Понятие организации и метода теории организации
Содержание Введение……………………………………………………………………...3 1. Метод теории организации: понятие, виды………………………..……5 1.1. Понятие организации и метода теории организации………....5 1.2. Виды методов организационной науки…………………….…..8 2.Значение комплексного, системного, функционального и исторического подходов в исследовании проблем организации……..13 2.1. Значение комплексного подхода в исследовании проблем организации……………………………………………………...13 2.2. Значение системного подхода в исследовании проблем организации……………………………………………16 2.3. Значение функционального и исторического подходов в исследовании проблем организации…………..…17 Заключение………………………………………………………………….24 Список использованной литературы………………………………………26
Одним из определяющих положений и проявлений основополагающих результатов последовательности разработки и применения методологии конкретной области знаний является формирование представления о методах исследования данной науки. Они становятся исходным моментом любой четко определенной теории, позволяющим обоснованно выделить, сформулировать и развивать её в общей системе знаний.[1] Наряду с традиционными для большинства научных взглядов подходами в организации, как ни в какой другой области знаний, палитра современных методов исследования используется наиболее разнообразно и универсально. Это обусловливается широким полем трансформации сущности и характера процессов и систем, в которых объединяются объекты и действия практически всех известных сфер исследований и воздействий самых разнообразных субъектов и явлений. Это положение делает систему методов исследования организационных отношений содержательной основой разработки и построения прикладного инструментария большинства конкретных областей знаний. Такая роль методологии исследования теории организации важна еще и потому, что, ложась в основу разработки инструментария прикладных исследований, она становится также и фундаментом построения и применения конкретной методики реализации практической организации. Это обеспечивает не только методическую преемственность, но и реальную интеграцию теории и практики в сложнейших процессах исследования и совершенствования организации современного мира. Предметом исследования курсовой работы является множественность научных подходов к изучению теории организации. Объект исследования - основные методы теории организации. Цель курсовой работы: на основе анализа научной литературы охарактеризовать основные методы теории организации и определить значение основных научных подходов (комплексного, системного, функционального, исторического) в исследованиях теории и практики организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать сущность научного метода и его значение в теории организации; - изучить основные виды методов организационной науки; - выявить особенности комплексного, системного, функционального и исторического подходов в исследовании проблем современной организации. Курсовая работа включает: введение, основную часть (две главы, объединяющие пять параграфов), заключение и список использованной литературы. Основными источникам для написания курсовой работы послужили труды по теории организации: А.А. Богданова, Г.Р. Латфуллина, А.В. Райченко, О.Н. Демчук, Т.А. Ефремовой, В.Г. Алиева и других авторов. Метод теории организации: понятие, виды Понятие организации и метода теории организации
Определение самого понятия «организация» имеет очень важное научное и практическое значение, ибо организация как специфическое явление окружающей действительности выступает в названной теории не только в качестве объекта исследования, но и как методологическая основа организационных методов познания закономерностей развития природных и экономических процессов. Многообразие трактовок термина «организация» подвигает к необходимости их осмысления, анализа и обобщения. Определяя семантическое значение слова «организация», основоположник организационной науки А.А. Богданов в своем фундаментальном произведении «Тектология. Всеобщая организационная наука» писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения».[2] В обыденной речи словам «организовать», «организация», «организаторская деятельность» придается смысл более узкий, более специальный. Чаще всего термин «организовать» — значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства. Но при более глубоком анализе, как отмечает А.А. Богданов, это понятие становится намного шире и относится, по его выражению, «не только к человеческим активностям», к рабочей силе, к средствам производства, но и к живой и неживой природе во всех ее проявлениях. «Природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произведений.[3] Таким образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого «methodos», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Иначе говоря, метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Метод – это совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания. По мнению В.Г. Алиева, характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.[4] Автор указывает, что методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения в науке – следствия переноса и использования методов, хорошо зарекомендовавших себя в других областях исследования. Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.[5] Учение о методах – методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает использование различных методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В научном познании применяют методы общие и специфические, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.[6] Методология науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания, распределяющую все методы научного познания по степени общности и сфере действия. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операции осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания. В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными потребностями, возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы. В процессе научного труда возникает новое знание, которое методологически осмысливается и пополняет набор познавательных средств. Метод предстает в этом случае продуктом научного исследования. Все сказанное о научном методе полностью относится к методу теории организации. Методы науки теории организации - это упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.[7] Исходя из этого, можно заключить, чтометод теории организации есть набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. При этом метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |