Русские земли в ХП- XIII вв.
Задачи дисциплины – · раскрыть особенности социально-экономического развития России, дать представление о социальной структуре российского общества на различных этапах его истории, рассмотреть причины и специфику протекания социальных и социально-политических кризисов; · проследить процесс формирования различных типов государственности, существовавших в России; проанализировать кратковременные и долговременные последствия революций и реформ в истории страны; · изучить ход геополитического развития России, определить важнейшие направления ее внешней политики на различных этапах существования государства, проследить логику военного противоборства, дипломатических союзов и внешнеполитического противостояния с другими государствами; выявить «центробежные» и «центростремительные» факторы в развитии многонационального и поликультурного общества и государства. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу; он делится на два раздела – отечественная история с древнейших времен до начала ХХ века и отечественная история ХХ века. В программе предусмотрено проведение семинарских занятий. Тематика семинарских занятий предусматривает последовательное изучение ключевых проблем российской истории. В первом семестре план семинарских занятий предусматривает изучение преимущественно внешнеполитических отношений Киевской Руси и Российского государства. Во втором семестре больше внимания уделяется формированию партийной системы и внутриполитической борьбе в Российской империи и СССР. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны ориентироваться на предлагаемый список вопросов. Для самостоятельной работы должны использоваться учебные пособия и научная литература по темам семинаров. В данном методическом пособии приведен примерный список литературы и источников для подготовки. Это не исключает самостоятельного поиска студента, задача которого – расширить список используемой специальной литературы для более полного изучения темы.
ВВЕДЕНИЕ
Предмет отечественной истории. Основные задачи и проблемы курса. Методологические подходы к изучению истории России в контексте мирового исторического процесса.Периодизация отечественной истории. Общие сведения об исторических источниках, литературе по отечественной истории и методах работы с ними при изучении курса. ЧАСТЬ I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА
Древнейшие народы и государства на территории нашей страны. Природа Восточной Европы, ее заселение человеком. Культуры каменного и бронзового веков. Народы раннего железного века. Кочевые народы в степях Восточной Европы. Скифы и их культура. Сарматские племена. Греческие колонии Северного Причерноморья. Боспорское царство. Древнейшие государства Кавказа. Финно-угры и балты. Великое переселение народов. Гунны. Готы. Черняховская культура. Происхождение славян. Славяне и их соседи в первой половине и середине I тысячелетия н.э. Особенности Русской равнины и их влияние на хозяйство и быт народов. Вопрос о происхождении славян. Древнейшее размещение славянских племен в Европе. Письменные свидетельства о славянах в I-IV вв. н.э. Борьба с готами. Нашествие гуннов. Славяне и великое переселение народов. Восточные славяне. Земледелие и скотоводство. Возникновение ремесла и торговли. Разложение родового строя. Образование Древнерусского государства. Древняя Русь в X – начале ХП вв. История происхождения русской государственности. Норманнская теория и ее критика. Земледелие, скотоводство. Ремесло и торговля. Деревня и город Древней Руси. Политический строй. Походы на Византию Олега и Игоря. Договоры с Византией. Святослав и его походы. Разгром Хазарии. Реформы Ольги, Владимира и Ярослава Мудрого. Принятие христианства. Народные восстания. «Русская правда» и другие памятники права. Владимир Мономах и организация борьбы с половцами. Международное положение и связи Руси. Культура Древней Руси. Образование древнерусской народности. Жилища, поселения. Произведения ремесленных мастеров. Былины. Развитие письменности и грамотности. Литература. Начало летописания. Школа. Зодчество и живопись. Народное творчество. Значение Древней Руси в истории народов России и в мировой истории. Русские земли в ХП- XIII вв. Историография проблемы, основные источники. Экономическая и политическая основа феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения и городов. Политический строй. Княжеская власть и боярство. Борьба с внешними врагами. Земледелие, торговля и ремесло. Борьба за Киев в XII в. Уменьшение экономического и политического значения Киева. Крупнейшие русские земли и княжества. Владимиро-Суздальская земля. Развитие феодального землевладения. Древнейшие города в «ополье» (Ростов, Суздаль). Развитие ремесла и торговли. Владимир-на-Клязьме. Перемещение великого княжения во Владимир. Основание Москвы. Политика Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и его потомков. Борьба княжеской власти с боярством. Подъем культуры во Владимиро-Суздальской земле. Белокаменное зодчество. Новгородская и Псковская земли. Земледелие и промыслы. Торговое значение Новгорода и Пскова. Социальные отношения. Образование Новгородской феодальной республики. Политический строй. Новгородские земли на севере и в Прибалтике. Культура Новгорода и Пскова. Зодчество. Живопись. Письменность. Берестяные грамоты. Галицко-Волынская земля. Земледелие, ремесло и промыслы. Феодальное землевладение. Боярство. Города. Политика Ярослава Осмомысла и Романа Мстиславовича. Объединение Галицкого и Волынского княжеств. Феодальные войны. Борьба с Венгрией и Польшей за независимость. Политика Даниила Романовича и новое усиление Галицко-Волынской земли.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |