Вопрос № 12. Основы административно-правового положения юр лиц (организаций). Способы защиты их прав. (2ую часть нигде не могу найти)
Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, находящихся в устойчивых отношениях. Коллективные субъекты административного права делятся на две группы: обладающие и не обладающие государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти (а также другие наделенные властными полномочиями институции) выступают в качестве субъекта управления, иные коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации, общественные и религиозные объединения) – в качестве объектов управления. Коллективные субъекты организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, выступающие вовне как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам). функционально и организационно обособлен, имеет цели, задачи, функции, действует на основании норм права, признается правосубъектным. состоит из людей, но он не персонифицирован, обезличен, это означает, что замена состава не влияет на юридическое значение этого субъекта. • В отличие от индивидуального субъекта вовне выступает не сам коллективный субъект в полном составе, а от его имени выступают уполномоченные лица, которые реализуют его права и обязанности. Бахрах Д.Н. Ранее делил все коллективные субъекты на 4 группы: - организации; - структурные подразделения; - трудовые коллективы; - сложные организации (суборганизации, системы). Теперь предлагает 3 класса: организации, структурные подразделения организаций, сложные организации (некоммерческие системы тесно взаимосвязанных организаций); простейшие организации. Новые тенденции в законодательстве о государственной службе появляется государство как сторона служебных отношений. Контракт заключает представитель нанимателя. Статья 6 ФЗ «Об автономных учреждениях» учредителем автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование – в зависимости от вида собственности имущества, на базе которого автономные учреждения создается. Виды коллективных субъектов административного права. 1. Организации (родовое понятие), которые далее делятся на органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные организации, общественные и религиозные объединения. ГК РФ юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для вступления в административно-правовые отношения коллективные образования не обязательно должны являться юридическими лицами, более того, административная правосубъектность не связана с правами юридического лица и с необходимостью государственной регистрации. • В законодательстве последнего времени устанавливается, что органы исполнительной власти обладают правами юридического лица. Ученые-административисты критикуют это положение. Первая точка зрения права юридического лица имеет не орган власти, а одноименное учреждение. (Бахрах Д.Н.). Вторая точка зрения – органы исполнительной власти не являются юридическими лицами, а обладают правами юридического лица, в той мере, в какой это необходимо, чтобы осуществлять государственное управление. Специальное понятие – юридические лица публичного права. В отечественной литературе (Тихомиров Ю.А.) под ними понимаются государственные органы (органы публичной власти в целом), а также государственные и муниципальные образования. Классификация юридических лиц в отечественном праве тоже различна. по ст. 48 ГК РФ в зависимости от взаимоотношений юридического лица с учредителями (участниками), (иными словами, с субъектом управления, если переводить в плоскость управленческих отношений). Деление по критерию цели извлечение прибыли коммерческие и некоммерческие организации. Также существенно для объема административно-правового статуса, например, для взаимоотношений с налоговыми органами. Традиционная для административного права терминология: предприятия учреждения, иные организации. Организация родовое понятие. Предприятие в административном праве вид организации, осуществляющей производственно-хозяйственную деятельность (производство материальной продукции или материальных благ), выполнение работ и оказание услуг в целях извлечения прибыли. Термин «предприятие» в ГК РФ относится к имущественному комплексу. Виды предприятий – государственные, муниципальные, частные. Могут быть унитарные федеральные, субъектов федерации (краевые), муниципальные: районные, городские, поселковые. Учреждение вид организации, созданной для осуществления работ или оказания услуг нематериального характера, в некоммерческих целях. (Функции государственного управления это учреждения одного типа, другого типа социально-культурные и иные функции). Новое: автономные учреждения (АУ). Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная государственным или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Виды предприятий по отраслям, по масштабу и значению деятельности, по форме собственности. Иные некоммерческие организации потребительские кооперативы, фонды. В ряде учебников административного права описывается статус коммерческих и некоммерческих организаций. • Особый субъект - структурные подразделения организаций. В ГК РФ не самостоятельные юридические лица. В теории административного права признается, что структурные подразделения могут вступать в административно-правовые отношения как объекты управления. Например, во внутриорганизационных отношениях. Признаки структурного подразделения: - это элемент организации, часть, осуществляющая ее деятельность; - организованная самоуправляемая группа людей, работников, между которыми распределены обязанности и существует иерархия (не менее 4 работников); - во главе стоит официально назначаемый руководитель; - легальные основания деятельности. Не имеет своего имущества (как правило), не выступает вовне, имеет ограниченную гражданскую правосубъектность. 2 вида линейные и функциональные. Линейные подразделения выполняют часть производственной деятельности, функциональные – осуществляют функции, имеют полномочия в отношении линейных единиц. • Существуют смешанные виды структурных подразделений. Особенности правового регулирования. Правовое положение указанных организаций в целом определяется, в первую очередь, нормами гражданского законодательства: ГК РФ, законами, например, Закон РФ об акционерных обществах, положениями, уставами и иными нормативными актами. Сложность эти акты регулируют правосубъектность этих организаций в гражданско-правовых отношениях, но в некоторой степени и в административных правоотношениях. Преобладающая часть норм, устанавливающих административную правосубъектность, содержится в актах, адресованных государственно-властному субъекту, а не организациям (коллективным образованиям) т.е. правосубъектность организаций закреплена косвенным («зеркальным») путем путем закрепления прав и обязанностей органов исполнительной власти в отношении данных организаций. Таковы положения об органах исполнительной власти (налоговых, внутренних дел, таможенных и т.д.) Большое значение имеют акты, регулирующие отдельные полномочия органов в отношении всех организаций (лицензирование, государственная регистрация, обеспечение безопасности и т.п.) Административная правосубъектность способность быть носителем прав и обязанностей в государственном управлении, способность вступать в административно-правовые отношения. складывается из административной правоспособности и дееспособности, то есть для организаций способность иметь права и обязанности и осуществлять их самостоятельно сливаются в одно понятие правосубъектности и, в отличие от правосубъектности физических лиц, возникают одновременно. Деликтоспособность означает способность нести юридическую ответственность за свое неправомерное поведение и является также элементом правосубъектности. Организация и деятельность этих коллективных образований определяется законами, иными нормативными актами и их собственными уставами, не противоречащими правовым нормам. Характерные черты административной правосубъектности организаций (Конин Н.М.): 1. Административная правосубъектность предприятий связана с властной (государственно-властной) деятельностью (интересы предприятий связаны с исполнительной властью). Иными словами, присутствует публичный интерес. 2. Эти отношения организационные, управленческие. 3. Административная правоспособность закрепляется в нормах административного права и реализуется в административных правоотношениях. 4. Административная правосубъектность играет «трансмиссионную» роль, в процессе ее реализации приводятся в движение гражданские, трудовые, финансовые, земельные и др. отношения, (регистрация, заявление). Общий и особенный статус (государственных и негосударственных организаций) - Например, все коммерческие организации обладают общим статусом, а субъекты естественных монополий – специальным. 1. Общий административно-правовой статус возникает по следующим вопросам: государственная регистрация, лицензирование, квотирование, предоставление обязательной информации и отчетность, (для налогообложения, статистики, обязательный бухгалтерский учет), природопользование, труд и занятость, санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила, противопожарные правила, безопасность, антимонопольное законодательство, землепользование. 2. Специальный статус государственных унитарных предприятий: учреждение, определение профиля и вида деятельности, место, наделение средствами, утверждение устава, назначение руководителя, заключение с ним контракта, государственный заказ, изъятие имущества, прекращение деятельности. Соответственно нормами административного права закрепляются права и обязанности организаций, которые можно разделить на две группы: 1 группа общие для всех субъектов права и обязанности: - соблюдать санитарные, противопожарные, таможенные, экологические, антимонопольные и другие общеобязательные правила; - соблюдать правила регистрации, лицензирования, аттестации, сертификации деятельности организаций; - обязанность не препятствовать реализации полномочий субъектов публичной власти при осуществлении контроля за деятельностью последних; - закреплены определенные права организаций как подвластных объектов при осуществлении государственного контроля и надзора. • Правовой основой должен быть ФЗ от 8 августа 2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Специальный статус может быть у организаций, в существовании и развитии которых государство заинтересовано. Например, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия, использующие труд инвалидов, некоммерческие организации, занимающиеся социально-значимой деятельностью (для молодежи, студентов, ветеранов, инвалидов и т.д.). Существует 3 типа (варианта) отношений между органами исполнительной власти и организациями: 1. Горизонтальные договорного типа, когда передаются полномочия на основе договоров или создаются совместные структуры или заключаются иные соглашения, таковы также и процессуальные отношения (аусоринг). 2. Вертикальные отношения в рамках организационной (имущественной) зависимости (учредитель, собственник государство). Созданы специальные органы исполнительной власти – агентства, которые осуществляют функции по управлению государственным имуществом. 3. Вертикальные отношения вне рамок организационной зависимости (подведомственности), связанные с функциональной властностью органов государства контроль, надзор, привлечение к административной ответственности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |