Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовые аспекты рынка образовательных услуг



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Финансовые аспекты рынка образовательных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




     Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство обеспечивает это право путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для его получения.

По мере формирования рыночных отношений в экономике Российской Федерации в системе российского образования наблюдается тенденция к ослаблению централизованного управления со стороны государственных органов власти и расширению самостоятельности со стороны образовательных учреждений. Эта тенденция находит отражение в изменениях нормативной правовой базы в сфере образования. Ниже на рис.1 представлены некоторые из них.

1996 год · Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" образовательным учреждениям высшего профессионального образования было разрешено осуществление платного обучения в пределах государственных образовательных стандартов и программ граждан, принимаемых на обучение сверх установленных контрольных цифр приема
   

2004 год

· Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ..." отменены социально-значимые нормы, действие которых в течение нескольких лет приостанавливалось из-за отсутствия средств на их реализацию: выплаты на питание, проезд, коэффициенты к стипендиям и др.
· этим же ФЗ признана утратившей силу статья 40 Закона Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1
   
2006-2009 гг. · принят Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и утвержден ряд постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации данного закона

 

Рис.1 Изменения в нормативной правовой базе в сфере образования

 

Очередным шагом на пути к децентрализации российского образования стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, который был опубликован в “Российской газете” от 12 мая 2010 года. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2011 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Как сказано в пояснительной записке к проекту закона, он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в соответствии с данным федеральным законом непосредственным образом касается учреждений сферы образования, а также вопросов, связанных с их финансированием. Рассмотрим, как изменится механизм финансового обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений (ГОУ), на примере образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО).

С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ финансовое обеспечение деятельности вузов будет осуществляться в соответствии с государственным заданием по выполнению работ и оказанию услуг, относящихся к их основным видам деятельности. Для образовательных учреждений такими услугами являются образовательные услуги.

Переход ГОУ ВПО на финансовое обеспечение деятельности по оказанию образовательных услуг позволит уйти от основных недостатков сметного порядка финансирования расходов вуза, которые заключаются в ограничении прав учебных заведений при составлении и исполнении сметы доходов и расходов (рис.2).

В настоящее время расходы на содержание вузов, сгруппированные по кодам экономической классификации, имеют строгое целевое назначение. Однако такое распределение бюджетных ассигнований в уже утвержденной смете зачастую не отвечает текущим потребностям вуза. Чтобы нивелировать этот недостаток, ГОУ ВПО дано право по корректировке расходов по статям и подстатьям экономической классификации. В случае необходимости вуз вносит обоснованные предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

Внесение поправок в бюджетную смету доходов и расходов требует соблюдения определенной процедуры по ее корректировке. Эта процедура, в свою очередь, также не лишена некоторых недостатков:

· право на корректировку бюджетных ассигнований по статьям у вуза иногда появляется лишь в IV квартале текущего года и только на оставшуюся часть лимита, что вызывает явные затруднения в осуществлении отдельных видов деятельности;

· на протяжении последних нескольких лет для образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливался запрет на передвижку по таким статьям и подстатьям экономической классификации, как “Прочие выплаты” (подстатья 212), “Пособия по социальной помощи населению” (подстатья 262), “Прочие расходы” (статья 290);

· изменения в смету может вносить только главный распорядитель бюджетных средств, утвердивший первоначальную смету.

  Таким образом, в рамках сметного финансирования налицо высокая степень централизации при принятии решений относительно объемов и направлений использования бюджетных средств, выделяемых вузам, практически отсутствует корреляция между результатами обучения студентов и объемами бюджетного финансирования.

 

 

 

 


Рис.2Основные недостатки действующего порядка финансирования           образовательных учреждений высшего профессионального образования

 

После вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ, если порядком предоставления средств не установлено иное, ГОУ ВПО будут самостоятельно определять направления и порядок использования своих средств, в том числе долю средств, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников. Подобный порядок должен стать стимулом к сокращению издержек и экономии бюджетных средств.

   Одним из основных направлений решения задачи по совершенствованию финансово-экономических механизмов в сфере образования, сформулированной  в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, является внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, в том числе и образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    Сегодня аналогичную задачу, но уже не как стратегическую, а как тактическую, ставит  перед собой Министерство образования и науки Российской Федерации (таблица 1). Ее успешное решение, в совокупности с решением других трех поставленных задач, позволит достичь конечной цели – обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

 

Таблица 1   



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Финансовые аспекты рынка образовательных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовые аспекты рынка образовательных услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)