Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
Специалист в области туризма должен уметь хорошо ориентироваться в принятой в стране системе национальных счетов, на основе которой построена система налогообложения, измеряется национальный доход и другие производные от него макроэкономические показатели. В России создана статистика национального дохода,позволяющая соотносить между собой годовые потоки несоизмеримых между собой в натуральном исчислении различных товаров и услуг. «Национальный доход, или национальный продукт, представляет окончательный итог в тех ваших подсчетах, где вы используете денежный масштаб для соизмерения между собой всех разнообразных видов яблок, апельсинов, машин, которые производятся в любом обществе с помощью принадлежащих ему ресурсов земли, труда и капитала»[1]. Национальный продукт может исчисляться как поток товаров или как поток доходов. Внутренняя часть кругооборота формируется за счет движения товаров и услуг, произведенных в результате использования факторов производства. Внешняя часть кругооборота образуется в результате расходования средств, заработанных населением на приобретение этих товаров и услуг. Макроэкономика утверждает, что национальный доход может быть исчислен двумя корректными способами: по методу потока товаров,когда суммируются все денежные средства, идущие на конечное потребление; либо по методу потока доходов– как общая сумма факториальных доходов: заработной платы, процента, ренты, прибыли. При правильном исчислении результаты, полученные в первом случае, должны точно соответствовать параметрам национального дохода, определенным по второму методу. При этом денежная оценка потока товаров отличается от потока доходов на величину прибыли, которая, таким образом, также учитывается в национальном доходе. В национальном доходе очень важно учитывать только конечное потребление товаров и услуг, чтобы избежать двойного счета. Действительно, эта проблема обязательно встанет, если мы вспомним, что туристский продукт туроператора формируется и за счет привлечения услуг других производителей: авиакомпаний (транспортные услуги), гостиниц (услуги размещения), ресторанов (услуги питания), театров, музеев, концертных залов, аттракционов и т. п. (услуги развлечений), туристских агентов (услуги реализации), средств массовой информации (услуги рекламы) и т. п. Все эти услуги являются промежуточными продуктами для конечного туристского продукта и уже включены в его стоимость. Таким образом, предприниматели включают в стоимость туристского продукта и чужой труд, поскольку они получают многие услуги от других фирм и добавляют к ним свой труд и свои ресурсы. Именно они и составляют добавленную стоимость, которую только и необходимо учитывать в национальном доходе для устранения двойного счета, так как стоимость услуг, произведенная другими фирмами, будет уже фигурировать в их отчетах (таблица 1)
Таблица 1. – Определение добавленной стоимости при производстве туристского продукта (у. ед.)
Определение добавленной стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к таблице 1, мы показано, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. ед., в то время как некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. ед.) и даже с валового показателя (5900 у. ед.). Национальный доход может расходоваться по-разному. Существуют три принципиально отличающихся друг от друга варианта в зависимости от величины выделяемых из национального дохода инвестиций: 1. Стационарный вариантс нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости. 2. Развивающийся вариантс положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов. 3. Кризисный вариантс отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал. Данные варианты характеризуют инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «проедания» первоначального капитала. Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП) могут быть рассчитаны не только в масштабах страны, они репрезентативны и на уровне туристских фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристского продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения. Структура валового национального продукта представлена в таблице 2.
Таблица 2. – Структура валового национального продукта
Продолжение таблицы 2
Приведём пример: если туристская фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля – блок номеров, то при этом она не увеличит национальный продукт, так как никакого нового продукта не создано и эти сделки по своей природе относятся к транспортным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и сделать невыгодной деятельность по формированию туристского продукта. Представьте, что туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, т. е. за риск. Это способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования. Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть формируемый национальный продукт на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество
NNP = C + I, или I = NNP – C,
где NNP – чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров; I – чистые инвестиции; С – поток потребительских товаров и услуг.
В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет показатель сбережений S, который также исчисляется по той же формуле:
S = NNP – C,
но при этом NNP определяется по методу потока доходов. Это позволяет сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S. Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций I останется без изменений, но показатель S сбережений будет анализироваться в трех различных состояниях: · Как чистые личные сбережения, которые остаются у населения после вычета налогов; · Чистые сбережения корпораций, которые остаются у фирмы и не выплачиваются в виде дивидендов; · Чистый доход государства как разница между государственными доходами и расходами, т. е. превышение поступлений от налогов над суммой государственных средств, расходуемых на приобретение товаров (услуг) и трансфертных платежей.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |