Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Лагуш Константин Вадимович

 

студент 101 группы заочная форма обучения

Специальность 120300.65-Землеустройство

 

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

РЕФЕРАТ

……..

                                                   Руководитель: Гефнер О.В.

 

Омск 2011

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

Землеустроительный факультет

 

Кафедра земельного кадастра и права

 

Специальность 120300.65-Землеустройство

 

 

АГАКЕРИМОВА НАТАЛЬЯ АЖДАРОВНА

СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

(ДО XIII ВЕКА)

РЕФЕРАТ

                                                   Руководитель: Цыпленкова И.В.  

 

Омск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Патриархальное хозяйство восточных славян.

Разложение родовой общины……………………………………….6

2. Образование государства у восточных славян……………………10

3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси……………...14

4. Начало раздробленности. Удельная Русь…………………………19

5. Период монголо-татарского ига……………………………………23

Заключение…………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………….29

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории развития земельных отношений является необходимым элементом подготовки высококвалифицированных специалистов в области землеустройства, земельного кадастра и земельных отношений, поскольку использование и охрана земель должны основываться на анализе их развития и объективной оценке ранее существующих представлений о сущности земельных отношений и землеустройства, их содержании и формах проявления. Знание истории своей специальности, кроме всего прочего, является элементом профессиональной культуры.

Цель и задачи исследований. Целью данной работы является исследование истории становления земельных отношений в Киевской и Московской Руси (до XIII века). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Поиск, обзор и анализ литературы по истории становления земельных отношений в Древней Руси.

Исследование особенностей становления и развития земельных отношений в Древней Руси.

Исследование комплекса политических, экономических и социально-культурных факторов, влияющих на развитие земельных отношений.

На содержание курсовой работы большое влияние оказали работы таких великих ученых, как Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и С.М. Соловьева. Н.М. Карамзин в «Истории государства российского» посвятил тома 2 и 3 исследуемому периоду. Соловьев в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» также активно затрагивает проблемы развития государственной власти и правовой системы России во времена создания и расцвета Московского государства, аграрному вопросу. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» дал совершенно иное описание истории государства и его политических институтов, нежели его предшественники. Он избегал последовательного изложения исторических фактов в хронологическом порядке, подробно останавливаясь на явлениях или исторических персоналиях в тех случаях, когда считал их роль в судьбах отечества первостепенной. Периоды русской истории он также определяет особо, причем отмечает особые свойства государства в каждом из них и его отношения к земле.

Среди ранних исследователей российского прошлого в первую очередь следует назвать И.Н. Болтина. Историк сделал ценные наблюдения по истории феодальных отношений: выделял в особый период время удельного дробления, в русской феодальной иерархии увидел аналогию с европейским вассалитетом. Различие в нравах, созданное удельным раздроблением, сохраняло свое значение и при начавшемся потом процессе политического объединения Руси.

Реферат состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы. Во Введении указывается цель и задачи реферата, описывается краткое содержание разделов, проводится аналитический разбор литературы.

В первом разделе «Патриархальное хозяйство восточных славян. Разложение родовой общины» рассматривается хозяйственная деятельность восточных славян. В VI-VIII веках происходит постепенное разложение родовой общины и ее переход к соседской, сельской общине; происходит зарождение феодальных отношений.

Во втором разделе «Образование государства у восточных славян» указывается, что в IX веке под властью Киева происходит складывание Древнерусского государства – Киевской Руси, во главе которой стоял великий князь. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси.

В третьем разделе «Социально-экономическое развитие Киевской Руси» показывается процесс формирования различных социальных слоев и различных форм владения землей. Проводится анализ статей Русской Правды.

В четвертом разделе «Начало раздробленности. Удельная Русь» исследуются причины распада Киевской Руси. В результате раздробленности возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

В пятом разделе «Период монголо-татарского ига» рассматриваются последствия монголо-татарского владычества на формирование особенностей русского землепользования и землевладения и государственно-политического устройства. Под влиянием монгольского владычества произошло возвеличения Московского великого княжества.

 

 


ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ

 

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

 У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало - примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие играло огромную роль, это видно из названий: засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности «житом» (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т.е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровнородственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем, что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

 




2019-12-29 330 Обсуждений (0)
ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)