Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результативности выездных налоговых проверок



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Анализ результативности выездных налоговых проверок 0.00 из 5.00 0 оценок




Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам должны предъявить сотрудники налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки – это соответствующее решение, оформленное в соответствии с Приказом МНС России №АП-3-16/318. Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки.

Выездная проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.

Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.[23, C.301]

Выемка оригиналов документов может производиться только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончанию выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (внутренний документ налоговых органов – налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет выездной проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой выездной проверки.

Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, если Вы получаете акт налоговой выездной проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной выездной проверки. К представлению возражений (объяснений) не следует относиться как к простой формальности, во-первых, Ваши возражения могут оказать влияние на решение, которое будет принято по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а во-вторых, Вы будете извещены о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки и сможете получить решение в день его принятия на руки. Неявка налогоплательщика не является препятствием к рассмотрению материалов выездной проверки. [14, C.56]

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По состоянию на 1 апреля 2010 года налоговыми органами РТ проведено 346 выездных налоговых проверок налогоплательщиков юридических и физических лиц, в том числе по юридическим лицам проведено 236, по физическим лицам – 110 выездных налоговых проверок.

За 1 квартал 2010 года количество проведенных выездных налоговых проверок осталось на уровне аналогичного периода 2009 года, в том числе по юридическим лицам – увеличилось на 4,4%, физическим лицам – снизилось на 6,8 процента.

Результативность проведенных выездных налоговых проверок юридических и физических лиц за 1 квартал 2010 года составила 100 процентов.

По итогам выездных налоговых проверок за 1 квартал 2010 года дополнительно начислено к уплате в бюджет налогов, пени и налоговых санкций 953,5 млн. руб., в том числе по проверкам юридических лиц – 850,9 млн. руб. (89% от общей суммы доначислений), физических лиц – 102,6 млн. рублей.

Зафиксирован рост доначислений к уровню 1 квартала 2009 года по выездным налоговым проверкам юридических лиц - в 1,6 раза (на 321,1 млн. рублей), физических лиц - на 11% (на 10,2 млн. рублей).

Показатель доначислений на 1 выездную налоговую проверку в среднем по РТ составил 2755,8 тыс. руб., что в 1,8 раза выше уровня 1 квартала 2009 года.

Доначисления на одну выездную налоговую проверку составили:

- организаций - 3606 тыс. руб., увеличившись в 1,5 раза к уровню аналогичного периода 2009 года;

- физических лиц - 933 тыс. руб., увеличившись на 19,3% к уровню аналогичного периода 2009 года.

За 1 квартал 2010 года по камеральным налоговым проверкам организаций и физических лиц дополнительно начислено (включая налоговые санкции и пени) 309,2 млн. руб., что в 2,5 раза ниже уровня доначислений 1 квартала 2009 года.[23, C.144]

В таблице 3 указана динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ за 2007-2009 гг.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

-уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

-полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

-качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля;

Из таблицы 3видно, что количество юридических лиц, у которых в 2009 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 2003 г. уменьшилось на 38,1%.

Таблица 3

Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Количество юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, ед 1471 1995 2348 2552 2710 2887 2797
Проверено документально, тыс. 975 1688 1571 1326 843 736 719
Выявлено нарушений по результатам проверок, тыс. 643 1478 1051 689 441 422 398
Удельный вес юридических лиц, у которых выявлены нарушения, тыс. 65,9 87,6 66,9 52,0 52,3 57,3 55,4

Вместе с тем за анализируемый период наметилась тенденция роста соотношения дополнительно начисленных сумм платежей по результатам проверок налогоплательщиков в общей сумме платежей как у юридических, так и у физических лиц.

Таблица 4

Динамика проведения выездных налоговых проверок УФНС России по РТ на территории РТ на начала 2008-2010 годов.

Проверка на начало года

Количество проведенных выездных проверок

 

Всего из них, выявивших нарушения
2008 2250 1565
2009 8315 5686
2010 8980 5561

 

В таблице 4 представлена динамика проведения выездных налоговых проверок на территории РТ на начала 2008-2010 годов. Процент выездных проверок, выявивших нарушения к общему числу выездных проверок на начало 2008 года составляет 69%, на начало 2009 года – 68%, на начало 2010 года – 63%. Однако стоит обратить внимание на то, что существенных изменений на рассматриваемый период не происходит, так как увеличение общих проверок за каждый год влечет за собой почти пропорциональное увеличение и проверок, выявивших нарушения.

Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 5.

Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 1998 по 2000 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительному отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.

 

Таблица 5

Динамика нарушений налогового законодательства, нагрузка на налоговых работников

 

Показатели 2007 2008 2009 2009 (в % к2007)
Количество юридических лиц – налогоплательщиков, ед   2710   2887   2797   103
Численность работников налоговых органов - всего, тыс.   150   155   148   95,5
Нагрузка на одного работника 15 18 19 105
Количество юридических лиц, нарушивших законодательство, в расчете на одного работника   24   23   20   83
Доначислено платежей по результатам проверок по юридическим лицам, млн. р.   1,4   1,6   1,5   107
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, в среднем на одно должностное лицо   2,7   2,8   2,6   96

 

При возросших объемах доначисленных проверками сумм (как по юридическим, так и по физическим лицам) возросло относительное число лиц, привлеченных к административной ответственности за налоговые правонарушения.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Анализ результативности выездных налоговых проверок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результативности выездных налоговых проверок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)