Международная эколого-правовая ответственность
«Признавая право человека на благоприятную для жизни окружающую среду и сознавая ответственность за создание благоприятных условий для проживания и благополучия перед своими народами и народами других стран, а также будущими поколениями, основываясь на праве каждого государства устанавливать порядок пользования природными ресурсами, (исходя из понимания целостности и неделимости окружающей среды, единства интересов всех государств в ее сохранении и устойчивом развитии, что границы между государствами не совпадают с природно-экологическими и бассейновыми границами, и сознавая, что хозяйственная и иная деятельность на территории одного государства не должна наносить ущерб природной среде, качеству жизни населения и хозяйственной деятельности других государств, руководствуясь необходимостью принятия согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, придавая особое значение роли общественного сознания в решении экологических проблем...»[9], - такими словами, выражающими важность согласованных действий в экологической сфере, начинается подписанное 8 февраля 1992 г. странами СНГ межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Этот документ среди целого ряда межгосударственных нормативных актов о сотрудничестве в данной области, на наш взгляд, существен по ряду причин: - во-первых, данное Соглашение подписали страны «ближнего зарубежья», которые, несмотря на самостоятельность в решении государственных вопросов, осознали необходимость сотрудничества в такой глобальной области, как экология; - во-вторых, случаи причинения вреда окружающей среде в одной стране с неизбежностью отразятся на ближайшем соседе, и здесь важно понимание необходимости объединения усилий для предотвращения неблагоприятных воздействий и помощи в их локализации; - в-третьих, выше приведенная преамбула свидетельствует о качественно новом подходе договаривающихся сторон к ответственности перед своими народами, народами других государств за благоприятную для жизни и деятельности окружающую среду. Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов -глобальная проблема совр еменности. Основными условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между государствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на своей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранительного законодательства. Среди целого ряда принципов, характерных для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест. Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от понятия юридической ответственности по внутреннему праву государств - это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам. Вопросы международно-правовой ответственности субъектов международного права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других документах. Основанием возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (деяния субъекта международного права, нарушающие нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение. Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации. Международные правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления. Важным элементом правонарушения является причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом. Существенное значение имеет в государства-правонарушителя, хотя существует и безвинная (объективная) ответственность. В настоящее время существуют и действуют более 200 двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды. Однако в подавляющем большинстве они устанавливают обязательства государств по охране тех или иных объектов природы, т. е. формулируют первичные (материальные) нормы, которые, как правило, не фиксируют юридических последствий их нарушения. Это связано с тем, что согласно общей теории международного права для возникновения ответственности государств достаточно самого факта нарушения международного обязательства. Существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба. Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного). За международное эколого-правовое нарушение к субъекту международного права в числе других может быть применена и такая форма ответственности, как ресторация (восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта, например, восстановление каче ства чистоты воды, загрязненной по его вине). Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР приняла к исполнению свыше 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР. Как самостоятельный субъект международного права она стала членом многосторонних конвенций, таких как Конвенция о биологическом разнообразии (5 ноября 1992 г.), рамочная Конвенция об изменении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.) и др. Спецификой международного права является, на наш взгляд, тот факт, что, несмотря на существование различных форм и видов международной ответственности, отсутствует четкий механизм ее определения и привлечения к ней.По сравнению с внутригосударственным законодательством об ответственности за экологические правонарушения в международном праве отсутствует четкое регулирование вопросов объема и характера ущерба, определения способа его компенсации и методики исчисления. Все существенные положения сегодня требуют доработки и законодательного урегулирования на международном уровне, исходя из принципов единого жизненного пространства, более тесного взаимодействия государств в экономической сфере и осознания необходимости предотвращения глобального экологического кризиса, экологических бедствий и катастроф, деградации окружающей среды.
Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что задачи охраны окружающей среды возлагаются как на отдельные страны и регионы, так и на все мировое сообщество. Общепланетарный масштаб решения этой проблемы предполагает объединение стран в целях защиты природы от вредных воздействий. В основе любой концепции, нацеленной на изменение отношения людей к Земле, должны лежать согласованные усилия, основанные на убеждении в том, что защита окружающей среды может быть осуществлена только общими усилиями, общими действиями. Основные принципы и методы этой защиты должны быть зафиксированы в документах, подписанных государствами-участниками международных соглашений, являющих собой основу международного экологического права.
Список используемой литературы : 1. Учебник: Экологическое право., под ред. Ерофеева Б.Н., - М., 1998. 2. Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93 3. Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды» ред. от 02.06.1993 4. Говоруха Л.С. Основы общей экологии и международное сотрудничество в области охраны природы. Киев, 1991. 5. Словенская Н.Г. Экологическая безопасность: уроки развивающихся стран. М.,1993. 6. Международное публичное право «Сборник документов в 2-х томах М., 1996. [1] Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93 [2] Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды» ред. от 02.06.1993 [3] Учебник: Экологическое право., под ред. Ерофеева Б.Н., - М., 1998. с. 394 [4] Международное публичное право «Сборник документов в 2-х томах М., 1996. [5] См.: Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России М,1993.С 202-230. [6] Учебник: Экологическое право., под ред. Ерофеева Б.Н., - М., 1998. с. 409 [7] Говоруха Л.С. Основы общей экологии и международное сотрудничество в области охраны природы. Киев, 1991. [8] Международное публичное право «Сборник документов в 2-х томах М., 1996. [9] Словенская Н.Г. Экологическая безопасность: уроки развивающихся стран. М.,1993.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |