Социальная защита безработных
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости. Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям: 1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу; 2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность. Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета. По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на: · мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных; · организацию общественных работ; · выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; · оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли правона пособие по безработице в связи с истечением установленного срока еговыплаты; · мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др. Основные услуги оказываемые службой занятости: - Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы. Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия. Другой формой помощи безработным является собственно страхование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». - Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение безработных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. Но социальное страхование не может оказывать влияния на сам ход его развития, на общее состояние занятости. - Профессиональная подготовка. В условиях продолжительного экономического кризиса безработица угрожает практически всем группам работников. Но при этом отнюдь не в одинаковой степени. Увольнения преимущественно избирательны, в большей мере касаясь тех трудящихся, на профессию или специальность которых падает спрос. Государство, в данном случае, должно взять под защиту этих работников, как своих граждан и осуществлять протекционистскую политику по отношению к этим предприятиям. В противном случае, это может привести к тому, что государство превратится в барохольно-сырьевой придаток более развитых стран. Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинство безработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке либо полной переподготовке. Таким образом, к двум прежним функциям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья — профподготовка, переподготовка и переквалификация безработных. Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде всего через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обучение или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализированными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы профподготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий. - Поощрение спроса. Другим проявлением деятельности Федеральной службы занятости по трудоустройству безработных служит целенаправленное поощрение спроса на рабочую силу. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется государством одновременно несколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные работы. Такой метод стал широкопрактиковаться еще с мирового экономического кризиса начала 30-х годов. - Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным результатам в области занятости может привести и поощрение государством развития малого предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них существенное место занимает стимулирование роста занятости. Наряду с максимально полным удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах, социальное содержание поддержки государством малого предпринимательства заключается в повышении спроса общественного производства на наемную силу, в расширении его способностей поглощать безработных. К этому направлению активной политики занятости тесно примыкает и обеспечение государством благоприятных условий для проявления инициативы безработных в изыскании возможностей самозанятости, в том числе для создания ими самостоятельного бизнеса. Тем самым трудоустройство безработного, возвращение его в ряды занятых фактически означает смену социального статуса, превращение безработного уже не в наемного работника, но в мелкого предпринимателя. - Помощь отдельным группам. Общественная помощь в поддержании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсальными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некоторых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфическими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоятельствами, в которых они очутились, и т. д. К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей ивозможностей. - Социально-психологическая помощь. Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка. - Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии. - Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а тай же сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение. - Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым да клиентов сфере деятельности, направлению профессионально обучения. - Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов. - Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии. В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ. Таким образом, общественная помощь безработным принимает разнообразные пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется прежде всего в государственной поддержке источников существования. Большинство безработных охвачены страхованием по безработице, предусматривающим выплату специальных пособий. Наряду с пассивной, возрастающее значение приобретает активная политика занятости. Она сводится к созданию благоприятных условий для включения в общественное производство трудоспособных слоев населения. При спаде промышленного производства и сокращении спроса на рабочую силу проблемы трудоустройства приобретают особую остроту. Большую роль в решении-этой проблемы играет Федеральная служба занятости. Она обладает экономическими, кредитно-финансовыми рычагами воздействия на политику занятости хозяйствующих субъектов. Деятельность службы занятости заключается как в поисках подходящих вакантных рабочих мест, так и в совершенствовании профессионально-производственных характеристик нуждающихся в трудоустройстве.
Заключение Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Список использованной литературы 1. Архипов, А.И. Экономика: учеб. [Текст] / А.И.Архипов, А.К. Большаков; под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2008. – 840 с. 2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст] / Е.Ф.Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 399 с. 3. Булатов, А.С. Экономика: учебник [Текст] / А.С.Булатов. – М.: издательство БЕК, 2003. – 816 с. 4. Салов, А.И. Экономика: пособие для подготовки к экзамену [Текст] / А.И.Салов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 171 с. 5. Бородянский, Э., Кузьмин, В. «Реальный путь противодействия безработице» [Текст] / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2006. - № 9. 6. Поляков, И. Занятость [Текст] / И.Поляков // Российская газета – 2007, № 60, с.5. 7. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. – Изд. 4 – е, перераб. и доп. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов – на – дону: Издательский центр «Март», 2004 – 400 с. 8. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» 17 июля 1999 года N 178-ФЗ 9. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М. 6 РАГС, 2005. – 384 с. 10. Бреев В.Д. Тенденции развития безработицы в России // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2005. - № 4 (33). – с. 49 – 52. 11. Новицкий А. Занятость в сфере обслуживания населения. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. – 142 с. 12. Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист, 2005. - № 5. – с. 77 – 83.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |