Расчет средних величин
Рассчитаем средний уровень образования в Оконешниковском районе в 1989 и в 2002 году и проанализируем различия в уровне образования населения, проживающего в 1989 году, по сравнению с уровнем образования населения, в 2002 году. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную структуру населения:
где — средний уровень образования в j-й группе; — доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную. Проведем сравнительный анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, результаты которого представим в табл. 13.
Таблица 13.
Для сравнительного анализа, используем метод разложения обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
В среднем индекс изменения уровня образования в 2002 году по отношению к 1998 году составил 1,05 т. е. уровень образования населения в 2002 году выше соответствующего показателя 1989 года на 1,05. Однако такой вывод не совсем корректен, так как это изменение вызвано еще и естественным приростом населения по каждой изучаемой группе (при постоянной возрастной структуре):
В результате как мы видим, уровень образования в 2002 году на 1,06 выше уровня образования населения в 1989 году — в основном за счет увеличения количества жителей с высшим, неоконченным высшим и среднеспециальным образованием и снижения, числа жителей имеющих общее среднее образование и ниже. Поэтому как мы видим из расчетов, естественный прирост населения незначительно повлиял на увеличение уровня образования населения Оконешниковского района. Уровень образования в 2002 году выше уровня образования населения в 1989 году — в основном за счет увеличения количества жителей с высшим, неоконченным высшим и среднеспециальным образованием и снижения, числа жителей имеющих общее среднее образование и ниже. Изменения в уровне образования в период между переписями связаны, прежде всего, с вхождением в возрастную структуру 15 лет и старше многочисленного поколения, родившихся в первой половине 80-х годов прошлого столетия, большая часть которого продолжала повышать свой образовательный уровень. Необходимость этого связана с требованиями конкурентоспособности на рынке труда, а также с изменением качества и условий жизни. Для того, чтобы соответствовать требованиям времени, необходимо непрерывно повышать свой образовательный уровень. Век высоких технологий требует как высокого уровня знаний, так и постепенного их обновления. С течением времени увеличиваются доли людей с более высокими уровнями образования и сокращаются с низкими. Отмеченная положительная динамика связана с переменами в возрастном составе населения, когда на смену старшему поколению с низким уровнем образования пришло поколение с достаточно высоким его уровнем. Показатели вариации Наблюдается рост уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи. Численность молодежи в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 годом на 62,6 процента; со средним профессиональным – на 25,3 процента. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 100 человек с высшим образованием (в 1989 году - 69) и 244 человека со средним профессиональным (в 1989 году – 219). В то же время на общем фоне роста образовательного уровня молодежи, численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилось в межпереписной период в 2,2 раза, 182 человека из каждой 1000 молодых людей имеют лишь начальное общее образование (рис. 5). И все же неоспоримым остается факт высокого уровня образования молодежи, что позволяет надеяться на дальнейшее повышение в будущем уровня образования населения Оконешниковского района. Этому будет способствовать (как одна из причин) снижение числа абитуриентов вследствие низкого уровня рождаемости в последние годы, что сделает более доступным получение высшего образования. Число молодых людей (16-29 лет) в расчете на 1000 человек, имеющих неполное высшее профессиональное образование, в 2,4 раза превышает аналогичный показатель по всему населению области старше 15 лет. Достаточно высокое число молодежи (в расчете на 1000 человек), имеющей среднее (полное) общее и основное общее образование, содержит резервный рост уровня образования в перспективе. Молодежь, имеющая хороший уровень образования, обладает гораздо большими возможностями для трудоустройства.
Рис. 5. Уровень образования населения Оконешниковского района по итогам переписи населения 2002 года.
Продолжается тенденция повышения уровня образования и мужчин, и женщин. Таблица 12.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |