Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба классов и партий в революции 1905-1908г.



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Борьба классов и партий в революции 1905-1908г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ход революции 1905-1907 гг. предопределяла борьба трех общественно-политических лагерей, каждый из которых характеризовался определенными представлениями о путях общественного развития, отношением к самодержавию, реформам, российской революции.

Правительственный лагерь видел цель в сохранении самодержавия, преодолении революции, не исключая возможности реформ в будущем. Самодержавие пыталось отыскать такую меру в своих уступках либеральной оппозиции, которая удовлетворила бы требования "благомыслящих", изолировала "крайних", воспрепятствовала нарастанию массового движения против самодержавного строя. Тактика лидеров либерально-буржуазного лагеря заключалась в использовании ими революционного движения масс для давления на царизм в своих интересах. Либеральная оппозиция выдвигала требования ограничения абсолютной монархии, расширения гражданских прав, предоставления политических свобод, настаивала на проведении компромиссных социально-политических реформ. Со своей стороны, революционно-демократический лагерь, опиравшийся на рабочий класс и крестьянство, добивался свержения самодержавия, коренных общественно-политических и социально-экономических преобразований, рассматривая революцию как средство достижения поставленной цели.

По интенсивности и формам революционной борьбы, по степени вовлечения в нее различных социальных групп населения в таком сложном, многоплановом, неравномерно развивавшемся процессе, каким была первая российская революция, можно выделить два крупных этапа.

Первый этап – с января по декабрь 1905 г. – подъем революции, нарастание натиска на самодержавие. Характерной чертой революционной борьбы на этом этапе являлось развитие революции вширь (охватывала новые районы и слои населения страны) и вглубь (происходила радикализация требований и средств борьбы). Революция, начавшаяся в столице Российской империи, быстро перекинулась затем на национальные окраины. Самые яркие примеры представляют Закавказье, Польша, Украина и Прибалтика. Из-за переплетения национальных и социальных проблем здесь революционное движение распространялось быстрее, чем в России, и носило более острый характер (в Польше уже весной 1905 г. это привело к всеобщей забастовке и баррикадным боям). Постепенно революционные настроения проникли в армию и флот, традиционную опору самодержавия: в июне 1905 г. вспыхнуло восстание на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"; в октябре произошло революционное восстание в Кронштадте; в ноябре 1905 г. – восстание в Севастополе (самое крупное выступление военных за годы первой российской революции); десятки других массовых выступлений солдат и матросов. Для наведения порядка в армии, наказания "смутьянов" был даже принят закон об учреждении военно-полевых судов (август 1906 г.).

Карательную политику правительство с самого начала революции пыталось сочетать с реформами. Уже январские события 1905 г. вынудили Николая II издать рескрипт от 18 февраля о представительстве, по которому министру внутренних дел А.Г. Булыги­ну поручалась подготовка законов о создании представительного законосовещательного органа – Государственной думы. Она так и не была созвана: ее смела Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г., парализовавшая деловую жизнь страны и деятельность правительства.

Всероссийская октябрьская политическая стачка стала высшим подъемом революции (охватила 120 городов империи, 2 млн. участников). В результате Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г. в стране сложилось временное равновесие сил: самодержавие уже не могло справиться с революцией, революционно-демократическому лагерю не доставало сил свергнуть самодержавие. В этих условиях царь пошел на такие уступки, как создание объединенного правительства (Совета Министров) и представительного учреждения с законодательными правами. Манифест 17 октября 1905 г. также даровал демократические свободы населению (неприкосновенность личности, свободы слова, совести, собраний, союзов), обещал "привлечь к участию в Думе... те классы населения, которые совсем лишены избирательных прав".

Тактический маневр самодержавию удался. В целом удовлетворившись уступками, российская буржуазия, либералы заявляют о необходимости прекращения революции, перевода его в реформаторское русло, о необходимости поддержки правительства в проведении обещанных реформ. Николай II, в отличие от своего знаменитого деда, не сумел оценить остроту возникшей ситуации, перехватить инициативу и провести назревшую реформу.

Противостояние продолжалось. В декабре 1905 г. по стране прокатились вооруженные выступления (Харьков, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринослав, Красноярск, Чита), в ходе которых была испытана возникшая еще в мае 1905 г. в Иванове-Вознесенске альтернативная форма власти – Советы рабочих и солдатских депутатов. Наиболее кровопролитным было вооруженное восстание в Москве (9-18 декабря 1905 г.). В декабре 1905 г. революция прошла свой пик. После подавления декабрьских восстаний начинается второй этап революции – этап ее спада и отступления. Характерная черта этого этапа, продолжавшегося до лета 1907 г., – усиление репрессивного характера правительственной политики. Спад революции носил волнообразный характер. Временное оживление революционного движения произошло весной – летом 1906 г. Общее число стачечников составило 479 тыс. Расширилось профсоюзное движение. Возникшие в 1905 г. профсоюзы в конце 1906 г. насчитывали в своих рядах 245 тыс. человек. Усиливается и крестьянское движение. В июне произошло 749 выступлений крестьян (в апреле – 47).



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Борьба классов и партий в революции 1905-1908г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба классов и партий в революции 1905-1908г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)