Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте.



2019-12-29 2634 Обсуждений (0)
Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте. 4.33 из 5.00 3 оценки




При поступлении заявления или сообщения об угоне, краже, захвате транспортного средства, совершении дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями или какими-либо иными обстоятельствами, для обнаружения и задержания подозреваемых оперативным дежурным органа внутренних дел вводится план «Перехват».

При обнаружении и преследовании автомашин, на которых следуют подозреваемые, каждый участник проведения операции должен твёрдо знать и выполнять определённые тактические приемы задержания подозреваемых, использующих автотранспорт, соблюдая при этом меры предосторожности во избежание трагических последствий (О перечне создаваемых групп см. Приложение 5).

Основными элементами деятельности органов внутренних дел при задержании подозреваемых на автотранспорте являются:

1. Поиск - действия привлеченных сил, направленные на выявление (отыскание) подозреваемых, при попытке скрыться с места преступления, или от преследования.

Операции по задержанию подозреваемых, передвигающихся на автотранспорте, как правило, могут предшествовать поисковые мероприятия по установлению местонахождения и направления движения транспортного средства. Выполнение этой задачи производится путём наблюдения личным составом стационарных и подвижных постов ДПС ГИБДД и других служб, направляемых по маршрутам вероятного движения подозреваемых.

В дневное время для поиска и выявления преступников вне населенных пунктов могут использоваться вертолеты или легкие самолеты гражданской авиации. Поиск преступников с воздуха ведется путем патрулирования дорог по направлениям вероятного движения подозреваемых или облета территории (места предполагаемого нахождения) при взаимодействии с патрульными автомобилями и стационарными постами ДПС ГИБДД, посредством радиосвязи.

Дополнительно организуется получение информации от населения. Это достигается в результате взаимодействия со средствами массовой информации, например, с радиостанциями или с водителями городского транспорта, а также посредством радиосвязи.

2. Преследование – действия привлеченных сил, направленные на задержание подозреваемых при попытке скрыться, либо при попытке прорыва из района окружения (блокирования).

В практической деятельности различаются следующие виды преследования:

- непосредственное - когда оно ведется неотступно, и автомашина подозреваемых находится в поле зрения;

- по вероятным направлениям движения подозреваемых – проводится по истечении определенного промежутка времени после совершения преступления, когда направление, по которому следуют подозреваемые, неизвестно, но известны их приметы.

Следует отметить, что при ведении преследования подозреваемых необходимо принимать все меры к перекрытию путей их движения.

3. Окружение (блокирование) - действия привлеченных сил, направленные на перекрытие постами, заслонами и поисковыми группами всех вероятных путей движения подозреваемых.

Плотность блокирования определяется в зависимости от условий местности и знания перекрываемых направлений, опасности подозреваемых и возможностей сил органов внутренних дел.

4. Задержание - действия привлеченных сил, представляющих совокупность тактических, организационных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление, задержание (физическое обезвреживание) и доставление подозреваемых в ОВД.

Операция «Перехват» может производиться как вне населенных пунктов, так и в населенных пунктах. Каждая из этих операций имеет свои особенности.

В частности, при проведении задержания вне населенных пунктов блокирование района операции может быть не сплошным - непроходимые для автотранспорта участки, как правило, не блокируются, но с большой плотностью перекрываются направления вероятного движения подозреваемых.

При выборе рубежа блокирования руководитель операции тщательно оценивает местность с таким расчётом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для маскировки размещения и действий привлеченных сил и средств.

В одном или нескольких пунктах на рубеже блокирования скрытно располагается группа прикрытия. Она должна быть готова оказать помощь группе захвата и задержать подозреваемых, пытающихся прорваться через рубеж блокирования[6].

Сущность «Перехвата» состоит в том, что группа наблюдения, обнаружив местонахождение автомашины подозреваемых, докладывает об этом группе преследования, которая обеспечивает преследование подозреваемых и их вывод к заслону. Перед заслоном располагаются участники группы остановки транспортного средства, которые обеспечивают остановку путем применения специального средства «Ёж-М» («Диана»).

К тому моменту как автомашина подозреваемых приблизиться к группе остановке транспортного средства дорога за автомашиной подозреваемой и за группой должна быть заблокирована барьерами, специальным средством «Ёж-М», либо приданной техникой.

В результате этого автомобилю подозреваемых блокируются все пути для движения, что вынуждает их остановиться. Дальнейшее задержание проводится группой захвата под прикрытием группы прикрытия и применения специальных средств.

При непосредственном обнаружении подозреваемых, передвигающихся на автотранспорте сотрудники правоохранительных органов обязаны принять все возможные меры по их остановке и задержанию. Так, при обнаружении подозреваемых, пытающихся скрыться, сотрудники могут начать преследование.

Преследование оказывает сильное давление на психику подозреваемых и требует высокопрофессиональных действий со стороны сотрудников. В частности, сотрудник-водитель должен уметь устойчивые навыки управления транспортным средством и знать особенности улично-дорожной сети, а экипаж должен как минимум иметь двукратное преимущество в силах и вооружении и должен знать предполагаемую тактику преследования или задержания подозреваемых на автотранспорте. Особое место в организации преследования занимает автомобиль группы преследования – тип и возможности автомобиля сотрудников должен соответствовать или превышать тип и возможности автомобиля подозреваемых, и находиться в исправном состоянии.

При ведении преследования сотрудники обязаны немедленно сообщить об этом в дежурную часть ОВД с указанием своего местонахождения, сведений об автомашине подозреваемых и предполагаемом маршруте движения для обеспечения подготовки групп боевого порядка и подключения к преследованию других нарядов. При этом следует быть бдительными и следить за поведением людей, находящихся в преследуемом автомобиле, а при необходимости фиксировать места, где из преследуемого автомобиля выбрасывались какие-либо предметы.

Сотрудники, преследующие преступников, должны включить все имеющиеся световые и звуковые сигналы (если такими сигналами автомашина оборудована), либо выставить на крышу включенный выносной проблесковый маячок синего цвета со звуковым устройством.

При приближении оперативной машины к автомашине подозреваемых через громкоговорящее устройство подаётся приказ об остановке. Например: «Водитель автомашины ВАЗ-2115 государственный номер А 123 БВ 74, приказываю остановиться!». Указанные действия сопровождаются переключением света фар с ближнего на дальний (включил-выключил) и указанием жезлом для остановки. Одновременно с этим оперативная группа, по указанию старшего, приводит оружие в боевую готовность.

Если водитель преследуемого автомобиля категорически игнорирует требования об остановке то, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О милиции» сотрудники имеют право применить оружие для остановки транспортного средства.

При принятии решения об остановке преследуемой автомашины путем применения оружия необходимо по громкоговорящему устройству предупредить о его применении. Например: «Водитель автомашины ВАЗ-2115 государственный номер А 123 БВ 74, если не остановитесь, предупреждаю о применении оружия!».

Если после этого подозреваемые продолжают движение, следует произвести предупредительные выстрелы в воздух в непосредственной близости от автомашины подозреваемых, предупредив при этом командой: «Водитель автомашины ВАЗ-2115 государственный номер А 123 БВ 74, открываю огонь!».

При ведении стрельбы по автомашине подозреваемых необходимо использовать все имеющиеся возможности для исключения случайного поражения людей. Для этого милиционеру-водителю необходимо вести машину соблюдая дистанцию с таким условием, чтобы бампер оперативной машины был на линии задних сидений преследуемого автомобиля (или заднего моста грузового автомобиля). Сотрудник, намеревающийся вести стрельбу должен открыть огонь только на ровных участках дороги при отсутствии в непосредственной близости транспорта попутного и встречного направлений или пешеходов. Не допускается открытие огня на дорогах имеющих пологие откосы, высокие кюветы, на мостах, в тоннелях, под трубопроводами.

Преследуемые редко идут на разрушение заднего стекла салона для свободного ведения огня по преследователям. Однако если это происходит, милиционер-водитель должен немедленно снизить скорость и вывести машину из сектора обстрела.

При ведении преследования милиционер-водитель должен держать машину на расстоянии, исключающем возможность столкновения с преследуемой машиной, то есть передний бампер оперативной машины должен находится на линии спинки сидений, на расстоянии 120-160 сантиметров от левого бока преследуемой машины. Это позволяет предотвратить (посредством маневра или торможения) попытки вытолкнуть оперативный автомобиль с дороги.

После остановки милиционер-водитель должен остановиться с сохранением указанного выше интервала. Сразу же после остановки транспортных средств сотрудники должны выйти из оперативной машины, укрыться за ней и направить оружие в сторону преследуемой машины.

После остановки машин для предотвращения возникновения перестрелки находящиеся в преследуемом автомобиле лица предупреждаются о том, что они задерживаются сотрудниками милиции и в случае оказания сопротивления будет открыт огонь на поражение.

При этом подозреваемым подаются следующие команды:

- Всем оставаться на своих местах!

- Никому без команды не двигаться!

- Водитель, положить обе руки на руль!

- Сидящий спереди! Упрись руками в переднее стекло ладонями вверх!

- Сидящие сзади! Положить руки на спинки передних сидений ладонями вверх!

- Всем смотреть вперёд, голову не поворачивать!

- Без команды никому не двигаться!

Далее чтобы изъять ключ из замка зажигания, разоружения и задержания подозреваемым подаются следующие команды:

- Водитель, правую руку держать на руле и медленно открой левой рукой дверь! (Если окно открыто - Водитель, правую руку держать на руле, а левую руку медленно высунь через окно и открой дверь автомобиля с наружной стороны!

- Медленно выбросить оружие и ножи из салона! Не делать резких движений – стреляем без предупреждения!

- Водитель, правую руку положить на крышу машины, левой рукой вынуть ключ из замка зажигания и бросить его на землю!

- Водитель, подними вверх руки, разведи пальцы и медленно выходи из машины!

- Медленно подойди к передней части машины и встань в двух шагах напротив левого крыла!

- Руки упереть на капоте, ноги расставить шире!

Аналогично производится вывод и задержание пассажиров.

Если сложившаяся обстановка не позволяет разместить подозреваемых возле машины, возможен иной вариант. После выхода водителя подаются команды:

- Водитель, медленно отойди от машины на 5 шагов! К оружию не прикасаться!

- Медленно, левой рукой поднять куртку, рубашку, вывернуть карманы брюк!

- Стреляем без предупреждения! Медленно встать на колени!

- Медленно лечь на землю лицом вниз! Руки сцепить в замок, положить их на голову, локти развести в стороны! Шире раздвинуть ноги!

- Без команды не двигаться!

Следующим из машины удаляется сидящий на переднем сидении и потом сидящие на заднем сидении.

В данном случае место для размещения задержанных после их удаления из автомашины должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы исключить возможный побег и противодействие со стороны подозреваемых, их возможных сообщников и граждан, явившихся свидетелями задержания.

Следует отметить, что все отдаваемые команды должны сковывать действия подозреваемого и при этом давать возможность держать в поле зрения обе его руки. Одновременно с этим члены оперативной группы должны внимательно следить за остальными пассажирами, находясь сзади задержанной автомашины.

После вывода всех подозреваемых из автомашины один из членов оперативной группы должен осмотреть салон и багажник автомашины подозреваемых.

Нельзя исключать возможность, что кто-либо из подозреваемых может укрыться на полу автомашины или оставить в ней самодельное взрывное устройство. Это может стать причиной гибели участников задержания, самих подозреваемых или граждан, явившихся свидетелями задержания, поэтому, при проведении осмотра сотруднику необходимо соблюдать предельные меры безопасности.

В случае, если нет уверенности в том, что автомобиль пуст (особенно это касается кабин и кузовов грузовиков), сотрудник может использовать для прикрытия одного из задержанных, крепко ухватив его за звенья предварительно надетых наручников либо за брючный ремень.[7]

Осмотр багажника требует особой внимательности от сотрудников, так как он может использоваться не только для перевозки похищенного имущества, но возможно и для укрытия вооруженного сообщника. Для осмотра багажника к нему следует подходить с той стороны с которой в багажнике находится запасное колесо, убедившись перед этим, что багажник закрыт. При осмотре багажника сотрудник не должен открывать багажник, находясь слева от него. В данном случае он подвергает себя двойной опасности, оказываясь в секторе обстрела со стороны вооруженного подозреваемого и своих коллег.

После проведения указанных действий, задержанные лица и их автомобиль доставляются в орган внутренних дел.

Описанные тактические способы задержания в дневное время также применимы и к задержанию в ночное время, и в условиях ограниченной видимости. Задержание подозреваемых на автотранспорте в ночное время имеет особенность в том, что оно проводится в условиях недостаточной видимости, поэтому при приближении к машине члены оперативной группы должны усилить бдительность и внимательность для того чтобы полно владеть обстановкой.

Перед выходом из машины необходимо максимально осветить подозреваемых, находящихся в автомашине, при этом используются фары и фонари специального назначения, поисковые лампы, фары автомашины, противотуманные и габаритные огни, свето-звуковое устройство, а находящимся в машине подозреваемым подаётся команда включить в салоне машины свет. Последующие действия аналогичны предыдущим.

 


Заключение

 

Задержание представляет собой одно из правомочий, которым уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации наделило должностных лиц правоохранительных органов при выполнении ими служебных обязанностей. Между тем, данное правомочие направлено на ограничение прав лиц, вовлеченных в процесс расследования. Данное обстоятельство требует строжайшего соблюдения закона. Однако сотрудники правоохранительных органов в силу различных причин допускают ошибки при проведении столь ответственного действия. В большей степени эти ошибки обусловлены нарушением положений уголовно-процессуального законодательства, а также тактики проведения задержания.

Уголовно-процессуальное законодательство определяет задержание лица, подозреваемого в совершении преступления как меру процессуального принуждения, заключающуюся в кратковременном лишении свободы на срок до 48 часов. Однако, когда возникает необходимость в разработке и рассмотрении тактических особенностей данного действия, вышеприведенного определения недостаточно.

Для более полного раскрытия содержания задержания предложено следующее его определение. Задержание – это неотложное комплексное (сочетающее в себе оперативное мероприятие и меру принуждения) действие, направленное на кратковременное ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, пресечение его сопротивления и доставление в орган внутренних дел с последующим водворением в место содержания задержанных.

Задержание носит репрессивный характер, однако необходимо отметить тот факт, что оно должно проводиться во имя и на основе закона, поскольку в случае ошибки страдает невиновный человек, а преступник избегает справедливого наказания.

Особо важным моментом при задержании является соблюдение мер безопасности. Порой даже незначительная ошибка может привести к непоправимому.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агафонов, Ю.А. Задержание преступников и правонарушителей, использующих транспортные средства / Ю. А. Агафонов. - Краснодар., 1993.

2. Григорьев, В.Н. Задержание подозреваемого органами внутренних дел / В.Н. Григорьев. - Ташкент., 1989.

3. Григорьев, В.Н. Задержание подозреваемого / В.Н. Григорьев. – М., 1999.

4. Гуляев, А.П. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления: учебное пособие / А.П. Гуляев, С.А. Данилюк, С.Н. Забарин. – М., 1988.

5. Крошкий, Н.И. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления / Н.И. Крошкий. - Киев., 1977.

6. Манаев, Ю.В. Применение мер пресечения следователем / Ю.В. Манаев. - Волгоград., 1976.

7. Федоров, Ю.Д. Тактика задержания / Ю.Д. Федоров. - Ташкент., - 1975.

8. Хлюпин, Я.И. Задержание и его роль в расследовании преступлений /  Я.И. Хлюпин. – Свердловск., 1972.

  9. Янушко, В.И. Основы тактики задержания подозреваемого  / В.И. Янушко. - Минск., - 1987.

10. Великородный, П.Г. О тактике задержания расхитителей социалистического имущества по уголовным делам, возбуждаемым по оперативным материалам органов БХСС / П.Г. Великородный // Вопросы юридической ответственности и деятельность органов внутренних дел: (Материалы науч. конф.), Волгоград, 1978. С. 150-157;

 


[1] Рыжаков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. Тула, 1996. С.54.

[2] Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1999. С.663.

[3] Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебное пособие. М., 2002. С.254.

[4] См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С.149

[5] Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба ГАИ: Учебник для образовательных учреждений МВД России. М.: МЦ при ГУК МВД России,1997. С.157

[6] Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого органами внутренних дел. Ташкент, 1989. С.47

[7] Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба ГАИ: Учебник для образовательных учреждений МВД России. М.: МЦ при ГУК МВД России,1997. – С. 154



2019-12-29 2634 Обсуждений (0)
Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте. 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тактические приемы задержания подозреваемых на автотранспорте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)