Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание: решите психолого-педагогическую ситуацию.



2019-12-29 10198 Обсуждений (0)
Задание: решите психолого-педагогическую ситуацию. 4.80 из 5.00 5 оценок




Вопросы к экзамену по предмету «Возрастная и педагогическая психология» (заочное отделение)

Теоретические вопросы:

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.

2. Понятие психического развития и его закономерности.

3. Условия и движущие силы психического развития.

4. Факторы, определяющие психическое развитие личности.

5. Возрастная периодизация психического развития.

6. Категория возраста и проблема периодизации психического развития.

7. Психологические особенности развития ребенка в период новорожденности.

8. Психологические особенности развития ребенка в младенчестве.

9. Особенности развития ребенка раннего возраста.

10.  Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.

11. Особенности познавательных процессов, развитие речи у детей 1-3 года.

12. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

13. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования).

14. Развитие эмоциональной сферы и личности ребенка в условиях игры и учения.

15. Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школе.

16. Особенности психического развития младшего школьника (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования).

17. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

18. Особенности и динамика развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

19. Психические особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.

20. Основные подходы к проблеме взаимосвязи обучения и развития.

21. Современные концепции развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).

22. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности.

23. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.

24. Формирование мотивационно-потребностной сферы ребенка. Мотивы учения.

25. Психологические особенности педагогической оценки обучающихся. Отметка и оценка.

26. Психология педагогической деятельности. Профилактика эмоционального выгорания педагога.

 

Практические задания

Задание: решите психолого-педагогическую ситуацию.

Задача 1. Выполняя тестирование при поступлении в первый класс, Ксения отказалась выполнить несколько заданий. Так, она посчитала глупым задание, которое было предложено: расставить геометрические фигуры по требуемому порядку. Такая же реакция происходила и с другими заданиями. В результате Ксения не была зачислена в специализированный (гимназический) класс.

Вопросы:

1. Какие качества личности проявляются в поведении Ксении?

2. В чем причина такого поведения ребенка?

3. Какие рекомендации можно дать воспитателям и родителям для предупреждения подобного поведения у дошкольников?

Задача 2. Девочка семи лет, придя в первый учебный день из школы, сказала гордо: «Наконец-то я стала человеком!» На вопрос матери: «А раньше что же – человеком не была?» – ответила мимикой, выражающей величайшее презрение к прежней жизни.

Вопросы:

1. Какую особенность младшего школьника характеризует данная ситуация?

2. Как данную особенность необходимо учитывать в обучении младшего школьника?

Задача 3. Марину, ученицу первого класса, спросили: «Есть ли в классе хорошие девочки, которые тебе нравятся?», на что она ответила: «А как же, у нас есть отличницы!»

Вопросы:

1. Чем обусловлен такой ответ ученицы?

2. Какими методами учитель может сохранять высокую учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста?

Задача 4. Первоклассница Кристина на уроках не проявляла никакой активности и интереса, неохотно выполняла задания. Однако на уроке чтения часто тянула руку, верно и с интересом отвечала на вопросы. Главная причина активности на данном уроке заключалась в том, что на нем был особый способ оценки знаний – это были небольшие картинки-смайлики (наклейки), которые учитель выставляла в дневник.

Веселые и добрые картинки означали хорошие оценки, а грустные соответственно плохие.

Вопросы:

1. Какие особенности детей младшего школьного возраста характеризует поведение Кристины?

2. Какие особенности мотивации детей младшего школьного возраста проявились в данной ситуации?

Задача 5. Идет урок в первом классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Сережа начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем – на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой, и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик.

С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Сережа усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно сползать со стула. И снова – замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец – звонок, Сережа первым выбегает из класса.

Вопросы:

1. О каких особенностях ребенка идет речь в данной ситуации?

2. В чем причина подобного поведения?

3. Как помочь ему справиться со школьными трудностями?

 

Задача 6. В детском саду Олег считался самым умным мальчиком группы. Его все время хвалили и воспитатели, и музыкальный работник, и родители. Поделки, рисунки Олега были оригинальными, и воспитатели их часто показывали в качестве примера детям и родителям. Олег рано научился читать, писать, хорошо пересказывать тексты…

Но когда он пошел в школу, все резко изменилось. Олега редко хвалят, он часто отвлекается от работы, за что получает замечания от учителя.

Вопросы:

1. Каковы возможные причины такого отношения Олега к школе?

2. Что необходимо предпринять учителю для изменения ситуации?

3. Какие рекомендации можно дать родителям дошкольников для предупреждения и разрешения данной проблемы?

Задача 7. Во втором классе на уроке литературы проводился контроль знаний. Перед началом теста учительница подробно объясняет детям план работы, как правильно заполнять экзаменационный лист. Затем просит ребят приступить к работе. Дети очень внимательны и сосредоточены: не отвлекаются, не разговаривают. За 10 минут до конца урока с девочкой Машей случается истерика. Она начинает сильно плакать, заикается, объясняя, что неправильно вписала ответ. Бежит к учителю, рассеянно показывает ей свой листочек. Преподаватель жалеет ее, успокаивает, говорит, как исправить, отправляет умываться. Мальчик Коля, мимо которого она пробегает, сочувственно гладит ее по плечу…

Вопросы:

1. Как данная ситуация характеризует особенности детей младшего школьного возраста?

2. Почему для многих второклассников выполнение данной работы оказалось большим стрессом?

3. Какие качества личности проявляются в данной ситуации в поведении Маши и Коли?

Задача 8. На уроке во втором классе Петя различными способами пытался привлечь к себе внимание учителя. Он и вставал с места, и крутился, и разговаривал со всеми детьми одновременно, и выкрикивал, проявляя необычайную двигательную и иную активность. Учительница несколько раз за время урока делала ему замечания, последнее из которых успокоило «бунтаря».

Мальчик начал тянуть руку, отвечал на многие вопросы и делал все задания быстрее одноклассников. В конце каждого урока учительница выделяла тех, кто лучше всего проявил себя на этом уроке, и дарила им закладки. Но, несмотря на все ухищрения мальчика, ему так и не достался заветный приз. Он сложил руки на парте, лег на них и тихонечко заплакал. Учительница не обратила на это никакого внимания, хотя одноклассники пытались успокоить мальчика.

В начале следующего урока он спокойно сел и больше не проявлял никакой активности. Многие задания учителя он уже не выполнял и ни на один из вопросов не отвечал. В конце дня он демонстративно не записал домашнее задание в дневник…

Вопросы:

1. Каковы возможные причины такого поведения Пети?

2. Каковы возможные последствия данной ситуации?

3. Какие рекомендации можно дать учителям в подобной ситуации?

 

Задача 9. Катя учится во втором классе. Когда за свою работу она получает неудовлетворительную отметку, то всегда негодует: «Как же так! Я старалась, все учила, а отметка плохая?»

Эта ситуация вызывает у Кати чувство обиды, она считает, что виноват учитель, незаслуженно поставив плохую отметку, и обвиняет его в несправедливости к ней…

Вопросы:

1. Почему Катя именно так объясняет свои неудачи в выполнении заданий?

2. Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе?

3. Как объяснить ребенку сложившуюся ситуацию?

Задача 10. Мальчик, ученик третьего класса, интеллектуальное развитие которого выше, чем у других детей в классе, закончил контрольную работу раньше своих одноклассников. При его попытке сдать работу, педагог мягко заметил, что стоит еще раз перепроверить все задания, на что мальчик начал спорить. Он настаивал на том, что в его работе все выполнено правильно. До этого мальчик на перемене рассказывал одноклассникам о том, что учительница ему «не указ».

Вопросы:

1. В чем причины такого поведения ребенка?

2. Каковы возможные последствия данной ситуации?

3. Какие рекомендации можно дать родителям третьеклассника?

Задача 11. На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой — в правой)».

Вопросы

1. С какой целью даются эти задания?

2. Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий?

3. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?

Задача 12. Сияющая Роза Ю. вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом». Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?» «Ни за что», — отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!»

Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

Вопросы

1. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенных примерах?

2. Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?

3. Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?

Задача 13. Учительница II класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность — Мила была отличным санитаром.

И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу».

Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.

Вопросы

1. Почему учение мало интересовало Милу?

2. Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес к учению?

3. Как это сделать?

 

Задача 14. На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п. Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» — или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».

Вопросы

1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?

2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию межличностных отношений в классе?

Задача 15. «Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» — спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! — иронически восклицает мальчик. — Только двойки получает!»

«Что это у тебя щека расцарапана?» — спрашивает бабушка у , внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала, — жалобным тоном начала быстро объяснять девочка. — Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать...» И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»

Вопросы

1. Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах?

2. Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе формирования классного коллектива?

Задача 16. — Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.

— Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.

— Вот видите, — возражает первая собеседница, — учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.

Вопросы

1. Кто же прав?

2. Дайте психологическое обоснование своему ответу.

3. На что должна быть направленна подготовка к школе.

 

Задача 17. Родительница пишет: «Последнее время моя Лена, ученица 3-го класса, стала приходить из школы в пло­хом настроении. Вчера ее прорвало, она все время рыдала, а на утро отказалась идти в школу. Сказала, что учительница не­навидит и специально унижает её перед классом. Лена всегда была очень ответственной».

       Вопросы:

1. Почему дочь уверена, что учительница ее ненавидит?

2. Какие особенности и процессы личностного развития можно отметить у девочки?

3. Каким должно быть поведение мамы?

Задача 18. Учитель несколько недель хвалил первоклассника Ваню за опрятность, активность, готовность поделиться чем-либо с ребятами.

Вопросы:

1. Как к Ване стали относиться одноклассники?

2. Почему может поменяться отношение одноклассников?

3. Как может повлиять на самооценку такое отношение учителя?

Задача 19. Ученик второго класса без особого труда может рассказать почти наизусть материал из учебника. Однако, если задать ребенку уточняющий вопрос, он теряется и начинает свой рассказ с того, о чем уже говорил.

Вопросы:

1. В чем причина такого поведения ребенка?

2. Как данная особенность познавательного процесса может сказаться в будущем (средних классах) на учебной деятельности?

3. Что необходимо предпринимать учителю, чтобы изменить ситуацию?

Задача 20. Мама первоклассницы работает в детском саду. Забирая девочку из школы, мама предлагает ей пойти вместе в детский сад, чтобы не оставаться одной дома. Дочь настойчиво отказывается от такого предложения, хотя раньше с большим удовольствием посещала детский сад.

Вопросы:

1. С чем связано такое поведение девочки?

2. Какие особенности развития ребенка проявились в данной ситуации?

3. Как поступить маме?

Задача 21. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно пе­релистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать...

Вопросы:

1. С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу?

2. Каким должно быть поведение мамы?

3. Могут ли родители помочь сыну справиться с подобной ситуацией?

Задача 22. Во время урока Дима сидит под партой и играет принесенными из дома машинками. Если машинок нет, играет ластиком и карандашами (имитирует звук поезда, лает и так далее). На замечания учителя не реагирует, отвлекает своим поведением других детей. В присутствии мамы, бабушки Дима ведет себя адекватно, выполняет задания, слушает учителя. Объяснить причины своего поведения ребенок затрудняется.

Вопросы:

1. Сформулируйте и обоснуйте возможные причины поведения.

2. Что нужно предпринять учителю в подобной ситуации?

 

Задача 23. Аня – любимица многих учителей. Девочку характеризуют как добрую, умную, обаятельную и так далее. В классе, где учится Аня очень сильная конкуренция между детьми за положение ведущих учеников, за лидерство в коллективе, нередки конфликты. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Однако Аня очень сильно переживает из-за отметок. Изредка Аня получает «четверки»: на глазах слезы и кажется, что это – самый несчастный ребенок.

Вопросы:

1. Сформулируйте и обоснуйте возможные причины поведения девочки.

2. Что нужно предпринять учителю в подобной ситуации?

Задача 24. На уроке математики учитель зачитывает условие задачи: «Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?». Первоклассники, едва дослушав, сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!», «А мы белых не нашли».

Вопросы:

1. С чем связано такое поведение первоклассников?

2. Как реагировать учителю на подобные высказывания учеников?

3. О каком типе неготовности к обучению идет речь?

Задача 25. Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя; группы «Б» – старосте класса; группы «В» – просто сложить в общий ящик.

Вопросы:

1. Будет ли одинаковым процент выполненных работ в разных группах?

2. В какой группе задание будет выполнено лучше?

3. С чем это связано?

 

Задача 26. Наташе пять лет и десять месяцев. Тетя предложила ей такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.

Вопросы:

1. Почему для решения задачи Наташе потребовались вырезанные из бумаги деревья и птички?

2. Какие особенности восприятия и мышления дошкольника проявились?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

 



2019-12-29 10198 Обсуждений (0)
Задание: решите психолого-педагогическую ситуацию. 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Задание: решите психолого-педагогическую ситуацию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)