарактеризовать также значение русско-японской войны 1904-1905 гг. для дальнейшего развития японского экспансионизма в азиатско-тихоокеанском регионе.

 

Тема№7:  Колониальный раздел Юго-Восточной Азии. Особенности колониальной политики Великобритании, Франции и Голландии в регионе.

                                                  

                                                    План

1. Превращение Индонезии в колонию голландской Ост-индской компании. Эволюция голландской колониальной политики в XVII-XIX в.

2. Французская колонизация Индокитая. Образование Индокитайского союза.

3. Колониальные захваты Великобритании в Юго-Восточной Азии. Особенности британской колониальной политики в регионе.

 

 

                                                Литература

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

2. Дементьев Ю.П. Колониальная политика Франции в Китае и Индокитае: 1844-1862 гг. М., 1958.

3. Дементьев Ю.П. Политика Франции в Камбодже и Лаосе. М., 1960.

4. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.III-IV.М., 2004.

5. История Индонезии. М., 1992.

6. Левтонова Ю.О., Тюрин В.А. История Индонезии. М., 2004.

7. Можейко И. В., Узянов А. Н. История Бирмы (Краткий очерк). – М., 1977.

8. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.I.

9. Холл Д. Дж. История Юго-Восточной Азии. – М., 1958.

10. Юго-Восточная Азия в мировой истории. – М., 1977.

11.  http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Suedostasien/XIX/Politik evr derzav - политика европейских держав в Юго-Восточной Азии (60-е годы XVIII — 60-е годы XIX в.): документы и материалы.

 

                                  Методические рекомендации

Целью данного семинара является знакомство студентов с процессом формирования и особенностями развития колониальных систем Голландии, Франции и Великобритании в Юго-Восточной Азии.

Голландия оказалась одним из первых участников колониального раздела региона. Необходимо выделить этапы в длительном процессе колонизации Индонезии, начавшемся в первой половине XVII в. с деятельности голландской Ост-Индской компании и завершившемся лишь к концу XIX в. Следует подробно рассмотреть эволюцию форм и методов колониальной эксплуатации в голландской Ост-Индии и определить их взаимосвязь с особенностями социально-экономического развития самой метрополии.

Рассматривая колониальную политику Франции в Индокитае, следует охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в регионе к середине XIX в. и определить факторы, способствовавшие успеху колонизаторов. Говоря о самом процессе французской колонизации, нужно выделить этапы, связанные с завоеванием Южного Вьетнама (1858-1867 гг.), а также с установлением протектората Франции над Северным и Центральным Вьетнамом, Камбоджой и Лаосом. Формальным завершением периода колониальной экспансии явилось создание Францией в 1887 г. Индокитайского союза, в который вошли колония Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам), Тонкин (Северный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. Следует охарактеризовать особенности управления, и экономической политики метрополии в каждой из этих административных единиц, определявшихся, как уровнем социально-экономического развития, так и спецификой их географического положения. Активная колониальная экспансия Великобритании в Юго-Восточной Азии была связана, в первую очередь, с интересами английской Ост-Индской компании в регионе. В данной связи следует рассмотреть события, касающиеся подчинения Великобританией государств Малайского полуострова, на территории которых в 1896 г. была создана колония Британская Малайя, а также захвата Сингапура и Брунея. Необходимо также подробно проанализировать особенности британской колониальной политики в Юго-Восточной Азии и определить специфику форм и методов экономической эксплуатации колоний.

 

 

Тема№8: Культура и быт народов Юго-Восточной Азии.

                                                  

                                                    План

1. Этнический состав, религии и языки населения Юго – Восточной Азии.

2. Семья, семейные отношения и воспитание детей.

3. Традиции и обычаи народов Юго-Восточной Азии.

4. Традиционное зодчество, театральное и музыкальное искусство.

 

 

                                                Литература

1. Бирма. – М., 1982.

2. Индонезия. – М., 1983.

3. Касаткин Д. Мьянма. Жемчужина архитектуры на берегах Иривади. // Азия и Африка сегодня, 2002, № 10.

4. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.

5. Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980.

6. Ремешова С. Страна золотых пагод. – М., 1987.

7. Традиционный мир Юго – Восточной Азии. М., 1991.

8. Фишер Р.Е. Искусство буддизма. М., 2001.

9. Юго – Восточная Азия. Идеология и религия. М., 2001.

10. Юго-Восточная Азия в мировой истории. – М., 1977.

 

                                  Методические рекомендации

Данное семинарское занятие посвящено общей характеристике культурно – бытовых особенностей народов, традиционно населявших регион Юго-Восточной Азии. Природно-географические особенности предопределили чрезвычайную пестроту этнических групп, языков и религиозных воззрений, имеющих распространение в странах Индокитая, а также на островах Индонезийского и Филиппинского архипелагов. В силу этого, народы, проживавшие на территории Юго-Восточной Азии, заметно различались, как по уровню социально-экономического развития, так и по характеру культурно-бытовых традиций.  

Необходимо обратить внимание на особенности общественных отношений и устройства семьи у некоторых, наиболее крупных этнических групп, населяющих Юго-Восточную Азию. Рассматривая данный вопрос нужно охарактеризовать специфику традиционного общественного устройства, которое складывалось как уникальный синтез местных традиций и внешних культурно-цивилизационных влияний.

Особенности общественного устройства, а также духовных традиций определили основные направления развития культурной жизни местных народов. В рамках семинарского занятия предполагается рассмотреть общие черты отдельных направлений искусства народов Юго-Восточной Азии, включая архитектуру, музыкальное творчество и традиционный театр.

 

Тема №9 : Завоевание Индии английской Ост-индской компанией.

                                   План

1. Индийские государства к середине XVIII в. Англо- французское соперничество за влияние в Индии.

2. Войны в Бенгалии. Борьба компании против Маратхской конфедерации и Майсура. Завершение завоевания Индии к середине XIX в.

3. Система управления индийскими территориями. Характер взаимоотношений Ост-индской компании и британского правительства до восстания в Индии 1857-1859 гг.

 

                 Литература

1. Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в. М., 1958.

2. Антонова К.А., Бонгард – Левин Г.М., Котовский В.П. История Индии. М., 1979.

3. Бродель Ф. Мировая цивилизация, экономика и капитализм, XV- – XVIII вв. Структуры повседневности. М., 2000. 

4. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

5. История Индии. М., 1979.

6. Колыхалова Г.П. Индия и Англия. М., 1966.

7. Маркс К. Ост-индская компания, ее история и результаты ее деятельности // Собр. соч., т. 9.

8. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005. т.2.       

9. Политика Англии в странах Южной Азии. М., 1966.

10. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004.

 

                                  Методические рекомендации

В рамках данного семинарского занятия предполагается коснуться одной из важнейших страницу индийской истории – английского завоевания и превращения Индии в британскую колонию.

Первый вопрос посвящен общей характеристике политической ситуации, сложившейся в Индии к середине XVIII в. Основными ее составляющими явились окончательный распад империи Великих Моголов и усиливавшееся англо- французское соперничество за влияние в раздробленной Индии. Необходимо рассмотреть также события, связанные с деятельностью английской Ост-индской компании в XVII- перовой половине XVIII вв.

Второй вопрос семинара касается непосредственно самого процесса британской колонизации Индии, начавшегося с битвы при Плесси (1757 г.) и завершившегося присоединением к владениям Ост-индской компании Пенджаба и Ауда. Основными этапами английских завоеваний явились войны против Майсура, конфедерации маратхов и Пенджаба.

В рамках третьего вопроса предполагается рассмотреть особенности британской системы управления индийскими территориями в период предшествовавший восстанию сипаев. Необходимо обратить внимание на постепенное усиление контроля Парламента и правительства Великобритании над политикой Ост-индской компании, отразившемся в положениях хартий 1813 и 1833 г.

Стержневой проблемой семинарского занятия является вопрос о том, почему Индия, являющаяся одной из древнейших цивилизаций Востока, оказалась легким объектом для европейской экспансии и какие факторы способствовали достаточно быстрому превращению обширной территории полуострова Индостан во владение английской Ост-индской компании.

 

Тема №10 : Восстание 1857-1859 гг. и его последствия для системы британского управления Индией.

                                              

                                                    План

1. Причины восстания сипаев.

2. Ход восстания и его завершение.

3. Изменение политики Великобритании в Индии после восстания 1857-1859 гг.

 

 

                                                Литература

1. Антонова К.А., Бонгард – Левин Г.М., Котовский В.П. История Индии. М., 1979.

2. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

3. Гольдберг Н.М. Очерки по новой истории Индии. – М., 1965.

4. Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине XIX в. – М., 1977.

5. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.IV.М., 2004.

6. Народное восстание в Индии 1857–1859 гг. М., 1957.

7. Новая история стран Азии и Африки: XVI-XIX вв. Учебник для вузов под ред. Родригеса А.М. М., 2004. Т.II.

8. Маркс К., Энгельс Ф. О национально-освободительном восстании 1857-1859 гг. в Индии. – М., 1959.

9. Маркс К. Восстание в Индии - 2 изд. – Соч., т. 12.

10. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1955.

11. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю: письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества. В 3-х т. – М., 1988.

12. Осипов А.М. Национально-освободительное восстание 1857-1859 гг. в Индии. М., 1978.

13. Практикум по Новой истории стран Азии. М., 1990.

14. Шаститко Н.П. Нана Сахиб. – М., 1967.

15. Юрлова Т. Ф. Народное восстание 1857-1859 в Индии. – М., 1991.

 

 

                               

                                      Методические рекомендации

В рамках данного семинарского занятия предполагается проанализировать причины крупнейшего в истории Британской Индии восстания, определить его характер и значение.

Рассматривая причины восстания необходимо подробно рассмотреть влияние экономической политики метрополии на положение различных слоев индийского общества и, в первую очередь, крестьянства. Следует обратить внимание на причины роста антибританских настроений среди части индийской властной элиты, а также среди солдат сипайских частей, являвшихся на тот момента основной военной опорой английского господства в Индии. Необходимо подчеркнуть, что восстание 1857-1859 гг. в Индии, наряду со специфическими причинами имело ряд общих черт с другими крупными восстаниями, происходившими в тот период в странах Востока. Оно явилось стихийной реакцией части индийского населения на чрезвычайно болезненные процессы, вызванные английской колонизацией и начавшейся, в этой связи, трансформацией традиционных социальных структур.

В рамках второго вопроса семинара предполагается рассмотреть основные события, связанные с непосредственным ходом восстания. Необходимо определить главные его центры, выделить основные этапы и назвать причины поражения восставших. Необходимо ответить на главный вопрос: почему силы восставших оказались расколотыми, и различные центры восстания действовали абсолютно самостоятельно.

Важнейшим итогом восстания явилась окончательная ликвидация «двойной» системы управления и превращение Индии в непосредственное владение британской короны, оформленное «Актом об улучшении управления Индией» от 2 августа 1858 г. Кроме того английским властями был проведен ряд реформ, касавшихся развития образования, некоторого расширения представительства индийцев в административных органах, создания на низовом уровне законосовещательных органов, упорядочения налоговой системы. Данные мероприятия в немалой степени предопределили характер социально-экономического развития Индии в последующий период, а  также оказали заметное воздействие на развитие индийской общественно-политической мысли.

Тема №11: Движение бабидов в Иране.

                                                  

                                                    План

1. Социально-экономическое положение Ирана в середине XIX в.

2. Баб и его учение.

3. Бабидские восстания и их итоги. Бахаизм.

                                               

                                                 Литература

1. Анаркулова Д.М. Социально-политическая борьба в Иране в середине XIX в. – М., 1983.

2. Арабаджян З. А. Иран: власть, реформы, революции. – М., 1991.

3. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005.

4. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. М., 1982.

5. Иванов М.С. Бабидское восстание в Иране. М., 1989.

6. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.IV.М., 2004.

7. История Ирана. – М., 1970.

8. История Ирана. / Сост. Шумов С.А., Андреев А.Р. Киев, 2003.

9. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.II. М., 1996.

10. Иран: ислам и власть. – М., 2001.

11. Кузнецова Н. А. Иран в первой половине XIX в. – М., 1983.

12. Новая история Ирана: Хрестоматия. – М., 1988.

13. Очерки новой истории Ирана (XIX – начало ХХ в.). – М., 1978.

 

                               Методические рекомендации

Семинарское занятие посвящено одной из наиболее интересных страниц иранской истории – движению бабидов. К середине XIX в. Иран, как и ряд других государств Востока, оказался в состоянии глубокого кризиса, охватившего различные сферы жизни общества и государства. В рамках первого вопроса предполагается проанализировать социально-экономическое состояние Ирана и выявить наиболее существенные черты структурного кризиса. Особое внимание необходимо уделить негативным последствиям неравноправных соглашений, заключенных шахским правительством с Великобританией, Россией и другими западными государствами.

В рамках второго вопроса предполагается подробно рассмотреть обстоятельства возникновения и особенности доктрины бабизма. Следует подчеркнуть, что бабидское учение с одной стороны выступало как идеологическая оболочка протестных настроений различных слоев иранского общества, а с другой представляло собой попытку модернизации традиционного шиитского ислама. В то же время, бабизм не стал исключением из целого ряда религиозно-утопических учений, распространившихся в Новое время в странах Востока и являвшихся стихийной реакцией, как на внутренние кризисные явления, так и на усиливавшееся давление со стороны западных держав. Необходимо обратить внимание также на эволюцию форм и методов, с помощью которых бабиды пытались распространять и отстаивать свои идеи.  

Третий вопрос семинарского занятия посвящен рассмотрению



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Тематика семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика семинарских занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)