Характеристика педагога
РЕЧИ ДЕТЕЙ Трубникова О.П., заведующий МДО г. Димитровград Ульяновской обл. Одно из важных направлений в работе педагогов ДОУ — речевое воспитание детей, в частности — развитие связной речи. Для того чтобы максимально подготовить каждого ребенка к школьному обучению, коллектив ДОУ поставил перед собой задачу повысить уровень развития связной речи у детей. Вначале была проанализирована деятельность педагогов по развитию у детей навыков связной речи, в результате чего выявлены определенные недостатки. Подход педагогов к планированию работы был в значительной мере поверхностным. Занятия по развитию связной речи в соответствии с методическими рекомендациями проводились 1 раз в неделю, а распределение их в течение месяца было чисто механическим: 1-е занятие — пересказывание, 2-е — рассказывание из личного опыта, 3-е — рассказ по картине, 4-е — творческое. И так из месяца в месяц. К чему это приводило? Не выработав навыка пересказывания, детей учили другому, а к пересказыванию возвращались лишь через месяц, когда ребенком все забыто и работу нужно начинать заново, т.е. в период формирования навыка не учитывался принцип повторности. Перспективное планирование занятий не было обосновано системой целеобразования, а строилось на случайном подборе тем. При этом не учитывался уровень развития навыков связного рассказа у детей данной группы. Программное содержание часто просто переписывалось из методических материалов без существенного анализа и корректировки. Планирование методических приемов также было лишь переписыванием краткого хода конспектов занятий, без доработок, без учета эффективности использования приемов в работе с детьми конкретной группы. Большинство воспитателей проводили занятия по строго определенной схеме. После вступительной беседы и перво- начального ознакомления с текстом у детей резко снижался интерес к занятию. Применяемые игровые приемы были малоэффективны, так как использовались не для стимулирования умственной активности детей. В течение занятия педагог успевал спросить 5—6 детей, а остальные 15—18 оставались пассивными слушателями. Слабо велась работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи, т.е. отсутствовал комплексный подход к развитию речи у детей. При анализе детских рассказов воспитатели часто давали общую оценку, не делая акцента на решение конкретных задач. Результатом был низкий уровень качества детских рассказов в конце учебного года. Такое состояние работы воспитателей по развитию связной речи у детей нельзя было считать удовлетворительным. Детальный анализ недостатков позволил выделить основные задачи и ряд дополнительных конкретных задач, объединенных в четыре блока. Блок 1. Повышение педаго гического мастерства воспитателей по данному разделу 1.1. Дать конкретные знания об 1.2. Научить воспитателей об 1.3. Показать преимущество 1.4. Дать классификацию ви
1.5. Научить эффективному 1.6. Расширить арсенал при 1.7. Научить анализировать дет 1.8. Повысить обучающую и ре Блок 2. Создание условий для развития связной речи каждого ребенка 2.1. Выделить ставку педагога 2.2. Разработать его должност 2.3. Выделить помещение для 2.4. Найти педагога, повысить 2.5. Подготовить коллектив Блок 3. Организация работы педагога по развитию связной речи 3.1. Оказать помощь педагогу 3.2. Организовать обследование 3.3. Составить график ежеднев 3.4. Осуществлять контроль за Первый блок задач направлен на повышение педагогического мастерства воспитателей. Для их решения были проведены семинары. На них рассматривались те разде-
Организация педагогического процесса 2006, № 8
лы работы, по которым имелись существенные недостатки, например, формулирование дидактических целей. Мы стали рассматривать методическую работу с воспитателями как педагогический процесс, направленный на формирование необходимых знаний и умений. ПЛАН СЕМИНАРОВ
Организация педагогического процесса 2006, № 8 fc Продолжение табл.
№ 8, 2006 Организация педагогического процесса Продолжение табл.
[ 58 I Организация педагогического процесса 2006, № 8 № 8, 2006 Организация педагогического процесса
Семинарские занятия проводились в течение двух месяцев 1 раз в неделю, чтобы у воспитателей было время выполнить практическое задание для последующего обсуждения. Для активизации внимания и лучшего усвоения темы широко использовались наглядные материалы, организовывались деловые игры. В результате проведенных семинаров воспитатели осознали значение работы по развитию связной речи у детей, необходимость серьезной подготовки к ней, поняли, какие требования будет предъявлять руководство детского сада к качеству их работы, перенесли часть приемов для индивидуальной работы с детьми в течение дня. Однако воспитатели, получившие определенные знания и навыки на семинарах, не могли их применить в полном объеме, поскольку по-прежнему испытывали дефицит времени для индивидуальной работы с детьми. Поэтому коллектив воспитателей пришел к общему решению, что необходим педагог-пред- метник, т.е. воспитатель, который бы занимался только развитием связной речи у детей. Для этого нужно было найти ставку. Дополнительных штатов и финансирования не было, поэтому пришлось более рационально распорядиться теми штатами, которые утверждены для нашего детского сада в управлении образования города. Детский сад с июня 1994 г. перевели на 10,5-часовой рабочий день. Для работы по такому режиму на одну группу предусматривается по штатам 1,55 единиц воспитателя. В часах это составляет 11,6 ч. Реально группа работает 10,5 ч, значит, два воспитателя работают по 5,58 ч по такому графику: 1-я смена с 7.00 до 12.35; 2-я смена с 11.55 до 17.30. Следовательно, с 11.55 до 12.35, т.е. 40 мин, воспитатели на группе работают вместе. В этот период осуществляются только режимные процессы, а не обучение детей, поэтому решили использовать время более рационально. Для работы на полную ставку каждому воспитателю необходимо работать по 7,2 ч ежедневно. Но, исходя из режима работы детского сада, это невозможно обеспечить, так как график работы воспитателей в группах предполагал бы работу в две смены по 2—3 дня в неделю. Такой вариант обсуждался в коллективе и многих воспитателей не устроил, поэтому воспитатели написали заявление о работе на 0,73 ставки, т.е. по 5 ч 15 мин ежедневно. Исходя из этого, мы получили возможность изменить график работы воспитателей. Теперь он выглядел так: 1-я смена с 7.00 до 12.15; 2-я смена с 12.15 до 17.30. В детском саду 10 групп. Для работы по такому графику необходимо 0,73 х 2 х 10 = 14,6 ставки. По штатному расписанию на это отводится 1,55 х 10 = 15,5 ставки воспитателя. Таким образом, сэкономили 0,9 ставки. Для работы по индивидуальному развитию связной речи нам достаточно 0,81 ставки. Ежедневно педагог по развитию связной речи должен был работать по 5 ч 50 мин. За неделю нагрузка составляла 29 ч 10 мин. Определяя объем работы, исходили из времени, необходимого для каждого ребенка. Допустим, если каждому ребенку уделяется 15 мин, тогда на группу из 20 человек необходимо затратить 5 ч. Оставшиеся 50 мин затрачиваются на смену детей, планирование работы, учет, подготовку к следующему рабочему дню. В день пе- дагог может поработать с детьми только одной группы. Для полной недельной нагрузки было решено поручить ему работу в пяти группах — двух подготовительных и трех старших. Таким образом, педагог по развитию связной речи с каждым ребенком должен был заниматься еженедельно, что соответствовало методическим рекомендациям к программе для старших и подготовительных групп, где из трех занятий в неделю по ознакомлению с окружающим и развитию речи только одно занятие отводилось развитию связной речи. Выделив ставку, необходимо было разработать квалификационную характеристику инструкции для педагога по развитию связной речи. Квалификационная характеристика педагога По развитию связной Речи детей Должностные обязанности: — следить за состоянием и укреп — организовывать и проводить ра — готовить детей к обучению в — внимательно относиться к детям, Организация педагогического процесса 2006, № 8 — планировать воспитательно-об — целесообразно использовать раз — использовать эффективные ме —консультировать воспитателей по вопросам развития речи; —информировать родителей об уровне развития речевых умений у детей; — рационально использовать рабо —участвовать во всех мероприятиях детского сада. Педагог по развитию связной речи должен знать: дошкольную педагогику и психологию; программу воспитания; содержание и методику развития связной речи и воспитательно-образовательной работы; правила охраны жизни и здоровья детей. Квалификационные требования: высшее или среднее специальное образование. Квалификационную характеристику обсудили на педагогическом совете и утвердили у заведующего управлением образования администрации города. Для проведения индивидуальных занятий по развитию связной речи у детей необходимо было выделить помещение. Сна- чала занятия проводили в спальных комнатах, а в дальнейшем после капитального ремонта и небольшой реконструкции была выделена специальная комната, оборудованная как театральная студия. Особенно внимательно отнеслись к подбору педагога по развитию связной речи. Необходим был воспитатель с эмоциональной речью, достаточным стажем работы со старшими дошкольниками, требовательный к себе и детям, умеющий располагать ребенка к общению, стремящийся использовать в работе достижения педагогической науки, проявляющий интерес к данному виду деятельности. И таким педагогом оказалась Н.В. Денисова. После такой предварительной подготовки на педагогическом совещании воспитателям была предложена новая форма организации работы по развитию речи детей. При этом с них не снималась ответственность за речевое развитие, так как они по-прежнему должны были проводить занятия по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, по развитию звуковой культуры речи, включать в занятия словарную работу и работу по формированию грамматического строя речи. Педагог по развитию связной речи должна консультировать воспитателей групп по словарной работе, формированию грамматического строя речи, ин- формировать воспитателей и родителей о достижениях детей. Предложенная форма работы получила одобрение, текущие вопросы по согласованию деятельности воспитателей решались в рабочем порядке. После выполнения задач второго блока приступили к решению задач третьего блока. В первую очередь нужно было помочь педагогу по развитию связной речи в работе над программами и перспективным планированием. Для этого прежде всего выделили основные задачи по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1986) и «Детство» (СПб., 1995), взяв необходимые для нашей работы, а их дополнили более конкретными задачами из программы для старшей и подготовительной групп, которые в дальнейшем можно было еще детализировать. Следующий этап — обследование связной речи детей. Определив требования к рассказам детей старшего дошкольного возраста, педагог по развитию речи проанализировала умения каждого ребенка. Обследование показало, что умения детей старших и подготовительных групп к началу учебного года находятся примерно на одном уровне. Поэтому было решено планировать работу по одним программным задачам с учетом особенностей каждого возраста, чтобы хорошо подготовить к обучению к школе детей подготовительной группы и повысить умение детей старших групп составлять рассказ. Выявленный уровень развития речи детей в старших и подготовительных группах сопоставили с программными требованиями, что позволило обосновать выбор задач, уточнить их и максимально приблизить разрабатываемую программу к условиям ее реализации. После предварительной работы на педагогическом совете была организована защита разработанной программы и она была утверждена. Много сложностей возникло при разработке четкого графика работы педагога по развитию связной речи у детей на каждый день. Главная цель — создание условий для индивидуального обучения. Но при индивидуальной работе дети не слышат лучшие рассказы товарищей, не чувствуют себя рассказчиками в центре внимания. Поэтому были разработаны варианты графиков, в которых определялось время общих занятий, занятий парами, подгруппами, выделялось время на предварительную работу с детьми другой группы (за день, два) для подготовки к следующему занятию. После обсуждения пришли к выводу, что индивидуальное обучение не самоцель, а главное — качество и результат в формировании умений и навыков у детей, что некоторые задачи оптимально
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |