Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды государственного регулирования инноваций.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Виды государственного регулирования инноваций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно -правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

§ развитие рыночных отношений;

§ проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

§ создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;

§ обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

§ расширение спроса на инновации;

§ предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

§ содействие модернизации техники;

§ развитие лизинга наукоемкой продукции;

§ активизация предпринимательства;

§ пресечение недобросовестной конкуренции;

§ поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

§ развитие экспортного потенциала страны;

§ развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

§ внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ организационная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

§ содействию развитию инновационной деятельности;

§ кадровая поддержка инновационной деятельности;

§ содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

§ моральное стимулирование инновационной деятельности;

§ информационная поддержка деятельности(обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере);

§ содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ, развитию международного;

§ защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

§ направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

§ выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;

§ создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

§ предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантии российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

§ снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов;

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

§ гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ. [26, стр.359-368]

2.4 Инструменты государственного регулирования:

социально-экономические и научно-технологические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

государственные заказы и современные контрактные системы;

индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

механизм интеграции регуляторов и структур.

2.5 Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

аккумулирование средств на научные исследования в инновации;

координация инновационной деятельности;

стимулирование инноваций, страхование рисков;

создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав, интеллектуальной собственности;

кадровое обеспечение инновационной деятельности;

формирование научно-инновационной инфраструктуры;

институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

обеспечение социальной и экологического сектора;

повышение общественного статуса инновационной деятельности;

региональное регулирование инновационных процессов;

урегулирование международных аспектов инновационных процессов.

2.6 Формы государственной поддержки инновационной деятельности:

прямое финансирование ;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов, технопарков и т.п.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного развития.

К основным направлениям инновационной политики государства можно отнести следующее:

разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

развитие малого инновационного предпринимательства;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения (для продукции гражданского назначения). [27, стр.149]

 

 

Заключение

 

Мы рассмотрели тему «Государственное регулирование инновационной деятельности». Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили какие существуют стимулы к инновационной деятельности.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Мы определили, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство.

Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности.

Значение государственного регулирования:

разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Мы попытались выяснить, какова роль инноваций в развитии предприятий. И можно утверждать, что применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.


Список литературы

 

1.Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

3.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4.Ильенкова С.Ф. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Банки и Биржи, 2003.

5.Инновационный менеджмент: Учебн.пособие/ Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6.Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7.Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: Проспект, 1999.

8.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес – шк.», 2006.

9.Басов А.И. Инновации – главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. – 2006. - №5.

10.Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. – 2007. - №7.

11.Гаврилов С. Инновации: польза и риски // Директор информационной службы. – 2008. - №11.

12.Голиченко О. Российская инновационная система: принципы развития // Вопросы экономики. – 2007. - №12.

13.Давыдова Л.В. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. – 2008. - №17.

14.Данилов И. Инновации как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Стандарт и качество. – 2007. - №1.

15.Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности //Экономист. – 2007. - №12.

16.Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. – 2006. - №3.

17.Косоногова И.А. Инновации, стимулы и цели // Дайджест – финансы. – 2007. - №3.

18.Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №3.

19.Ленчук Е.Б. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. – 2008. - №12.

20.Мемухина С. Развитие инновационной политики России и регионов РФ // Экономика и управление. – 2008. - № 4.

21.Удалов Ф.Е. Болевые точки инновационной деятельности в России // ЭКО. – 2006. - № 11.

22.Херберт Н. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики. – 2005. - № 3.

23.Российский статистический ежегодник 2008. – М.: Госкомстат, 2008.

 

 

Приложение 1.

 

 

Приложение 2

 

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Виды государственного регулирования инноваций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды государственного регулирования инноваций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)