Положительные аспекты присоединения к ВТО:
Принятие единых для всего мирового сообщества «правил игры» окажет немедленный позитивный эффект на предпринимательский, в том числе инвестиционный, климат, будет способствовать завершению реформ. Существенно улучшатся условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, устранит их дискриминацию на этих рынках, что в свою очередь позитивно отразится на экономической деятельности предприятий и доходах бюджета. Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов (прежде всего по товарам металлургической, химической, ядерной отраслей), ежегодный ущерб от которых достигает 3 млрд. долларов США, и сможет участвовать в выработке новых правил международной торговли исходя из своих интересов, при этом Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров. Будут созданы лучшие условия для интеграции в рамках СНГ. Укрепится роль Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам. Россия сможет начать переговоры о присоединении к Европейскому экономическому пространству и к ОЭСР. Возможные негативные последствия присоединения к ВТО: Свобода в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и господдержки (субсидии) будет ограничена. Ограничатся возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции.
Возможные жалобы России и стран - членов ВТО при эвентуальном
Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО) охватывает все сферы международной торговли на основе более 50 основных правовых актов, вошедших в так называемый пакет соглашений Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) многосторонних торговых переговоров государств - участников ГАТТ*(1). В отличие от первоначального Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), Соглашение о создании ВТО охватывает значительно более широкий круг вопросов о торговле. Оно распространяется не только на торговлю, но и на услуги, интеллектуальную собственность, государственные закупки, инвестиционные соглашения и т.д. Представляет интерес информация о жалобах на нарушения соглашений ВТО. Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г., приведены в таблице, из которой следует, что чаще всего нарушались положения ГАТТ-1994, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашения о выполнении ст. VI ГАТТ-1994 (Соглашения об антидемпинговой практике), Соглашения по процедурам лицензирования импорта. Кроме того, по две жалобы были поданы в связи со спорами по Соглашению об учреждении ВТО и Договоренности о разрешении споров.
Таблица
Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО,
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ Наименование соглашения ВТО │ Кол-во │ │ │ предполагаемых │ │ │ нарушений │ │ │ соглашений ВТО, │ │ │ по которым поданы │ │ │ жалобы │ ├───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┤ │ Многосторонние торговые соглашения │ ├───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┤ │Многосторонние соглашения по торговле товарами │ - │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994│ 120 │ │г. │ │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по сельскому хозяйству │ 37 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных│ 15 │ │мер │ │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по текстилю и одежде │ 11 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по техническим барьерам и в торговле │ 18 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по принимаемым в отношении инвестиций│ 18 │ │мерам, затрагивающим торговлю │ │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о выполнении статьи VI ГАТТ-1994 │ - │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ-1994 │ 25 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по предотгрузочному контролю │ - │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о правилах происхождения │ 3 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по процедурам лицензирования импорта │ - │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах │ 22 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о защитных мерах │ 31 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Генеральное соглашение о торговле услугами │ 6 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение по торговым аспектам прав на объекты│ 9 │ │интеллектуальной собственности │ │ ├───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┤ │ Торговые соглашения с ограниченным числом участников │ ├───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┤ │Соглашение по торговле гражданской авиатехникой │ 20 │ ├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤ │Соглашение о государственных закупках │ 4 │ └───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Жалобы были поданы на следующие действия, предпринятые членами ВТО: предоставление членами ВТО субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО, в том числе запрещенных экспортных субсидий, субсидий импортерам продукции, произведенной отечественными предприятиями, субсидий, предоставляемых по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности; запрещение импорта или введение ограничений на импорт конкретных товаров; установление антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; лицензирование импорта товаров; запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров; принятие членом ВТО законов, отдельные положения которых не соответствуют конкретным соглашениям ВТО; введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле; принятие региональными и местными органами власти мер, не соответствующих положениям конкретных соглашений ВТО; применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортируемыми товарами и т.д. Жалобы направлялись в связи с определенными действиями, предпринятыми конкретными членами BTO по отношению к товарам. Наибольшее количество жалоб связано с торговлей сельскохозяйственной продукцией (около 30% всех жалоб). Затем следуют: текстиль и швейные изделия, автомобили, спиртные напитки, продукция металлургической промышленности, химические товары, электроника (телевизоры, компьютеры и др.), обувь, бумага, бензин, стройматериалы и др.; услуги (издательская деятельность, дистрибьюторские услуги, строительство (аэропортов) и др.); права на объекты интеллектуальной собственности. Значительное количество жалоб связано с отсутствием в ряде членов BTO патентной охраны фармацевтических продуктов и химических продуктов для сельского хозяйства. Жалобы касаются также несоответствия сроков патентной охраны требованиям Соглашения по ТРИПС, вопросов использования звуковых записей и др.*(3). Член ВТО подает жалобу в случае, если он предполагает, что другой член BTO нарушил конкретные положения соответствующих соглашений ВТО. При этом одна жалоба может подаваться в связи с нарушениями положений как одного, так и нескольких соглашений. Вступление России в ВТО должно состояться с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода). Однако возможно, что споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров, могут причинить России немалый ущерб*(4). Протекционистские меры ЕС против российских товаров. По состоянию на август 2002 г. доступ российских товаров в ЕС ограничивали более 20 запретительных мер, из них 14 - антидемпинговые. Все меры вводились в одностороннем порядке, поскольку российские экспортеры не могли в полной мере защитить свои интересы по причине отсутствия у России на тот период рыночного статуса*(5). Повышенные пошлины на импорт российских автомобилей в Украине. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в 2002 г. приняла решение о введении с 30 июля пошлин на импорт российских автомобилей в размере 31,7% таможенной стоимости, мотивируя это тем, что импорт является бесконтрольным и создает угрозу отечественным производителям. Комиссия начала расследование по заявлению двух украинских предприятий: Луцкого автомобильного завода и украинско-южнокорейского предприятия АвтоЗАЗ - Daewoo. Компания "Автоинвестстрой" в августе 2002 г. подала в хозяйственный суд г.Киева иск с требованием отменить решение Комиссии ("Коммерсантъ", 26 августа 2002 г.). Антидемпинговые меры против российских товаров. По состоянию на сентябрь 2002 г. в странах мира было введено, по оценкам МЭРТ, около 90 ограничений в сфере торговли, в том числе 14 антидемпинговых мер в ЕС, 10 - в США. Общий ущерб от этих ограничений составляет 1,5-2,5 млрд долларов в год (в том числе от мер в ЕС - 200-250 млн долларов в год; от мер в США - 700-750 млн долларов в год)*(6). Защитные меры в США против российского аммиака (минеральных удобрений). В конце сентября 2002 г. Министерство торговли США приняло предварительное решение о введении защитных пошлин в отношении карбамидно-аммиачной смеси (KAC) российского производства. Просьба (жалоба) о введении защитных пошлин на российскую КАС была подана в Минторг США в апреле 2002 г. Комитетом по торговле азотными смесями США, а также компаниями Terra Industries, CF Industries и Mississipi Chemicals Corp. Объем импорта КАС в США из России возрос в 2001 г. почти на 40% и превысил 650 тыс. т. КАС поставляется "Невинномысским азотом", входящим в группу "ЕвроХим", и другими производителями. На КАС "Невинномысского азота" пошлина должна была составить 138%, других производителей - 233%. Такое решение Министерства торговли носит рекомендательный характер для органа, который принимает окончательное решение, - Комиссии по международной торговле (USITC). Российский "ЕвроХим" и Минторг США провели в ноябре 2002 г. переговоры о приостановке антидемпингового расследования и применения повышенных пошлин. В связи с признанием за Россией рыночного статуса российские экспортеры, по словам представителя Минторга США, "не будут ставиться в исключительное положение". При подготовке соответствующего соглашения между российским производителем и представителем Минторга США "ЕвроХим" внес два предложения: положить в основу приостановительного соглашения согласованную формулу для расчета рыночных ценовых параметров, применяемых при импорте минеральных удобрений в США (с учетом объема экспорта); провести дополнительные переговоры с Минторгом США и петиционерами для заключения комплексного договора по условиям экспорта. Это означало, что российский холдинг продемонстрировал готовность принять на себя обязательства по ограничению поставок КАС в США, установить квоты на поставку этого удобрения, а в случае превышения квот поставлять его по фиксированной цене, которая будет рассчитываться в зависимости от объема поставок*(7). Антидемпинговые меры в отношении российского цемента в Украине. В марте 2002 г. правительство Украины по просьбе концерна "Укрцемент" провело антидемпинговое расследование в отношении российских поставщиков цемента. По его результатам на поставки российского цемента на четыре месяца были введены временные пошлины в размере 41%. В октябре 2002 г. решением Межведомственной комиссии по международной торговле в Украине было введено квотирование импорта российского цемента сроком на четыре года. Решение Комиссии вступило в силу после публикации в газете "Правительственный курьер". Квота установлена в размере 30% объема цемента в 550 тыс. т, поставленного в 2001 г. (т.е. 150 тыс. т цемента всех марок). Причем одна компания не имеет права поставлять более 60% общего объема квоты. От квотирования в первую очередь пострадает Белгородский цементный завод, ежегодно экспортирующий в Украину до 400 тыс. т цемента. Специалисты полагают, что введение квоты пролоббировал французский производитель цемента - холдинг Lafarge. Возможно, что этому способствовали и мировые цементные холдинги Heidelberg и Holcim, участвующие в капитале большинства цементных заводов в Украине. Одновременно в Украине были запрещены операции с давальческим сырьем без специальных разрешений*(8). Мексика: защитные меры против российских удобрений. В октябре 2002 г. Министерство торговли Мексики ввело на период до октября 2003 г. защитные меры в отношении ввоза карбамида (удобрений) из России и США. Минимальная импортная цена повышается со 120 до 160 долларов за тонну. Эта мера была введена в интересах мексиканской компании Agromex FertilizaNtes S.А. de С.V. В 2001 г. потребление карбамида в Мексике составило 1,3 млн т. Основные российские поставщики - Новомосковская акционерная компания "Азот", "Невинномысский азот", "Тольяттиазот"*(9). Ответные меры России в сфере международной торговли. В последние годы Россия активно применяет ответные меры на введение дискриминационных ограничений против своих товаров. Фактически речь идет об использовании одного из инструментов ВТО - праве на компенсацию пострадавшей стороне в случае ухудшения торгового режима. С 1992 по 2002 г. число ограничительных мер против российских экспортеров возросло с 13 до 130. Размер потерь от этого для России составил в 2001 г. 4 млрд долларов, а в 2002 г. - еще больше. Эксперты указывают на слишком мягкую позицию российской стороны применительно к фактам торговых ограничений в отношении российских товаров. Первым успехом на этом направлении стало введение "симметричного" (равного по сумме и чувствительности) ограничения на поставки сельхозпродукции из Венгрии в июле 2001 г., которая до этого установила импортные барьеры для российских минеральных удобрений. В 2002 г. ответные меры стали превращаться в нормальный торговый инструмент в российской внешней политике. Россия провела удачный "размен" с Китаем: для российских экспортеров стальной продукции Китай по итогам антидемпингового расследования выделил более чем достаточные квоты, а Россия отказалась вводить спецпошлину на поставки китайского кремния*(10).
В.В. Вахания, председатель Профессионального союза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской обл., специалист по международному праву, доктор юридических наук, советник юстиции, офицер запаса
"Право и экономика", N 1, январь 2006 г.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────── *(1) См.: Григорян С.А. Всемирная торговая организация и Россия: правовые аспекты. Ростов н/Д, 2000. С. 5. *(2) См.: Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация. СПб., 2002. С. 77. *(3) Там же. C. 17. *(4) См.: Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 7. *(5) См.: Ведомости. 20 августа 2002 г.; Финансовые известия. 19 сентября 2002 г. *(6) См.: Финансовые известия. 19 сентября 2002 г. *(7) Финансовые известия. 1 октября 2002 г.; Время новостей. 20 ноября 2002 г.; Коммерсантъ. 22 ноября 2002 г. *(8) Коммерсантъ., 11 октября 2002 г.; Ведомости. 11 октября 2002 г. *(9) Коммерсанть". 23 октября 2002 г. *(10) Ведомости". 30 декабря 2002 г.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |