Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние ЕС на экономику отдельных стран.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Влияние ЕС на экономику отдельных стран. 0.00 из 5.00 0 оценок




Население ЕС насчитывает 450 миллионов - больше, чем Соединенные Штаты и Россия, вместе взятые. ЕС является крупнейшей мировой торговой державой, производящей четверть всемирного богатства. ЕС предоставляет наибольший объем помощи бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта - евро - является второй после доллара США на международных финансовых рынках.

ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.

В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах миро­вого хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергети­ческих потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экс­портная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, преж­де всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаим­ную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными евро­пейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограничен­ностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельско­хозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС явля­ется крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышлен­ность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой.

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.

На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное обо­рудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 1993 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5% об­щего импорта стран ЕС из США.

Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).

Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транс­портного оборудования—около 45%, сырья — около 10%.

Основная продукция, .экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20% совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специаль­ное оборудование. Эти три группы товаров составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами, которые экспорти­руются главным образом в США, являются электрогенераторы, офис­ное оборудование, а также компьютеры и напитки.

Главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания.                                    

Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транс­портные средства, офисное оборудование, электрооборудование, n.e.s. (ранее нигде не классифицированное) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств.

Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и пере­чень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и 1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Гер­мания, сохраняющая за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.

Чтобы усилить политическую стабилизацию и экономическое развитие региона, ЕС представил 18 сентября 2000 Автономные Торговые Меры в пользу стран Западных Балкан, которые будут применены до 31 декабря 2005. Базируемый на прежнем довольно либеральном торговом режиме с Западными Балканами, торговые меры отменяют прежние тарифы для фактически всех промышленных товаров за исключением некоторых текстильных изделий и улучшают доступ к рынку сельскохозяйственной и продукции рыболовства.

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. С 1994 ЕС и Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства, оценки соответствия товаров вступили в силу летом 2002. С июня 2001 - переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались. В апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать переговоры со Швейцарией в четырех новых областях, включая основание FTA в области услуг.

Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой, которое вступило в силу 1 июля 2000. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали потенциальные возможности этого соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС. Чтобы расширить возможность доступа и его лучшее использование, данных прогрессивным устранением режимов работы импорта, стороны теперь расширяют правильное сотрудничество на нетарифных барьерах. FTA охватывает торговлю в продукции, которые будут полностью закончены главным образом к 2010 г. FTA также охватывает сферу услуг и IPR.

Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые начинались в первом раунде переговоров в апреле 2000, были завершены 26 апреля 2002. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли. Что касается торговли, кроме свободной торговой области в товарах, услугах и правительственном приобретении, будущее соглашение должно включить условия относительно инвестиций, таможенной и торговой помощи, прав интеллектуальной собственности, и механизма урегулирования спора. Будущее соглашение находится в настоящее время под внутренними процедурами принятия. Аналогичные соглашения заключены с МЕРКОСУР.

Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы ( ASEM ), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государства - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра.

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.

Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

Конечно, в наших отношениях с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон.

Основные озабоченности российской стороны:

· антидемпинговые процедуры;

· квотирование поставок российских стальных изделий;

· запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка;

· ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла;

· условия предоставления России услуг по космическим запускам;

· предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций;

· планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения.

Основной проблемой, связанной с проведением ЕС антидемпинговых расследований против России, остается непризнание в полной мере за российской экономикой рыночного статуса. Российская сторона глубоко разочарована результатами двухлетнего применения к нашей стране последних поправок к базовому антидемпинговому Регламенту ЕС, в соответствии с которым российские экспортеры могли бы претендовать на рыночный режим расследования антидемпинговых процедур.

Критерии «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно строги, при этом двусмысленны, да к тому же неадекватны ранее предпринятым шагам ЕС навстречу странам ЦВЕ и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области антидемпинга в отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов.

Положение с безоговорочным признанием рыночного статуса российской экономики значительно обостряется после принятия Советом ЕС Регламента — 2238/2000 от 09.10.2000 года. В нем содержится положение, предусматривающее сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и других стран СНГ и после присоединения к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки.

Основные озабоченности европейской стороны:

· принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции;

· недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС;

· регулирование российского рынка страховых услуг;

· вопросы защиты прав интеллектуальной собственности;

· вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг;

· ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов;

· неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне;

· запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца;

· взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям.

Однако существующая развернутая правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между Россией и ЕС за последнее десятилетие и увеличение (правда, в гораздо более скромных размерах) европейских капиталовложений в России.

Если говорить о трудностях в отношениях между Россией и Европой, то, вероятно, стоит сказать о проблеме соблюдения прав человека, поскольку отдельные европейские страны и организации, прежде всего Совет Европы, предъявляют России обвинения в нарушении этих прав. Надо признать, что нарушения прав человека в России действительно существуют, особенно в регионах. Формирующаяся российская демократия пытается противодействовать этому, иногда успешно — иногда нет. При оценке продвижения России по пути демократических реформ и создания гражданского общества надо помнить о ее пока лишь начальном возрасте и долгом тоталитарном прошлом. Здесь открывается важное поле деятельности для российских демократических институтов переходного периода. Декларативно их подход является вполне отвечающим современным требованиям к соблюдению прав человека. Главная работа в начавшемся десятилетии предстоит в деле реализации законов, указов, решений и деклараций на практике.

В 2001 г. торговый оборот России со странами Европейского союза составил 67,8 млрд. долл., с США - 9,0 млрд. долл., что в сумме составляет почти половину объема российской внешней торговли. Экспорт из России в страны ЕС составил 42,7 млрд. долл. (42% российского экспорта).

Около 40% российского импорта поступает из стран Евросоюза (в 2000 г. - 33%, в 2001 г. - 37% по данным ГКС, 47% по данным ЕС). Импорт из США составил в 2001 г. 2,7 млрд. долл., или 5% российского импорта.

Показатель Страны ЕС США Другие страны Всего
Внешнеторговый оборот 67,8 9,0 78,6 155,4
Экспорт 47,2 6,3 52,6 101,6
Импорт 25,1 2,7 26,0 53,8

 

Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.

Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Влияние ЕС на экономику отдельных стран. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние ЕС на экономику отдельных стран.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)