Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таким образом, можно с определенностью сказать, что никакой альтернативы расселения вне Чеченской Республики ее жители не имеют.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Таким образом, можно с определенностью сказать, что никакой альтернативы расселения вне Чеченской Республики ее жители не имеют. 0.00 из 5.00 0 оценок




О положении жителей Чечни

В Российской Федерации

Август 2006 г. — октябрь 2007 г.

 

Москва

2007

 

Осуществляется на средства Европейской Комиссии

 

 

По материалам Сети «Миграция и Право»

Правозащитного Центра «Мемориал»,

Комитета «Гражданское содействие»,

Интернет-издания «Кавказский узел»,

Информационно-аналитического центра СОВА и др.

 

 

С.А. Ганнушкина     — руководитель Сети «Миграция и Право»,
председатель Комитета «Гражданское содействие»

Л.Ш. Симакова         — составитель доклада

 

 

В составлении доклада принимали участие:          Е. Буртина,

       С. Магомедов,

       Ш. Тангиев

       Н. Эстемирова

 

Сеть «Миграция и Право» Правозащитного Центра «Мемориал», включающая 56 пунктов бесплатной правовой помощи вынужденным мигрантам, 5 из которых находятся в Чечне и Ингушетии (www.refugee.memo.ru)

В Москве юристы Сети «Миграция и Право» работают на базе благотворительного Комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» (www.refugee.ru).

 

ISBN 978-5-93439-240-7

 

 

Распространяется бесплатно

 

 

 

 

Содержание

 

I. Введение........................................................................................................................... 6

II. Чеченские беженцы и квалификационные правила ЕС.
Выступление С.А. Ганнушкиной на семинаре для административных судей......... 7

III. Условия жизни и проблемы безопасности внутриперемещенных лиц и жителей Чеченской Республики..................................................................................................................... 20

IV. Положение жителей Чечни в Республике Ингушетия.............................................. 44

V. Положение жителей Чечни в регионах России.......................................................... 62

VI. Похищение мирных жителей на Северном Кавказе.................................................. 73

VII. Заключение.................................................................................................................... 84

VIII. Приложения.................................................................................................................... 85

Приложение 1. Данные опроса жителей ПВР г. Грозного
о жилищном положении их семей.......................................................................... 86

Приложение 2. Хасавюртовская трагедия ................................................................. 88

Приложение 3. Дело Ульмана — дело Буданова...................................................... 91

Приложение 4. Дело милицейской банды Асуева..................................................... 95

Приложение 5. Спецоперация в Малгобеке. Осада дома Т.А.-С. Ханиева........... 97

Приложение 6. Показания жителей с. Али-Юрт,
пострадавших при зачистке 28 июля 2007 г......................................................... 99

Приложение 7. Незаконное задержание и пытки Р.Ш.Хасиева
и Ш.С. Ипаева в ОРБ-2......................................................................................... 103

Приложение 8. Похищение Элины Эрсеноевой и ее матери................................. 106

Приложение 9. Обращение Лидии Юсуповой, адвоката ПЦ «Мемориал»........... 109

Приложение 10. Похищение С.А.-Х. Барахоева в пос. Карца РСО-А................... 111

Приложение 11. Похищение братьев Яндиевых в с. Дачное
Пригородного района РСО-А............................................................................... 113

Приложение 12. Похищения (исчезновения) людей в Дагестане в 2007 г........... 114

Приложение 13. Открытое письмо представителей общественности
Республики Ингушетия........................................................................................ 118


Список сокращений

 

АТЦ        — антитеррористический центр, подразделение МВД Чечни

БОП ГУ — Главное управление по борьбе с организованной преступностью

БТР         — бронетранспортер

ВВ           — внутренние войска

ВОВД     — временный отдел внутренних дел

ВПЛ        — лица, перемещенные внутри страны (или внутриперемещенные лица).

ВУЗ         — высшее учебное заведение

ГИБДД   — государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГОВД     — городское отделение внутренних дел

ГРУ         — Главное разведывательное управление

ГУВД      — Главное управление внутренних дел

ДПС        — дорожно-постовая служба

ДСБ        — Датский совет по беженцам

ЕСПЧ     — Европейский суд по правам человека

ИВС        — изолятор временного содержания

КоАП     — Кодекс административных правонарушений

МВД       — Министерство внутренних дел

МКП       — места компактного проживания для ВПЛ, расположенные в Чечне и Ингушетии, финансируемые из местного бюджета

МО          — Министерство обороны

МТФ       — молочно-товарная ферма

МЧС       — Министерство по чрезвычайным ситуациям

НВФ       — незаконные вооруженные формирования

НКО       — некоммерческие организации

НПО       — неправительственные организации

ОВД        — отдел внутренних дел

ОМОН    — отряд милиции особого назначения

ОРБ         — оперативно-розыскное бюро

ПВР        — пункты временного размещения для ВПЛ, расположенные
в Чеченской Республике и финансируемые из федерального бюджета

ППС       — патрульно-постовая служба

ППСМ    — полк патрульно-постовой службы милиции

ПЦ          — Правозащитный центр

РД           — Республика Дагестан

РИ           — Республика Ингушетия

РОВД     — районное отделение внутренних дел

РСО-А    — Республика Северная Осетия-Алания

РУБОП   — региональное управление по борьбе с организованной преступностью

СИЗО     — следственный изолятор

СОБР      — спецотряд быстрого реагирования

СПТУ     — среднее профессионально-техническое училище

УБОП     — управление по борьбе с организованной преступностью

УФМС    — Управление Федеральной миграционной службы

УФСБ     — Управление Федеральной службы безопасности

ФМС       — Федеральная миграционная служба

ФСБ        — Федеральная служба безопасности

ЦВР        — центры временного размещения для ВПЛ, расположенные в регионах России и финансируемые из федерального бюджета

ЧР           — Чеченская Республика

ЮФО      — Южный федеральный округ

 

 


I. Введение

Предлагаемый, шестой по счету, доклад о положении жителей Чечни в России охватывает период с августа 2006 г. по октябрь 2007 г.

За это время, особенно за первую половину 2007 г., Грозный отстроился и превратился из развалин в цветущий город, как будто собранный из нового детского конструктора. Восстановлены Гудермес, Аргун и другие города и поселки. Сейчас уже война вкраплениями, правда достаточно значительными, вписывается в мирный пейзаж. Совсем недавно было наоборот. Интенсивность и скорость восстановления можно без преувеличения назвать «чеченским чудом». Тем более, что уж просто чудом на это находятся средства. По словам руководства ЧР, не более четверти их приходит из федерального бюджета, остальное добывается достаточно оригинальными способами: использованием бесплатного труда строителей, отчислениями от зарплат и кредитами, которые, по словам Рамзана Кадырова, он берет на свой страх и риск.

Разумеется, такие перемены радуют жителей Чечни и всех, кто желает им добра и мира.

Картины грозненских руин, которая с 2000 г. постоянно стояла у меня перед глазами, уже нет. Но это еще не воспоминания, а живая боль.

Люди в Чечне бесконечно истосковались по профессиональному квалифицированному труду. Они хотят учить, лечить, восстанавливать культуру — библиотеки, театры, музеи. Они любят свою землю особенно остро, потому что им столько пришлось перенести. В Чечне сейчас во всем дышит живая жизнь.

Однако нельзя долго существовать на неоплачиваемом материально энтузиазме, на добровольно-обязательном, как в советское время, труде. Безработица остается в Чечне большой проблемой, каждый работающий член семьи, должен нести на себе груз обеспечения множества безработных родственников. Такое положение провоцирует рост уровня коррупции, которая и без того превращена в норму жизни.

Что касается безопасности, то на фоне явного и существенного снижения числа похищений и бессудных казней развивается иной процесс — фабрикация уголовных дел, главным основанием в которых является чистосердечное признание, названное в сталинские времена «царицей доказательств».

В докладе мы постарались описать механизмы фабрикации уголовных дел. В особенной опасности находятся жители, возвращающиеся в ЧР из-за рубежа, те, у кого предполагается наличие относительно больших денежных средств, заявители Европейского суда по правам человека.

В остальном картина не изменилась сколько-нибудь радикально с осени 2006 г. Поэтому наш шестой доклад открывает выступление Светланы Ганнушкиной на семинаре для административных судей в Хохенхейне. Поставленные там вопросы были предложены самими судьями, и ответы на них могут быть важны для тех, у кого еще сохраняется интерес к происходящему в Чечне.

 


II. Чеченские беженцы и квалификационные правила ЕС

Выступление Светланы Ганнушкиной на семинаре
для административных судей
Hohenheim, 25.11.2006

Уважаемые дамы и господа!

Разрешите поблагодарить устроителей и участников этого семинара за предоставленную мне возможность выступить здесь. В нескольких предложениях я представлю нашу организацию и ее работу. Две общественные организации, в которых я работаю, занимаются помощью вынужденным мигрантам: беженцам из разных стран, главным образом, из Афганистана, вынужденным переселенцам из стран СНГ, внутриперемещенным лицам (ВПЛ) из Чеченской Республики, жертвам осетино-ингушского конфликта. Правовая помощь вынужденным мигрантам оказывается в пунктах Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал». Сеть состоит из 56 пунктов, работающих в разных регионах России. Каждый пункт образован на базе какой-то местной неправительственной организации, оказывающей помощь вынужденным мигрантам. В Москве такой организацией является Комитет «Гражданское содействие». Я — одновременно руководитель Сети и председатель «Гражданского содействия».

Юристы Сети за год проводят более 20 тыс. консультаций и участвуют в нескольких тысячах судебных слушаний. Это большая и напряженная работа. Однако, учитывая огромную территорию нашей страны и размеры проблемы, мы отдаем себе отчет в том, что наша помощь охватывает только небольшую часть нуждающихся в ней людей. В Москве, например, работает 6 юристов, которые непрерывно доказывают в судах необходимость предоставления статуса беженца афганцам, сотрудничавшим с режимом Наджибуллы. Всего таких лиц в России по сведениям УВКБ ООН — около 100 тыс., однако только 390 человек из этой группы получили статус беженца и около тысячи — временное убежище.

Не лучше обстоит дело и с ВПЛ из Чечни. Они не получают никакого статуса, отстаивать их права очень трудно, поскольку во всех официальных инстанциях это вызывает сопротивление. Положение меняется к худшему, как и общая ситуация с правами человека в России. Наших ресурсов катастрофически не хватает.

Тема моего выступления сегодня: Положение жителей Чеченской Республики в России. Оно состоит из двух частей — описание ситуации в Чеченской Республике и положения жителей Чечни за пределами ее территории.

Положение жителей Чечни за пределами ее территории

Думаю, что правильней будет начать со второй части. Поскольку здесь сегодня собрались юристы, я остановлюсь на некоторых правовых положениях.

Понятия «внутриперемещенные лица (ВПЛ)» нет в российском законодательстве, как и во многих других национальных правовых системах. Жители Чечни, покидающие ее территорию из-за того, что там жилье их разрушено, а безопасность не обеспечена, относятся именно к этой категории. В международном праве обязанности государства и мирового сообщества по отношению к ВПЛ описаны в блистательно составленном докладе Представителя Генерального секретаря ООН г-на Франсиса М. Денга «Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны». Доклад был составлен в 1998 г. и предложен в качестве руководства в отношении ВПЛ при выполнении мандата ООН, деятельности государств, любых органов власти, групп лиц и отдельных лиц в их отношениях с перемещенными внутри страны лицами; а также для межправительственных и неправительственных организаций. Есть страны, например, Дания, которые уже включили «Руководящие принципы» в свою правовую систему и считают обязательным их исполнение.

В основе подхода ООН к проблеме ВПЛ лежит тезис о первоочередной ответственности за предоставление пострадавшим правовой защиты и социальной помощи правительства той страны, часть населения которой подверглось вынужденному перемещению. При этом распространенная прежде позиция, когда происходящее с жителями страны считалось исключительно или преимущественно ее внутренним делом, уступает осознанию ответственности за страдающие и дискриминируемые группы населения планеты, в какой бы ее части это ни происходило мирового сообщества в целом.

К сожалению, российская практика далека от соблюдения принципов, сформулированных в докладе Френсиса Денга. Постоянное стремление российских властей вернуть ВПЛ на территорию Чеченской Республики: ликвидация лагерей в Ингушетии, выселение без предоставления иного жилья немногих — менее 1000 человек, расселенных в нескольких Центрах временного размещения в других регионах России (Тамбов, Тверь, Новгород Великий), ни в какой мере не сочетается с Принципом 28, который возлагает на компетентные власти главную обязанность и ответственность за создание условий и предоставление средств для добровольного, безопасного и достойного возвращения ВПЛ в свои дома и места постоянного проживания. Принцип 18, требующий для ВПЛ права на адекватный жизненный уровень, также нарушен, никакой помощи в интеграции от государства они не получают. (О небольшой компенсации, которую выдают жителям Чечни за утраченное жилье и имущество, я скажу немного позже.) Таким образом, когда мы говорим о возможности альтернативного расселения, то следует иметь ввиду, что речь идет исключительно о самостоятельном обустройстве на новом месте. Для этого необходимы какие-то начальные ресурсы: возможность арендовать жилье, средства на питание на первое время.

Какие средства имеет для этого обычный россиянин? Например, такой, как я. У меня, как и у большинства наших граждан, нет счета в банке и нет возможности взять на новом месте кредит. Мы живем на свою ежемесячную зарплату или пенсию, и, потеряв их, остаемся без гроша в кармане. Все, что мы получили от перестройки, это право приватизировать свои государственные квартиры. У меня в центре Москвы большая квартира, доставшаяся мне от известного профессора — моего деда, ставшая государственной, но не отнятая у его семьи после революции. Поэтому я человек не бедный. Но чтобы переехать в другой город, я должна сначала продать эту квартиру и купить себе другое жилье. Если же лишить меня этой возможности и просто переместить в другой населенный пункт, где у меня нет крыши над головой, работы, пенсии и пр., я без посторонней помощи попросту умру от голода и холода.

Поэтому, оценивая возможности альтернативного расселения жителей Чечни в других регионах России, надо помнить, что говорим мы, собственно не об этом, а о возможности самостоятельного обустройства тех немногих, кто имеет небольшие накопления или ценности, а также поддержку родственников. Мы ставим вопрос о том, выполняет ли по отношению к ним государство свои обязанности. Ответ отрицательный: оно не только не помогает им, но и напротив, в нарушение Принципа 1, делает так, чтобы нашедшие себе приют в других субъектах РФ, поселившиеся у знакомых и родственников чеченцы не могли пользоваться равными с местным населением правами.

Рассмотрим основные сложности, с которыми сталкивается граждане, предпринявшие попытку поселиться в другом субъекте Федерации и имеющие приют и средства на первое время.

Аренда жилья

Рынок сдаваемого жилья невелик почти во всех субъектах Федерации. Обычно наши граждане не имеют второго жилого помещения и сдают часть того, в котором проживают сами, т.е. комнату в своей квартире. Как правило, делают это одинокие старые люди или безработные, часто — алкоголики. Старики бывают довольны, когда у них поселяется чеченская семья, поскольку они получают от своих жильцов в приложение к оплате заботу и уважение. Однако они боятся заключить официальный договор и предоставить жильцам возможность зарегистрироваться в занимаемом жилье, поскольку не хотят иметь дело с милицией и налоговыми органами. Часто сотрудники милиции, узнав о проживающих на их участке чеченцах, угрожают арендодателям различными карами, убеждают их в существовании закона или приказа, запрещающего иметь дело с чеченцами и т.п. Отчасти они говорят правду, поскольку есть негласное указание милиции следить за всеми чеченцами, попадающими в их поле зрения. Если же на их участке случится что-то неприятное, то сотрудники милиции будут нести ответственность за то, что не обеспечили отсутствие чеченцев на подведомственной им территории. Когда в Москве был взрыв в метро, там погиб приезжий чеченец, который был немедленно заподозрен в подрыве, и у сотрудников милиции, зарегистрировавших его, были неприятности. Разумеется, никаких доказательств причастности к взрыву погибшего чеченца или его родственников добыто не было.

Эта ситуация приводит к тому, что жители Чечни пытаются зарегистрироваться у своих родственников или знакомых, а живут в снимаемом жилье, которое вынуждены часто менять. Кроме того, они постоянно платят сотрудникам милиции, чтобы те не противодействовали их проживанию. Решить вопрос о регистрации в судебном порядке возможно только в случае, когда лицо, предоставляющее регистрацию в своем жилье, проявляет большую настойчивость. Такое бывает, но редко. Иногда мы сами предоставляем нескольким людям регистрацию у себя дома, но, очевидно, что число зарегистрированных не может быть большим. К нашим сотрудникам регулярно является милиция проверять наличие и благонадежность жильцов. Приходится устраивать настоящие шоу с демонстрацией необходимого количества спальных мест, сбором всех зарегистрированных или их домашних принадлежностей... Понятно, что для всего этого необходима большая внутренняя мотивация, которой трудно ожидать от обычных граждан, постоянно настраиваемых СМИ против чеченцев.

Регистрация

В Правила регистрации по месту пребывания 22 декабря 2004 г. были внесены существенные изменения. Произошло это достаточно забавно. В.В. Путин в Киеве несколько преждевременно поздравил Януковича с избранием на пост президента Украины. Принимая поздравления, Янукович посетовал о том, что граждане Украины имеют право жить без регистрации в РФ всего три дня, в то время как граждане России живут на территории Украины три месяца без всяких проблем. «Надо уравнять сроки!» — сказал Путин, видимо не сталкивавшийся с проблемами регистрации в России и не знающий ее правил. Встреча была показана по ТВ, и не успел наш президент вернуться домой, как МВД уже разрешило своим приказом украинцам проживать в РФ 90 дней без регистрации. Далее ничего не оставалось делать, как распространить это положение и на собственных граждан, внеся необходимые изменения в Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации...» от 17.07.1995 г. №713.

Как это отражается на положении ВПЛ из Чеченской Республики? Существующее уже два года изменение внедрялось очень медленно, только сейчас оно окончательно утвердилось и начало как-то исполняться. В этом положении много неясного. Как, например, должен подтверждать свой недавний приезд гражданин, передвигавшийся на автомобиле или просто пешим ходом? Обходится это положение покупкой недорогого билета из соседнего субъекта Федерации, или поездкой раз в три месяца туда и обратно. Теперь приезжий, остановленный на улице сотрудником патрульно-постовой службы, может предъявить авиационный или железнодорожный билет, подтверждающий, что он прибыл в данный субъект Федерации не более 90 дней назад. На этом основании он не будет оштрафован и, если нападет на честного милиционера, то не будет и обобран им.

Разумеется, эта система лучше старой, однако многих проблем таким образом избежать нельзя. Настроенный античеченски сотрудник милиции, особенно побывавший в Чечне, может попросту разорвать предъявленный ему билет, завести ВПЛ в отделение, где тому угрожают все те же опасности, которые существовали и раньше: сфабрикованные обвинения, в лучшем случае, в мелком хулиганстве, а в худшем — подложенные наркотики или взрывчатые вещества. Возможны побои, долгие задержания, угрозы и изъятие денег. После этого нередко, особенно, если задержанному удалось дозвониться до нас, производится короткое судебное слушанье по административному кодексу за нарушение общественного порядка. Милиция очень любит обвинять чеченцев в нецензурной русской брани, при этом время происшествия указывается то, когда они находились в заключении, поскольку необходимо оправдать незаконно долгое содержание под стражей.

Остается также опасность того, что сотрудник милиции явится на квартиру, где, как он знает, чеченцы проживают более 90 дней. Будет составлен протокол, и от хозяев потребуют немедленного выселения незаконного жильца.

Работа, обучение, медицинское обслуживание, пенсии и другие социальные пособия

Все перечисленное возможно исключительно при наличии настоящей регистрации. С работодателями происходит то же, что и с владельцами квартир: им настойчиво не рекомендуют брать на работу чеченцев. Эти «советы» дает им милиция или, теперь все чаще, сотрудники ФСБ. Последние никогда не сознаются в своем вмешательстве, но пренебрегать их рекомендациями решатся немногие, а бороться с этим невозможно. Мы знаем случаи, когда наших чеченских женщин увольняли последовательно из швейной мастерской, магазина и офиса, где они, отчаявшись найти работу по своей квалификации, просто убирали помещение. В мае 2006 г. из автопарка уволили 16 водителей — чеченцев, в том числе двух постоянных жителей Москвы. Их попросили уволиться на время пребывания в Москве какой-то высокой делегации — «всего на недельку». Но потом не восстановили на работе. Поэтому чеченцам, в лучшем случае, удается найти работу только без оформления, а, следовательно, их права наемных работников никак не защищены, они становятся жертвами жестокой эксплуатации.

Обучение в средних специальных учебных заведениях связано с наличием уже не только регистрации по месту пребывания, а постоянной регистрации по месту жительства, поэтому для ВПЛ оно недоступно. Высшие учебные заведения федерального подчинения принимают на конкурсной основе всех граждан РФ. Однако сейчас почти все ВУЗы становятся платными, т.е. также недоступными для ВПЛ. К счастью, обучение в школах после нескольких судебных процессов стало возможно для всех. Во всяком случае, жалобы на отказ в приеме в школу почти прекратились, а в тех редких случаях, когда они появляются, дело удается уладить.

Полноценное медицинское обслуживание возможно только при наличии регистрации по месту жительства. Несмотря на то, что медицинское страхование должно было бы осуществляться в любом населенном пункте, компании связывают страховку с регистрацией по месту жительства. ВПЛ могут получить временный медицинский полис при наличии регистрации по месту пребывания, в отсутствии ее — только экстренную медицинскую помощь. Известны случаи, когда отказывают и в ней, поскольку бесплатное медицинское обслуживание включает в себя все меньше и меньше видов лечения.

Постановка на пенсионный учет возможна только при наличии регистрации по месту пребывания (временная прописка). А оформление пенсии возможно только по месту жительства (постоянная прописка). Не выплачиваются по месту пребывания и детские пособия, что особенно пагубно сказывается на материальном положении многодетных семей, поскольку пособия для них составляют немалую сумму. С этой проблемой мы столкнулись впервые в 2006 г., когда вступил в силу закон № 122 о переводе льгот в денежное выражение (о монетизации льгот). Этот закон возложил на местный бюджет все выплаты пособий, поэтому местные власти отказываются обеспечивать ими временных жителей.

Документы

Общеизвестно, какую роль в жизни граждан России всегда играли и играют документы. Принцип 20 Френсиса Денга требует от государства обеспечивать ВПЛ необходимыми документами: паспортами, свидетельствами о рождении, заключении брака. Тем не менее органы паспортной службы настойчиво требуют получения паспорта по месту постоянной регистрации, т.е. в Чечне, несмотря на то, что такое путешествие может стоить документируемому свободы и даже жизни. Это относится даже к инвалидам, которым отказывают в получении паспорта по месту временной регистрации. Разрешение обменять паспорт по месту пребывания действовало всего один год во время паспортной реформы — с мая 2003 по август 2004 г. Поездка в Чеченскую Республику связана с множеством опасностей. Не приходится говорить о том, что это весьма недешево, означает перерыв в работе, которую можно и потерять, оплату дорогого проезда, долгое проживание в Чеченской Республике. Кроме того, необходимо заплатить за прием документов, поскольку коррупция в Чечне существует практически открыто и обойти ее почти невозможно.

Согласно пункту 16 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.07. 1997 г. № 828, «паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия документов органами внутренних дел».[1] Однако срок этот никогда не соблюдается. Мне паспорт делали более месяца, а моему мужу — около трех недель. На руки нам выдали справку о принятии документов, которая нам ни разу не понадобилась. Другое дело — чеченцы, им обходиться такой справкой гораздо труднее. Если им удалось сдать в Чечне документы и уехать по билету, проданному по справке (а по ней вполне могут и не продать), первый встречный патрульный может порвать такую справку, оставив ВПЛ без удостоверения личности. Таким образом, поездка за новым паспортом может оказаться невозможной, родственникам или знакомым придется платить большие деньги, чтобы забрать паспорт и привезти его владельцу по его новому месту проживания.

Но самая главная проблема, разумеется, состоит в опасности для жизни, с которой сталкивается каждый, возвратившийся в Чечню после достаточно долгого отсутствия. Все они, особенно молодые мужчины, немедленно попадают под подозрение в том, что во время своего отсутствия они находились в горах и участвовали в незаконных вооруженных формированиях. Обвинения в терроризме, которые фабрикуются с необычайной легкостью, вполне могут пасть и на тех, кто всего-навсего приехал обменять паспорт.

Еще трудней складывается ситуация у тех, кто не имел паспорта по возрасту или потерял старый советский паспорт. Поездка в Чечню для них невозможна, поскольку попытка пройти через блокпост без документа неизбежно приведет к задержанию со всеми его последствиями.

Есть случаи, когда ВПЛ, отправившиеся за документами в Чеченскую Республику, возвращались калеками просто потому, что напоролись на мину или попали под обстрел. Поэтому мы никогда не советуем посетителям отправляться за документами в Чечню, хотя иногда и помогаем материально тем, кто решился на такую поездку.

Описанное положение приводит к тому, что ВПЛ часто предпочитают оставаться без документов. Женщины, к которым милиция все же относится мягче, зарабатывают как могут, а мужчины сидят дома и не смеют высунуть носа на улицу.

В семье нашей давней подопечной Малики Минцаевой несколько взрослых и пятеро несовершеннолетних детей — двое ее собственных и внучка. До последнего времени только Малика имела паспорт. Семья уже несколько лет живет в Москве, в квартире бывшего гражданского мужа Малики, который пропал без вести. Получить паспорт не удавалось никому. Сыновья Малики не выходили из дома, не могли ни работать, ни учиться. Можно себе представить, что такое домашнее заключение молодых парней, вынужденных сидеть на шее матери и сестер.

Наконец, нам удалось договориться о встрече Малики с начальником Управления ФМС России по выдаче внутренних паспортов и регистрации граждан России. Малика объяснила ему, что давно уже живет в Москве, не имеет связей в Чечне и не может вести туда бездокументных сыновей. На самом высоком уровне после проверки было принято решение о выдаче семи паспортов членам семьи Минцаевых.

Однако это решение не исполнялось более полугода. Наши звонки в Управление ФМС и в местный паспортный отдел несколько сдвигали ситуацию — документы были приняты, но не приводили к окончательному успеху. В конце концов, однажды в пятницу Малика заявила начальнику паспортного отдела, что в понедельник при моей помощи встречается с Путиным, которому и намерена сообщить обо всех здешних безобразиях. Как ни забавно, это подействовало, Малику остановили и за субботу выдали все семь паспортов членам ее семьи.

Паспорта — не единственная проблема этой многострадальной семьи. Тринадцатилетнюю дочь Малики несколько раз задерживали на улице, доставляли в отделение милиции, не разрешали позвонить матери. Однажды задержание продлилось почти сутки, девочку доставили в больницу для беспризорных детей, чтобы после осмотра врачей оттуда отправить в Чечню по месту жительства. Только в больнице врачи дали ей связаться с матерью и руководством школы, где дочь Малики учится. Самая маленькая Минцаева родилась в дороге, когда Малика ездила по делам. Крошка не имеет свидетельства о рождении, поскольку неясно, где его можно получить. По закону, это делает отдел ЗАГС (запись актов гражданского состояния) по месту жительства родителей, т.е. в Чечне, или по месту рождения, но там не осталось сведений об этом рождении.

Не следует думать, что неприятности ждут ВПЛ только в Москве, Петербурге или заповеднике нарушений прав человека — Краснодарском крае.

Вот передо мной примеры из относительно спокойных регионов. Отказ в регистрации в Тамбове, преследование студентов-чеченцев в Брянске — сообщения о таких случаях мы получаем из большинства наших пунктов. Власти делают все, чтобы заставить чеченцев вернуться на территорию Чеченской Республики, не обеспечивая там не только безопасность, но и минимальный уровень обустройства.

Из Центров временного размещения в судебном порядке выселяются чеченские ВПЛ. Еще год-два назад суды принимали решения в пользу ВПЛ, устойчиво придерживаясь позиции недопустимости выселения ВПЛ без предоставления им иного жилья. Сейчас это изменилось: принимаются решения о выселении даже тех, у кого по каким-то причинам не приняты документы на компенсацию.

Во время ликвидации лагерей в Ингушетии некоторым особенно упорным ВПЛ была предложена альтернатива возвращения в Чечню — расселение в местах компактного поселения (МКП), которые представляли собой мало приспособленные помещения. Предполагалось, что позже все они получат жилье или приобретут его на компенсацию. Однако сейчас об этой альтернативе как будто забыли. Главный санитарный врач Ингушетии Аушев вдруг «заметил», что в МКП не соблюдаются санитарные нормы и потребовал их закрыть. При этом Аушев не подчиняется властям Ингушетии, которые все же пока не выполнили его распоряжение. Непосредственным его начальником является главный санитарный врач России Онищенко, поэтому не приходится сомневаться, как произошло прозрение Аушева.

Таким образом, чеченцам оставляется единственный выход — ехать в Чечню на милость Рамзана Кадырова.

Компенсация за утраченное жилье и имущество

Прежде, чем перейти к положению в Чечне, остановлюсь на вопросе компенсации за утраченное жилье и имущество. В настоящее время действуют два Постановления Правительства РФ о компенсациях за утраченное в Чечне жилье и имущество. Постановление № 510 от 30 апреля 1997 г. определяет максимальную сумму выплат в 140 тыс. руб. тем, кто покинул Чечню и отказался от своего жилья на ее территории. Сейчас это составляет около 3,5 тыс. евро, что в пять раз меньше, чем до дефолта 1998 г., когда это Постановление принималось.

Постановление № 404 от 4 июля 2003 г. определяет выплату компенсации в Чечне, равную 350 тыс. руб. или 10 тыс. евро. Выплаты по обоим Постановлениям идут медленно, периодически прекращаясь на долгий период. При этом, как отметил, в частности, в своем докладе бывший Комиссар по правам человека Совета Европы г-н Альваро Хиль-Роблес, в Чечне необходимо отдать в качестве взятки за назначение компенсации от 30% до 50% ее суммы. Тем не менее, разница в выплачиваемых суммах образовалась весьма существенная.

На момент издания Постановление № 404 содержало пункт 10, которым правительству предписывалось в двухмесячный срок внести в постановление № 510 изменения, касающиеся размера компенсации. Люди с надеждой ждали этих изменений не два месяца, а два года. Вместо этого 4 августа 2005 г. пунктом 24 Постановления № 489 Правительство отменило в числе многих своих решений пункт 10 Постановления № 404. Никаких объяснений по этому поводу дано не было.

Таким образом, возможность обосноваться в других регионах фактически исключена не только для чеченцев, но и для русских ВПЛ из Чечни. Приобрести жилье на жалкую сумму компенсации невозможно. Это было признано Верховным Судом РФ. Согласно его решению от 31 октября 2002 г., из текста Постановления Правительства РФ № 510 был исключен пункт 19, утверждавший, что граждане, получившие компенсацию за утраченное в Чечне жилье, теряют право на любую иную форму государственной помощи в жилищном обустройстве. Однако, сохранив за гражданами право на помощь, государство не приняло на себя никаких дополнительных обязательств. Купить или построить жилье за компенсационные выплаты невозможно, реальные цены на жилье растут и составляют в самой глухой провинции не менее 15–20 тыс. евро на одну семью. Получившие компенсацию жители Чечни, не имеющие ни жилья, ни работы, ни социальных пособий, вынуждены тратить ее на еду или на аренду квартиры. Это никак не решает их жилищной проблемы, поскольку стоимость аренды жилья так велика, что компенсации едва хватает на год.

С 1997 г. по сентябрь 2006 г. по Постановлению № 510, получило компенсацию 36 792 семей, при этом за 2006 г. — 278 семей. С 2003 г. по сентябрь 2006 г. по Постановлению № 404 получило компенсацию 45 447 семей, при этом за 2006 г. — 1750 семей[2]. Цифры показывают, что из когда-то полуторамиллионного населения Чеченской Республики компенсацию получило не более трети. Видно и то, что количество выплат за последний год весьма незначительно. В бюджет не только не закладывается увеличение сумм компенсаций, но большая часть ВПЛ не получит их вовсе.

Таким образом, можно с определенностью сказать, что никакой альтернативы расселения вне Чеченской Республики ее жители не имеют.

Ситуация в Чеченской Республике

Пока не приходится говорить о минимальном уровне безопасности населения Чеченской Республики. Два дня назад в Париже мы представляли совместный доклад Правозащитного центра «Мемориал» и FIDH, название его говорит само за себя: «Стабилизация кошмара». В нем мы рассказываем об установившейся практике фабрикации уголовных дел, пытках как укоренившемся методе получения показаний и самооговоров, похищениях людей, а главное, о нежелании власти расследовать преступления, совершаемые ее представителями.

О событиях 4 июня 2005 г. в станице Бороздиновской, где были похищены 11 жителей, сожжено 4 дома, в одном из которых заживо сгорел старик-хозяин; о похищении 15 апреля 2005 г. во время зачистки председателя общественной организации «Спасем поколение» Мурада Мурадова; о похищении нашего сотрудника Булата Чилаева в поселке Серноводск 9 апрел



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Таким образом, можно с определенностью сказать, что никакой альтернативы расселения вне Чеченской Республики ее жители не имеют. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таким образом, можно с определенностью сказать, что никакой альтернативы расселения вне Чеченской Республики ее жители не имеют.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)