Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НПА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НПА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАНЯТИЕ 1.

Основные понятия, предмет и система дисциплины

Законодательство и иные НПА о правоохранительных органах

Обеспечение деятельности судови органы, его осуществляющие

 

Дисциплина «Правоохранительные органы» – один из вводных предметов, дающих исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

Данная дисциплина дает начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции и расследования дел о преступлениях, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц.

Её цель – предоставление необходимого минимума знаний об основных институтах, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

До революции 1917 г. в большинстве юридических учебных заведений эта дисциплина не преподавалась как самостоятельная. Данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях обычно сообщались студентам в рамках других дисциплин – гражданского и уголовного процесса. Также были попытки ввести для изучения самостоятельную дисциплину под названием «Судоустройство».

В середине 50-х гг., вместо «Судоустройства» в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина «Организация суда и прокуратуры в СССР». Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали называть «Суд и правосудие в СССР». Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название – «Правоохранительные органы в СССР». В 1992 г. по известным причинам из него «исчезло» упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.

В позднесоветское время была осознана необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только о каком-то одном или двух правоохранительных органах – судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны.

В результате в учебной программе и учебной литературе большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления. Однако в целом система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов, значительное внимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

В рамках преподавания в нашем ВУЗе, «Правоохранительные органы» как учебная дисциплина тесно соприкасается с такими дисциплинами, как «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Административное право», «Конституционное право», «Теория государства и права», «Отечественная история государства и права», «Прокурорский надзор», а так же рядом специализированных курсов, связанных с изучением адвокатуры, нотариата в рамках избранной студентом-юристом специализации.

Правоохранительные органы – обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Правоохранительные органы осуществляют на основании и в порядке, определенном законом, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативно-розыскные, административные, правозащитные, профилактические (превентивные) и ряд иных функций в строгом соответствии с законом, применяя при этом методы принуждения и убеждения.

Основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства заключается в том, что он имеет прежде всего функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписанные государством функции определяют соответствующие полномочия.

По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений согласно установленному законом порядку.

Перечень правоохранительных органов:

1. Судебные органы

2. Прокуратура Российской Федерации

3. Следственный комитет Российской Федерации

4. Органы обеспечения безопасности

5. Федеральная служба войск национальной гвардии

6. Министерство внутренних дел Российской Федерации:

– Полиция

7. Правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы (служба с 2016 года входит в состав Минфина России)

8. Министерство юстиции Российской Федерации в лице:

- Федеральная служба судебных приставов

- Федеральная служба исполнения наказаний

9. Нотариат

10. Адвокатура

В целом, в России к правоохранительным органам относят (помимо судебных) военизированные органы, осуществляющие оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба.

Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым не должна относиться, так как по статусу не приравнена к другим силовым структурам и является гражданским ведомством, как, например, ранее существовавшая Федеральная налоговая служба.

К числу правоохранительных органов большинство исследователей относят адвокатуру, как социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами и нотариат – общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т.п.). С большими оговорками к числу правоохранительных органов можно отнести Военную полицию МинОбороны РФ (нами изучаться не будет).

Ранее в систему правоохранительных органов (до их упразднения) входили:

- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (1992-2003);

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (2003 Госнаркоконтроль/2004-2016);

- Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (1991-2016).

Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным. Впрочем, ряд отечественных исследователей не относят правосудие числу функций правоохранительных органов. Как следствие, судебные органы (за исключением Конституционного Суда РФ) они тоже не признают в качестве правоохранительных.

Однако, т.к. среди перечня учебных дисциплин нашего ВУЗа нет отдельной, которая изучала бы судебные органы и отправление правосудия (а это является обязательным для получения компетенций, необходимых для изучения ряда других дисциплин), до данную область знаний включена в предмет изучения дисциплины «Правоохранительные органы».

Правоохранительная деятельность – вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами строго в рамках закона при соблюдении определённых процедур и направленна на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав человека и гражданина, интереса общества и государства.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такой институт, стоящий на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В.Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

С их точки зрения, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам с этой данной зрения кроме адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется.

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из нижеперечисленных функций:

1) Конституционный контроль

2) Правосудие

3) Прокурорский надзор

4) Расследование преступлений (правонарушений)

5) Обеспечение безопасности

6) Исполнение судебных решений

7) Оперативно-разыскная деятельность

8) Охрана общественного порядка

9) Оказание юридической помощи

10) Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений

Конституционный контроль – это самостоятельный вид правоохранительной деятельности, призванный защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории России.

К органам конституционного контроля в России относят Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Правосудие – это осуществляемая в процессуальной форме правоприменительная деятельность суда по реализации его исключительного полномочия по рассмотрению и разрешению правовых конфликтов путем восстановления нарушенных или защиты оспоренных прав и законных интересов, привлечения к ответственности виновных и защиты невиновных от необоснованного обвинения.

Правосудие – это особый вид правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть, которая может толковаться как в широком смысле, подразумевающем всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность, так и в узком – охватывая только судебную деятельность по рассмотрению и разрешению по существу экономических споров, уголовных, гражданских, административных и иных дел, подсудных судам Российской Федерации.

Прокурорский надзор – это специфическая форма деятельности органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации по обеспечению законности на всей ее территории, а также выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Расследование преступлений (правонарушений) – деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению события и состава преступления (административного проступка), изобличению виновных лиц, принятию мер по возмещению причинённого преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших их совершению.

Обеспечение безопасности – это деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по созданию и поддержанию условий, обеспечивающих состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Исполнение судебных решений – это заключительная стадия судебного разбирательства, имеющая своим назначением принудительное осуществление резолютивной части вступившего в законную силу судебного решения.

В рамках гражданского, арбитражного и административного судопроизводства данную функцию осуществляют судебные приставы-исполнители. Исполнение обвинительного приговора суда находится в пределах компетенции федеральной службы исполнения наказаний. Обе данные структуры в настоящее время входят в состав Министерства юстиции РФ.

Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляемая гласно и негласно уполномоченными оперативными подразделениями государственных органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Охрана общественного порядка – это общественно-политическая и правовая категория, выраженная в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав, свобод, имущества, чести и достоинства личности, интересов государства и общества в целом.

Она возложена, в первую очередь на органы внутренних дел.

Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений – это комплекс мер, направленный на недопущение совершения административных проступков и уголовных преступлений путем ограничения влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями противоправного поведения, путем воздействия на них.

Оказание юридической помощи – это деятельность по предоставлению квалифицированной юридической помощи со стороны профессиональных юристов физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направленна на защиту и способствует осуществлению их прав и законных интересов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НПА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Порядок функционирования правоохранительных органов определяется нормативно-правовыми актами различной юридической силы.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах своей компетенции уполномоченным государственным (муниципальным) органом или должностным лицом либо путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

НПА необходимо отличать от правовых актов ненормативного (например, персонального) характера.



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НПА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НПА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)