Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционное правосудие



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Конституционное правосудие 0.00 из 5.00 0 оценок




Авторство: Чушенко Дмитрий Николаевич, к.ю.н., кафедра процессуального права ЮРИУ РАНХИГС

 

ЗАНЯТИЕ 4 Основные нормативно-правовые акты по теме лекции:

1) Конституция РФ

2) Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

3) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации»

4) Регламент Конституционного Суда РФ от 24.01.2011 г. (ред. от 10.10.2017)

 

Конституционное правосудие – самостоятельный вид правоохранительной деятельности, призванный защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории России.

Конституция РФ – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Ведущим органом конституционного контроля в России является Конституционный Суд РФ, который представляет собой федеральный судебный орган конституционного контроля, осуществляющий самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Помимо Конституционного Суда РФ федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусматривается создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Конституционные суды могут создаваться в республиках в составе РФ, которые имеют собственную Конституцию, а уставные суды – в иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах), которые имеют не Конституцию, а Устав.

В соответствии со ст. 27 указанного ФКЗ, конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться для рассмотрения законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ на предмет соответствия конституции (уставу) субъекта РФ.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе и Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд РФ – федеральный судебный орган конституционного правосудия (контроля, надзора), самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации – это специальный орган конституционного правосудия (контроля), созданный по вопросам соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) данного субъекта, а также для толкования ее конституции (устава).

В большинстве субъектов РФ конституционные (уставные) суды либо никогда не создавались, либо были ликвидированы для экономии бюджетных средств.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)

Прообразом конституционного контроля, осуществляемого судами, принято считать деятельность в XVII в. Тайного совета при британском монархе, который признавал недействительными статуты, издаваемые легислатурами колоний, в случае их противоречия колониальным хартиям или общему праву.

Важной вехой в становлении судебного конституционного контроля стало решение Верховного суда США 1803 г., известное как «дело У. Мэрбери против Дж. Мэдисона (W. Marbury v. J. Madison)». Данное дело положило начало формированию так называемой американской модели судебного конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции.

Истоки другой – европейской (континентальной, кельзеновской) – модели, характеризующейся функционированием специализированных органов конституционного правосудия, связаны с учреждением в Австрии в 1920 г. первого конституционного суда. Вслед за австрийской моделью перед Второй мировой войной конституционный контроль был введен также в Чехословакии (1920), Греции (1927), Испании (1931) и Ирландии (1937).

С окончанием Второй мировой войны начался новый этап. Принцип верховенства парламента уступал место принципу верховенства конституции и осуществление конституционного контроля начинало относиться к компетенции специального органа, независимого от законодательной и исполнительной власти. Одновременно с этим учреждение конституционного судопроизводства предполагало реализацию принципа вертикального разделения властей. Данный принцип появился в государствах с федеративным устройством, где конституционное правосудие было призвано осуществлять надзор за актами федеральной законодательной власти в отношении членов федерации. Кроме того, его возникновение связывается с историческими причинами: болезненный опыт минувшей войны породил идею о том, что введение конституционного контроля является одним из признаков демократии, а также с причинами институционального и политического характера: посредством конституционного контроля гражданам могла быть предоставлена эффективная защита от законодательной и исполнительной властей.

В различных формах конституционный контроль в конце 40-х и в 60-е гг. XX века был введен в абсолютном большинстве стран Западной Европы, во многих новых государствах Азии, Африки, Латинской Америки, а в 80–90-е гг. – в проводящих демократические реформы постсоциалистических государствах.

 Исходя из организации, выделяют две основные модели судебного конституционного контроля: американскую модель и европейскую модель.

Американской моделью предусматривается, что конституционные споры рассматриваются обычными судами в соответствии с обычной процедурой. Конституционный контроль в странах англосаксонской правовой семьи осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Канада, Австралия и т.д.). Такую систему также называют децентрализованной. В таких странах вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция.

Для американской модели характерно осуществление последующего контроля и обеспечение единообразия судопроизводства верховным (высшим) судом. Судебные решения, как правило, касаются только сторон, участвующих в деле (кроме случаев, когда в дальнейшем суды следуют однажды принятому решению).

Для специфики форм (источников) регулирования конституционного контроля в странах, где проверка конституционной законности связана с деятельностью общей судебной системы, присущ большой авторитет доктрины, обычая (традиции) судебного прецедента для процесса становления института конституционного контроля.

Данная модель была воспринята многими странами, среди них такие, как: Дания, Норвегия, Израиль, Индия, Сингапур, Япония, Зимбабве, Кения, Аргентина, Гаити, Канада, Мексика, США, Новая Зеландия и т.д.

Так, например, в системе государственной власти США судебные органы выступают в качестве самостоятельных и независимых носителей широких властных полномочий. Судебной властью выполняется функция противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодательных и исполнительных органов. Вместе с этим ею обеспечивается конституционная законность и защита прав граждан. Авторитет судов основывается на безоговорочном исполнении гражданами и государственными органами судебных решений. Конституционному контролю в США также присущи такие полномочия судов, как толкование Конституции, проверка конституционности законов Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов исполнительной власти и установление норм права в форме судебных прецедентов.

Страны, относящиеся к европейской континентальной модели, где функция конституционного контроля осуществляется специализированными судебными (квазисудебными – Конституционные советы Франции, Казахстана) органами, отделенными от органов общего, административного и иного судопроизводства, в отличие от предыдущей модели, имеют более обширную базу нормативных источников правового регулирования. Как правило, в конституциях стран «европейской группы» содержатся обширные главы (разделы) о конституционном контроле, действует специальное законодательство, регламентирующее статус органов конституционного контроля, а нормы о конституционном контроле помещаются в законы различной тематики.

Этапы становления института конституционного надзора в нашей стране:

1) зарождение идей о конституционном контроле в России (19 – начятие 5 20 в.);

2) осуществление конституционного контроля Центральным исполнительным комитетом СССР при вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х – начало 1930-х гг.);

3) осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х – начало 1980-х гг.);

4) осуществление конституционного контроля высшими органами гос. власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Комитетом конституционного надзора СССР (1988–1991 гг.);

5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля – Конституционным Судом РФ (с 1991 г.).

Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти (Конституция РСФСР 1918 года, действовавшая в 1918-1925 гг., принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, при этом Российская Советская Республика (РСР) стала называться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР). В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом советов и Всероссийским Центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике отмену конституционных актов реализовывал Президиум ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал отдел законодательных предположений.

В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам функции по осуществлению конституционного контроля переходят к ЦИК СССР, а в период между его сессиями — Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР.

К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. В случае появления подобной юридической ошибки ее можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР не предусматривала создания специализированных органов конституционного контроля, так как функции конституционного контроля могли выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти – Президиум Верховного Совета СССР и Прокуратура СССР.

Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции СССР, на цели демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти — образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР.

Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. 23 декабря 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР». С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР. Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С.С. Алексеев), его заместителя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР.

Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (ред. от 25 февраля 1993 г.) был образован судебный орган конституционного контроля – Конституционный Суд РФ. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в 1992—1993 гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 – по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тыс. обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые были даны ответы.

Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3—4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии.

Конституция РФ 1993 г., сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в Законе о Конституционном Суде РФ 1994 г. После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности.

Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда было всего два: отныне Конституционный Суд РФ утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только прямо указанные в Конституции РФ нормативные акты и только по запросам или жалобам. Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде РФ – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», 12 июля предложенную редакцию одобрил Совет Федерации, 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован, после чего возобновился и процесс осуществления конституционного судопроизводства.

Зимой 2007 года статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург». Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

Современный период характеризуется также постоянным совершенствованием законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В июне 2009 года законодатель внес изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусмотрев новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда РФ. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок их полномочий составляет 6 лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности. 

Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность при определенных условиях разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты прав и свобод граждан.

В 2014 и 2015 годах была расширена компетенция Конституционного Суда РФ в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также определены его функции в случае возникновения коллизий между отечественным конституционным правопорядком и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

Конституционное правосудие стало неотъемлемой чертой абсолютного большинства новых независимых государств на постсоветском пространстве. Институт специализированного конституционного контроля предусмотрен основными законами четырнадцати государств из пятнадцати бывших союзных республик (кроме Туркменистана).

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ; конституций и уставов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов, не вступивших в силу международных договоров РФ

2) Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ;

3) По жалобам граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном судебном деле;

4) По запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;

5) Разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

6) Дает толкование Конституции РФ;

7) Проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум;

8) Дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

9) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1-7, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.

Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения, а решение Конституционного Суда РФ, вынесенное без проведения слушания, вступает в силу со дня официального опубликования. Они не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела в КС РФ является:

1. обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ:

- закон, иной нормативный акт Государственной Думы, Совета Федераций, Президента или Правительства РФ

- договор между органами государственной власти РФ и/или субъекта РФ

- не вступивший в силу международный договор,

2. обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в истолковании, предположительно не соответствующем Конституции РФ

3. обнаружившееся противоречие в позициях сторон о полномочиях в спорах о компетенции между органами государственной власти РФ

4. обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции

5. выдвижение Государственной Думой обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях с проведением слушаний, а в случаях, указанных в Законе о Конституционном Суде, также без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ может рассматривать и разрешать дела без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны. В этом случае копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд ФР. Отзыв, представленный в Конституционный Суд РФ, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленным Конституцией РФ и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».

Помимо изложенного, Конституционный Суд РФ в заседаниях:

1) принимает послания Конституционного Суда РФ;

2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой, в том числе присвоению ему почетного звания, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

5) в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата;

6) утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ:

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее 1 месяца со дня открытия вакансии.

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Он имеет 2 заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Они могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель Конституционного Суда РФ (его заместитель) не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда РФ принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда РФ.

По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда РФ продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.

Основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке

4) утраты судьей гражданства РФ;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше 2 раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерть судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ в случае нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ в случае совершения им проступка, совершения действий, не совместимых с его должностью или неучастия в заседаниях Конституционного Суда РФ, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Запреты и ограничения, налагаемые на судью Конституционного Суда РФ:

1) не вправе

- осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах

- оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

- выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

2) не может

- принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать,

- участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию,

- участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти или местного самоуправления,

- присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

- входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда РФ и иных подразделений.



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Конституционное правосудие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционное правосудие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)