Тема 1. Категории эстетики
ВВЕДЕНИЕ Методические указания к семинарским занятиям выполнены с учетом требований к специалистам, получающим высшее образование. Изучение эстетики способствует формированию у студента творческого восприятия феноменов мировой художественной культуры, помогает приобретению навыков продуктивного самоопределения в современном мире. Эстетическое воспитание формирует у личности подлинные общечеловеческие ценности и развивает творческий потенциал. Для современного человечества процессы получения знания в области эстетики являются важнейшими показателями развития культуры. Именно в образовательном процессе перед каждым индивидом открывается перспектива добиться собственного совершенства, достичь гармонического развития всех своих человеческих свойств и качеств и стать способным во всех своих формах жизнедеятельности и творчества действовать по законам красоты или по законам эстетического совершенства. История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам предмет и задачи. На сегодня эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и, прежде всего, в искусстве. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Существенной корректировке в XX веке подверглись проблемы эстетики как философии искусства: проблемы происхождения, исторической морфологии искусства, нарастания дифференциации искусства и возникновения его новых видов. Проблема классификации искусств, разрабатывающаяся и обсуждающаяся в ходе эстетического развития человечества еще со времен Древней Греции, постоянно требует к себе и исследовательского внимания. Рождение новых видов искусств вызывает необходимость выявления и новых возможностей воздействия на чувства, мышление и волю огромных масс людей, органично и гармонично включающихся в мировую информационную сеть средствами компьютерных технологий. В процессе изучения курса через лекции, семинары и самос-тоятельную работу вырабатывается эстетическое сознание, а потом и
способности воздействовать на мир так, чтобы уметь выявлять его ценностные свойства и качества и придавать таковые результатам своего труда как материального, так, особенно, и духовного. Семинарские занятия направлены, прежде всего, на оказание учебно-методической помощи в освоении теоретического материала. Вместе с тем, в ходе их проведения обеспечивается проверка уровня знаний и результатов самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия способствуют развитию навыков самостоятельного анализа, творческого восприятия феноменов мировой художественной культуры, помогают приобретению опыта выступлений перед аудиторией и т. д. Поэтому подготовка к семинарам требует от студента использования различных источников, анализ разнообразных позиций по теме, знакомство с рекомендованной литературой для того, чтобы: 1. Иметь представление: § об эстетике, ее предмете и социальном назначении; § о пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии; § об основных эстетических особенностях всех способов жизнедеятельности и основных видов деятельности человека; § о художественной и эстетической культуре общества и личности, об их соотношении и взаимодействии; § о влиянии на эстетическое и художественное развитие людей их образа, уклада, стиля жизни и национального характера; § о саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни; § о роли в человеческой жизни гармонии истины (знания), добра и красоты; 2. Знать: § что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте; § что человечество начало свое художественное развитие в глубокой древности с освоения человеком звука, штриха, линии, цвета, с организации быта и заботы о продолжении рода человеческого; § что такое творчество вообще, а эстетическое – в особенности; § какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным; § что каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в процессе воспитания формируются способности к
творчеству в любом способе жизнедеятельности и виде деятельности; § что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится. Уметь: § отличать явления и предметы эстетические от неэстетических или антиэстетических; § отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной; § отличать произведения разных эпох и разных народов, произведения профессионального от произведений народного искусства; § пользоваться справочной и специальной литературой; § анализировать произведения искусства и высказывать суждения о них, о среде обитания, об одежде. В интересах наиболее полного изучения курса и в связи с небольшим объемом учебного времени тематика лекций и семинаров не дублируется. Последовательность изучения материала и количество часов, отводимых на изучение конкретных тем, могут быть изменены по инициативе преподавателя.
Тема 1. Категории эстетики
1. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. Его место в жизни и искусстве. 2. Безобразное, его связь с прекрасным и место в искусстве. 3. Возвышенное как категория эстетики. Его сущность и виды. 4. Низменное, его характеристики. 5. Трагическое как категория эстетики. 6. Комическое как категория эстетики. Разновидности комического.
Литература: [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,14,28,35,42].
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |