Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность власти.



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Понятие и сущность власти. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

По организационному поведению

«Теория власти Николо Макиавелли»

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие и сущность власти…………………............................. 6

1.1. Структура власти.………………………………………………… 8

1.2. Виды власти. ………………………………………………………10

1.3. Развитие представлений о власти ……………..............................11

 2. Исторический портрет и творчество Н. Макиавелли………. 15

 2.1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм»………18

3. «Государь» Никколы Макиавелли....………………………………21

4. Концепция власти Никколо Макиавелли…………………………22

4.1. Теория власти Макиавелли в рамках современной политики.........32

Заключение ……………………………………………………………… 38

Список используемой литературы………………………………………....42

Введение.

Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своей роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители и ученые во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, где центральное место занимала проблема власти. Становление и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. Сама «власть» является сложным явлением, можно даже сказать, что «власть» - закономерный признак нашей повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся каждый день. Власть – инструмент выражения «воли государства». Реализация этой воли подкрепляет интересы политики. Я даже сказала бы, что «власть» - это своеобразный закон функционирования общества.

На протяжении всей истории понятие и сущность «власти» не давали покоя многим мыслителям. Эпоха Возрождения, сменившая собой Средневековое религиозное мировоззрение, принесла глубокие изменения в идеологию западноевропейского общества. Общей идеей новой эпохи стал гуманизм где человек занял центральное место в противовес Средневековым догмам христианства. XVI в.– век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. По всей Европе происходило объединение феодально-раздробленных стран. Не обошло это объединение стороной и Восточную Европу. Но две крупнейшие европейские страны отставали от такого развития – это Германия и Италия. В XV веке Италия представляла собой богатую наследницу Римской империи, но в то же время самое раздробленное государство. Политическая система Италии напоминала полиса – города. Милан, Венеция, Неаполь, Флоренция и Ватикан плели интриги друг против друга и других государств. Как и в другие исторические эпохи, главной причиной раздоров была власть. Если обратиться к истории и вникнуть в причины войн, то, несомненно, главной причиной будет являться жажда безграничной власти. Большой резонанс в обществе эпохи Возрождения вызвала теория власти, обоснованная итальянским мыслителем Никколо Макиавелли. Родина Н. Макиавелли Флоренция, один из богатейших и культурнейших городов Италии, центр банковского дела и ремесла. В конце XIV начале XV века там устанавливается олигархическая власть банкиров и крупных торговцев. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте. При этом флорентийский философ опирался на исторические закономерности общественного развития. Он первый и единственный мыслитель той эпохи, который сумел достаточно определенно постичь потребности своего времени. Основная мысль учения Макиавелли - безраздельная безграничная власть самодержца – государя. Труд, который прославил Макиавелли – это книга под названием «Государь». В «Государе» собранны не только наставления и правила приобретения, удержания, контроля власти для любого правителя, но содержатся и правила этики, и основные законы психологического воздействия. Уникальность теории в том, что её принципы актуальны и для XVI, так и для ХХI века. Несомненно, современные представители власти пользуется уже не теми утверждениями, но многие добились бы несомненного успеха, если бы положили в основу своей деятельности суть концепции Макиавелли.

Основной вид власти – политическая власть. Политическая власть неотъемлемо связанно с управлением, как способом проявления власти. Власть имеет своей целью управление обществом и государством. Власть, как многогранное явление имеет свои стороны. Основными компонентами власти являются: ее субъект и объект.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей. Например, народ или даже мировое сообщество, т. е. субъектом власти можно считать того, кто обладает ею, в рамках рассмотрения теории власти Макиавелли субъектом власти будет являться государь. Субъекты политической власти имеют сложный характер. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. Власть – всегда двустороннее явление, она невозможна без подчинения. Если нет подчинения, то нет и власти. Объектом власти выступает общество, индивиды, группы, слои, все те на кого направлена власть.

В субъективном плане власть – это способность подчинения своей воли. В объективном плане – подчинение воли носителя власти.

Предмет политической власти противоречив. Некоторые ученые считают, что это рычаги, с помощью которых происходит взаимодействие по поводу власти, но большинство определяют предмет власти, как отношения людей по поводу власти.

Власть возникла вместе с человеческим обществом и является его неотъемлемым элементом. Власть несет в себе огромную мощь, возможности, преимущества и ответственность. Понятие власти для меня, как для будущего управленца не маловажно, так как управление является главным способом проявления власти. Это и стало причиной выбора данной темы для моей курсовой работы. Для анализа понятия власть важным остается вопрос, на каком этапе истории произошло формирование представлений о власти. Я положила в основу своей работы взгляды эпохи Возрождения, являющуюся переломным моментом в развитии мировой истории. В рамках данной исторической эпохи наиболее яркой является концепция власти итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. Его теория является одной из самых противоречивых, а идеи служат до сих пор предметом многих споров, являясь актуальной темой для размышления. Актуальность выбранной темы объясняется не только её большим резонансом в истории, но и тем, что современные политики в своей деятельности сталкиваются с множеством различных проблем, актуальных и для управленцев различных исторических эпох. Существуют различные способы преодоления этих проблем, но все они замыкаются на человеке, именно он обязан решить их. Макиавелли в своих работах разрабатывает целую теорию действий для преодоления сложных политических ситуаций. В своей работе на основе анализа теории Макиавелли я попыталась попробовать теоретически использовать некоторые положения концепции власти Макиавелли в деятельности современного политика.

Приоритеты в расстановке целей моего исследования оказались сложны, с одной стороны, казалось бы, понятие власти очевидно, но с другой стороны власть – многомерное, сложное явление, сокрытое в своих проявлениях. Цель работы можно обозначить, как раскрытие феномена власти. В анализе столь многостороннего понятия, как власть, в основном я буду опираться на теорию Николо Макиавелли, как блестящего политика своего времени.

Задачами даннойработы является на основе анализа сущности, форм, рычагов, и осуществления власти, опираясь на исторический опыт многих поколений, а в частности на теорию власти Н. Макиавелли, выявить и раскрыть уникальный феномен политической власти. А так же провести анализ государственно-политической системы страны, с выявлением возможного применения практического руководство к управлению страной ΧVI века (в рамках книги «Государь») в современной политической жизни.

В последнее время уделяют большое внимание так называемому человеческому фактору. Ученые всего мира признают, что грамотное управление поведением людей – это залог успеха в деятельности любого руководителя. Во все времена оставалась актуальной проблема существования справедливой, гуманной и терпимой власти.

«Для того чтоб поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении»

А. Смит

Понятие и сущность власти.

Понятие власти является одним из центральных в истории политической мысли. Проблему власти охватывают многие науки и дисциплины, находящиеся в тесной связи с такой наукой, как политология. Политология, как наука возникла в конце 19 века. Предмет политологии – государство, политическая власть. Определение власти, понятие, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей других общественных отношений. В каждом человеческом союзе, каково бы ни были его призвание, можно встретить двоякого рода стремления: к свободе и к порядку. Свобода требует верховенства личного начала. Порядок, как совокупность необходимых мер, ограничивающих свободу личности, существует для охраны целого. Власть, как организатор и охранитель порядка должна обладать силой и могуществом. Власть, есть господство одного над другим. Парадокс политической власти состоит в том, что она способна оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей. Злоупотребление властью может стать разрушительной. На мой взгляд, уже только само слово власть несет в себе большое искушение и зачастую, когда человек осознает, что обладает властью, начинает ею злоупотреблять в своих личных интересах.

Я в своей работе буду рассматривать особый вид власти – политический. Термин политика с древнегреческого означает искусство управления государством. Основой политики является политическая власть. Власть политическая или государственная означает господство одних над другими, вот почему партии и политики ведут активную борьбу за власть на протяжении всей истории человечества. Ввиду подчинения ей всех других видов власти называется верховной властью. Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть имеет определяющее воздействие на поведение общества с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от других видов власти политическая власть носит не личностно, а общественный - характер. Политическая власть отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами. Верховная власть является неотъемлемым признаком государства, который выделяет его из ряда других союзов. Во всякой политической организации можно найти три основных элемента: главу организации, старейшин и народ. Какой из этих элементов преобладает над остальными, получается тип политической организации, а, следовательно, и политической власти. Исключительное господство главы организации создает власть патриархальную, деспотическую; господство людей, выдающихся по возрасту, знанию, богатству или происхождению, ведет к власти старейшин. Власть лучших людей - аристократия, власть богатых - плутократия, власть немногих – олигархии. При господстве людей, составляющих данный союз, возникает демократия (власть народа).

Целью власти является управление обществом и государством. Задачи власти – изменение поведения людей, руководство, координация и контроль. Политическая власть – ось, вокруг которой вращается политическая жизнь. Она играет сдерживающую роль в обществе, спасая его от саморазрушения. Политическая власть неразрывно связанна с государством.

В федеративных государствах власть подразделяется на общефедеральную, власть субъектов и местную. В демократических разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей является главным признаком демократического государства и закрепляется в конституции. По примеру этой терминологии не только главнейшие функции государственной власть, но и различные виды, способы ее деятельности стали именовать властью. Например,  деятельность государства по военным вопросам - военная власть,по вопросам финансов — финансовая власть ит. д. Власть возникает вместе с человеческим обществом и придает ему целостность, управляемость, служит важнейшим фактором порядка и организованности.

1.2. Структура власти.

Как и любые явление власть имеет свое внутреннее строение. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект и ресурсы, приводящие в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное первоначало. Им может быть отдельный человек или организация, или общность. Все те, в чьих руках сосредотачивается власть. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и выражает себя в виде особых отношений, суть которых заключается в навязывании воли и подчинении. Субъект власти является неотъемлемым элементом этих отношений, как сторона властвующая, способная подчинить своей воли. Объект – второй важнейшей элемент власти. Власть невозможна без подчинения. Нет подчинения, нет самой власти. Объектами власти выступают индивиды, общество, слои, все те на кого направлена власть субъекта.  

Ресурсы власти наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. В широком смысле они представляют собой «все то, что используется для влияния на других». Это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.); инструменты, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей (оружие, карательные органы в целом), либо средства, способные повлиять на мотивацию человека (телевидение, пресса).

Важнейшими элементами власти являются сила, воля и легитимность.

То, что мы называем государством, есть общественный союз, имеющий свою власть, которая называется властью верховной. Она носит такое название лишь потому, что она не подчинена какой либо другой власти. Таким образом, верховная власть характеризуется суверенитетом, т. е. полной юридической независимостью. В мире нет ни одного государства, в котором существовало бы две верховных власти равных по своему авторитету. Единство власти нераздельно связано с суверенитетом. Доказательства существования власти проявляются ежечасно, в виде принудительного подчинения воле власти. Всякое неповиновение этой воле вызывает принудительную деятельность верховной власти. Важной характеристикой власти является сила, свойство, благодаря которому поддерживается суверенитет. Под силой власти, следует понимать не физическое воздействие, а силу поддержки, т. е. силу авторитета власти.

Власть непрерывно взаимодействует со всеми общественными процессами и характеризуется навязыванием воли. Политическая власть – способность социальной единицы проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам. Воля еще один главный элемент власти. Содержание воли власти состоит в желании господства. Воля является способом выражения целей субъекта власти.

Базовым элементом функционирования власти, её закрепления в обществе, является легитимность (законность). Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснование необходимости данной власти. Исторически сложился ряд типов легитимности:

Легальный тип - узаконенность власти правовыми нормами. Основа такой власти общее понимание норм, установленных законом.

Традиционный тип - признание власти в соответствии с традициями. Основа такой власти традиционное сознание.

Персональный (харизматический) тип - власть основана на вере масс в особые способности политического лидера. Основа – личный авторитет правителя.

Идеологический тип - веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. Основа - идеологические ценности.

Структурный тип - правомочность власти вытекает из убеждения в законности установленных структур. Основа - политические структуры.

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством.

Во все времена актуальной проблемой власти был отбор людей способных в интересах общества осуществлять власть. Главной задачей является превращение государственной власти в высоконравственную, справедливую и гуманную.

1.2. Виды власти.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной, из наиболее содержательных классификаций власти, является ее деление, в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. На экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую. На самом деле четкого разделения внутреннего содержания власти быть не может, так как одна разновидность власти вытекает из другой, находясь в тесной взаимосвязи. Политическая власть, она же государственная является разновидность социальной власти. Социальная власть возникает вместе с обществом и является его неотъемлемым и постоянным признаком. Социальная власть сложна по своей структуре и соединяет в себе два вида власти:

государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную. Разделение верховной власти на законодательную, исполнительную и судебную, как уже отмечалось выше является признаком правового, демократического государства. Принцип разделения полномочий властей является одним из важных конституционных принципов.

личная, семейная, власть лидера.

Отличительной чертой политической власти от других видов власти является то, что политическая власть является неотъемлемым признаком государственности и получает свое воплощение в системе органов и учреждений, образующий её механизм. Политическая власть возникает вместе с государством. Политика – это деятельность людей по поводу осуществления власти. Политическая власть способна оказывать воздействие на поведения людей. Целью такой власти является управление общественной и государственной жизнью.

 

 

1.3. Развитие представлений о власти.

Становление и развитие политических учений отображает борьбу за власть между различными социальными структурами. На всех этапах развития общества шел процесс развития понятия власть. Разгадка феномена власти не давала покоя многие тысячелетия, рождая многочисленные взгляды и теории. Понятие власти во все времена занимали умы философов, мыслителей, ученых и писателей. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в древних государствах Индии, Китае и Греции. По наиболее распространенному в человечестве убеждению, политическая власть должна иметь религиозную высшую санкцию. Наиболее отчетливо исторически действуют две разновидности религиозных представлений: обожествление сил природы, и культ предков. Верование в бессмертие души приводят к тому, что люди видят своих покровителей в духах предков, к ним обращаются с просьбами, им поклоняются. В обожествлении природы человек, преклоняется только перед силой природы. Устроив свое государство, люди действовали, смотря по тому, что, по их мнению, сильнее и выше всего в мире, для определения их деятельности очень важно какие именно силы духовного мира, по мнению данного народа, наиболее интересуются человеческой общественной жизнью. Отсюда огромное первоначальное влияние на политику именно культа предков и культа сил природы. Точно так же как и признание единого Божества, Создателя мира, эти две ветви религиозных представлений способны давать исходные пункты для единоличной Верховной власти. Так, в Японии до сих пор верховный государь признается прямым потомком солнечной богини Аматера-су-оо-ками. В Китае первоначально было то же самое, но вследствие династических перемен император мог являться "Сыном Неба" лишь по усыновлению.

Во II – I тыс. до н. э. господствовали религиозно – мифологические представления о власти. Политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, как потомков богов, наделяя их божественными чертами. К основным источникам Древневосточной политической мысли относятся Пятикнижие Моисея, библия, законы Хаммурапи. Учение Древнекитайского мыслителя Конфуция (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) изложено в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Конфуций трактует власть императора, сына неба, как власть отца, а подданных рассматривает, как детей.

Где и когда именно впервые зародилась идея государственной власти — сказать трудно. По всей вероятности, начало философской мысли о проблеме государственной власти принадлежит античности. Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развившихся с VΙ в. до н. э. по VΙ в. н. э. для периода Античности характерно представление, что природа не сотворена богами, а они сами выступают составной частью природы. Человеческий разум у греков свободен от власти богов. Яркими представителями этой эпохи в осмыслении сущности власти являются Платон(427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). По мнению Платона, государство состоит из трех обособленных сословий: мудрецов – правителей; стражей – воинов; народа. Верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам. Власть – царское искусство, управления людьми и лишь немногие знают, как правильно руководить. Другой великий греческий философ – Аристотель, опровергает философию Платона, говоря, что идеального государства не существует. Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства.

Средневековье – чрезвычайно продолжительный этап в истории, связанный в первую очередь с христианством. Отличительной чертой этой эпохи было религиозное мировоззрение, в котором все подчиненно Божественным законам. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение. Теоретические взгляды на отношение духовной власти и светской определялись в средние века общими воззрениями на церковь и государство. Августин Блаженный (354 – 430гг.) и Фома Аквинский (1223 – 1274гг.) – представители этой эпохи. В их трудах власть рассматривается, как проявление божьей воли.

Эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века – с ΧIV до ΧVII. Поиск новых ориентиров, начавшийся в Италии, переноситься во все страны Европы. Эта эпоха возникновения нового искусства, естествознания, новых политических и правовых концепций. В основе эпохи Возрождения идеи гуманизма, основу которых составляет человек, общество, государство. В условии координального переустройства общества возникают новые представления о власти. В это время наиболее точно потребности своего времени высказывают мыслители Никколо Макиавелли (1469 – 1527гг.) и Жак Боден (1530 – 1596гг.). Не стоит забывать, что их теории рождались в переломный период истории, и отражают потребности своего времени. Макиавелли выступал за сильную государственную власть, способную объединить под своей властью раздробленное государство. Он вошло в историю мировой политики, как автор книги «Государь», который представляет собой практическое руководством по управлению страной. Ядром теории Макиавелли является принцип политического реализма, предполагающий в политике учет реальных условий деятельности, без ярких красок. Выше государственных принципов нет ничего. Ради достижения государственных целей допустимо использование любых средств.

Жан Боден писал в своем труде «6 книг о государстве», что государство – правовая власть нескольких семей. Монарх – источник права. Первым в истории выдвинул идею государственного суверенитета. Он считал, что право проводить законы в жизнь принадлежит государству по определению.

Существенное развитие идеи власти получили в трудах мыслителей эпохи Просвещения. XVII век искал более прочных основ и нашел их в учениях естественного права, приведших к теории договорного происхождения государства. По мнению Дж. Локка, власть призвана только охранять естественные права человека — свободу и собственность. Наиболее яркими представителями этой эпохи являются Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), выделивший 3 формы правления: республику, монархию и деспотию. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – положил начало новому направлению политической мысли - буржуазному радикализму. Он считал, что любая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа; Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что человек не может быть орудием ничьих целей. Для него характерно определение государства через право; Иоганн Фихте (1762 – 1814 гг.) – гуманистические идеи. Говорил об отмене сословной привилегированности, установление твердой законности; Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) вводит разграничение между государством и гражданским обществом. Он считал, что верховная власть не может отражать интересов народа, так как народ и сам не знает, чего он хочет.

Вторая половина XIX в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Это новое направление получило развитие в Германии как теория правового государства (Моль, Бер, Гнейс, Лоренц Штейн и др.).

Можно спорить о том, какая именно религия или идеология способна давать человеку всеобъемлющий идеал, но для четкого руководство его поступкам нужен некоторый сверхчеловеческий авторитет. Отсюда связь духовной власти с религией. Современные ученые чаще всего объясняют проблемы человечества не с религиозной позиции, а с позиции влияния природы, экономических и политических условий. Юм говорил: «..желая знать греков и римлян - изучай французов и англичан, ибо, не зная человека - нельзя знать грека или римлянина, а узнать человека с должной тонкостью можно лучше всего на своих современниках..». Сущность человека остается неизменной, лишь имея различия времени и места. Человек, подчиняясь множеству влияний, в то же время всегда стремится иметь свою волю в устроении своей жизни. Поэтому не было такого народа, у которого бы политический строй всецело определялся только религиозными или философскими верованиями. История нашего времени - это история реализовавшихся идей. При всем различии замыслов этих теорий, от "Государства" Платона до "Государя" Н. Макиавелли, их все объединяет одно – человеческая личность безоговорочно приносится в неизбежную жертву государственной власти.

                2. Исторический портрет и творчество Никколо Макиавелли.

Одним из первых теоретиков эпохи Возрождения, сменившей собой эпоху Средневековья, с её религиозными взглядами, был итальянский мыслитель Никколо де Бернардо Макиавелли (1469–1527 гг.).

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.

Макиавелли родился 3 мая 1469 во Флоренции, в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему роду, были людьми весьма скромного достатка. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал небольшой доход от своих земельных участков. Мать Николо - донна Бартоломеа, была женщиной религиозной, пела в хоре в церкви Санта Тринита.

В семь лет Никколо поступил в школу магистра Маттео, затем его отдали в городскую школу. К концу обучения он очень хорошо знал латынь и прошел курс латинской стилистики. Скромные возможности семьи не позволили Никколо Макиавелли поступить в институт. Но, будучи еще молодым человеком, Макиавелли, приобщился к основам юридической и коммерческой наук. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью. Он пишет "Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве". 

В 1498 году Макиавелли успешно выдержал конкурс и был назначен декретом Большого Совета на пост канцлера второй канцелярии, также ему была доверена канцелярия, ведавшая иностранными и военными делами, что было далеко не второстепенной должностью. Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях. Он долгое время был должностным лицом Флорентийской республики. Макиавелли имел доступ к ряду государственных тайн. Ему давали сложные дипломатические поручения при дворах французского короля, германского императора, итальянских князей, римского папы.
Бывая в разных странах, Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, выделял их существенные черты, имел возможность сравнить их возможности. На основе изучения богатого фактического материала и большого опыта он выдвинул способы решения важных теоретических проблем в области политики, государства, управления, военного дела.

После установления во Флоренции синьории Медичи, Макиавелли был лишен поста и права занимать какую-либо государственную должность. Он был заключен в тюрьму, по обвинению в заговоре против Медичи в 1513. Затем Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье и начинает заниматься литературой и научными исследованиями. Труд под названием "Государь", прославивший его, Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора. Он содержит в себе постулаты приобретения, сохранения власти государя. Кроме этого труда у Макиавелли есть еще ряд знаменитых сочинений: “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “О военном искусстве” и др. Так же ему принадлежит ряд художественных и исторических произведений. Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Ядром теории Макиавелли является идея о том, что важны только политические результаты. Целью является приход к власти, а затем её удержание. Все остальное, включая религию и мораль, не является необходимым условием.
     Перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы, вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы раздробленных итальянских городов. На ее территории существовали раздробленные города – государства. В этих условиях для Макиавелли является важным вопрос о способах объединения раздробленной страны.

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления, и определенную территорию. По форме правления государства Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно и на основе лицензии (наихудший тип). В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь.

Сочинения Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. В своих трудах, в отличие от своих предшественников, Макиавелли использует исторические примеры и, что не маловажно опирается на исторический опыт, а так же имея возможность сравнить политическое устройство других современных ему государств, провести своеобразную «работу над ошибками». Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее и по примеру древних определить способы действий, полезных в настоящем. Он говорил: “Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, – пояснял Макиавелли, – что все человеческие дела делаются людьми, которые всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты”. Обращение к истории, на мой взгляд, имеет большое значение, так как позволяет «учиться на чужих ошибках», тем более, что в политики, на мой взгляд, ошибки могут иметь самые неожиданные последствия и отголоски на многие года и даже века. Примеры таких ошибок мы можем наблюдать, если обратимся к мировой истории многих войн, революций можно было избежать, а значит, вполне возможно повернуть ход истории совсем в другую сторону.

Никколо Макиавелли, вошел в культуру Высокого Возрождения, как блестящий историк, политический мыслитель, талантливый писатель, как яркая и неординарная личность.

 

 

2. 1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм».

ХVI век – это время перехода от средневековья к Новому времени. Средневековые позиции, с характерным религиозным образом жизни еще имели место быть, но церковные догматы перестают быть основным законом жизни общества. Церковь теряет свою безграничную власть не только над умами людей, но и над государством. В это время идеи гуманизма, с их светской наклонностью, противоречащей средневековому мышлению, еще небыли достаточно развиты. В это время Макиавелли создает свою теорию власти, которая уже не может быть принята философией уходящего времени, но еще и не поддерживается новой. Вот почему его теория была принята обществом, как аморальная. Его идеи положили начало такому течению, как «Макиавеллизм». Политический словарь дает такое определение макиавеллизму – это образ политического поведения, при котором ради достижения целей оправдываются любые средства, вплоть до самых вероломных и коварных. Теория Макиавелли была развита последующими теоретиками – Спиноза, Руссо и др., но предметом споров для этих теоретиков явилась оценка “макиавеллизма”. Однако в оценке этой теории нужно учесть время, в которое она создавалась. Феодальные отношения во всех странах порождали непрекращающиеся конфликты, постоянную борьбу между королевской властью и вассалами, измены, коварные интриги. Именно эту практику Макиавелли поднял в своих идеях и попытался дать ей оправдание. Макиавеллизм стал символом политического коварства, лицемерия и предательства. Исходя из слов самого Макиавелли, основная мысль его теории заключается в следующем: “Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, отбросив всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу”.

На первый взгляд многое в его теории кажется беспринципным, но с другой стороны, в условиях полного хауса, единственно верным способом удержать от дальнейшего раскола непокорные города - государства было лишь применение жестких политических мер. Макиавелли основывает свои идеи на многолетних наблюдениях за политиками разных стран и на глубоком изучении политической истории. Не стоит забывать, что теория Макиавелли родилась на основе глубокого анализа исторических фактов, ошибок и способов решения проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно верных государственных решений. Проанализировав теорию власти Макиавелли и критику этой теории, передо мной отчетливо стали вырисовываться причины такого восприятия этой теории обществом. На мой взгляд, теория и



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Понятие и сущность власти. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность власти.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)