II. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12 КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине Политология
вариант (тема) Политический лоббизм: сущность, формы, методы
Выполнил студент заочной формы обучения специальности _Маркетинг__ специализации __Маркетинг_ _5_ курса _МГ6/05-1_ группы
№ студенческого билета (зачетной книжки) _______ ____________ __Лезин Д.В.___ (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель
___________________ ______________ __________________ (ученая степень, звание) ( подпись) (инициалы, фамилия)
Москва - 2009 Содержание I. ПОНЯТИЕ ЛОББИЗМА………………………………………………………3 I. ПОНЯТИЕ ЛОББИЗМА
Согласно словарю иностранных слов, "лобби", "лоббизм" - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; "лобби" называются также агенты этих контор и агентств (иначе лоббисты). За рубежом лоббизм - профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа - в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби-компании Chaim Communications крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов.
Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного. Отсюда и предположение в скобках - "вплоть до подкупа". Аналогично определение этих терминов и в кратком политическом словаре .
Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий "лобби", "лоббизм". Также данные термины понимаются как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
Несмотря на существенные отличия, в приведенных определениях присутствует несколько общих моментов.
Во-первых, наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные и исполнительные органы власти .
Во-вторых, лоббистская деятельность ведется в определенных интересах.
В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и государственными органами (законодательными и исполнительными органами власти).
В-четвертых, лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений и это очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в правительственных органах. Еще в 90-х годах лоббизму стали уделять все возрастающее внимание и в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, в общественно-политической и научной периодике. Проведено несколько крупных мероприятий, среди которых можно выделить международную конференцию "Лоббизм как средство влияния на политику", прошедшую в мае 1993 года в Москве. 17 января 1995 года в российском Фонде развития парламентаризма состоялся "круглый стол", посвященный обсуждению проекта федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Законопроект вносился в Государственную Думу депутатом В.А.Лепехиным.
В 1995 году прошло еще несколько крупных мероприятий, которые были посвящены лоббистской деятельности. К их числу можно отнести "круглые столы", организованные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Значительное внимание привлекла конференция "Лоббизм в России: проблемы законодательного регулирования", организованная Государственной Думой и Фондом развития парламентаризма в России.
В 2000 г. в московском "Экспоцентре" состоялась конференция "Лоббизм в России: 10 лет теории и практики", организованная "Ассоциацией российских лоббистов". В ней участвовали видные политики, политологи, экономисты. II. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие "от имени и в интересах конкретных клиентов".
В реальности можно констатировать, что в российском политическом "истеблишменте" уже появились различные организации, партии, группы (объединения) граждан или отдельные граждане, а также должностные лица и чиновники, которые оказывают влияние в выгодном им плане на законодательные (представительные) и исполнительные органы федеральной государственной власти, включая Президента и Председателя Правительства Российской Федерации и их ближайшее окружение.
Заметна активизация лоббистской деятельности со стороны иностранных фирм, компаний и отдельных граждан, стремящихся решить свои вопросы, проблемы за счет выхода любыми путями на различных должностных лиц.
Лоббистской деятельностью в парламенте и исполнительных органах власти активно занимаются российские элиты, которые можно условно разделить на две группы: сложившиеся на базе государственной экономики либо на базе частного сектора.
К первой группе следует отнести организации и представителей газового комплекса; аэрокосмической элиты; энергетического комплекса; лесного комплекса; нефтяного комплекса; угольной промышленности; сельского хозяйства.
Еще в советский период директора совхозов и председатели колхозов получили прекрасную (по тем временам) политическую выучку, участвуя в съездах и пленумах КПСС, не говоря уж о заседаниях Верховных Советов России и СССР, то есть республиканского и союзного парламентов. В результате на сегодняшний день хорошо подготовленное в прошлом аграрное лобби, несмотря на его относительную немногочисленность, считается едва ли не самым эффективным в Государственной Думе.
Как воздаяние за былые и нынешние успехи аграрии постоянно занимают две позиции в правительстве - вице-премьера, курирующего сельскохозяйственную отрасль, и министра сельского хозяйства.
Пресса высоко ставит искусство нефтяных лоббистов. Вообще-то они чрезмерно молоды, первые вертикально-интегрированные нефтяные компании появились только в 1994 году. К тому же времени относится появление в "ЛУКОЙЛе", ЮКОСе и "Сургутнефтегазе" кадровых лоббистов и специалистов по связям с общественностью. В ЮКОСе основной куратор работы с государственными органами - заместитель председателя правления компании Василий Шахновский. Прежде эту работу возглавлял бывший председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко. В "ЛУКОЙЛе", ведущей нефтяной компании России, "политику" курирует вице-президент Леонид Федун.
Ко второй группе относятся организации и представители банковской элиты; различные бизнес-объединения - "Круглый стол бизнеса России"; Союз промышленников и предпринимателей и др. Например, в 2002 г. Появился Российский союз машиностроителей (РСМ) - некоммерческая и неполитическая организация, создаваемая для защиты интересов высокотехнологичного бизнеса. В число учредителей вошло 11 интегрированных структур российского машиностроения, действующих в разных подотраслях. Пять из компаний - диверсифицированные холдинги с существенной долей оборонно-промышленных активов. К их числу относятся "Объединенные машиностроительные заводы", холдинговая компания "Новые программы и концепции" ("НПК"), "Каскол", "ИСТ" и "Технокомплекс". Возглавил РСМ бывший председатель Совета министров СССР Иван Силаев.. Первым вице-премьером и председателем координационного совета стал Каха Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы"). Политические лоббисты - это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.
Встречаются различные классификации предмета лоббирования. Согласно одной из них есть три основных предмета, которые лоббируются в органах власти: ресурс (когда предпринимаются действия для того, чтобы получить в свою пользу общественный ресурс), проблема (когда предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и т.п.), позиция (предпринимаются некоторые действия для того, чтобы получить некоторый статус, занять монопольную позицию и т.п.). Так или иначе, в перечень этих трех предметов попадают все лоббируемые интересы субъектов. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения для специфических отраслей, внесение изменений в бюджет с целью привилегированного финансирования собственных программ (например, деятельность АПК или строительство сверхскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург), льготные условия акционирования и приватизации; введение протекционистского таможенного обложения, кооптацию в Правительство и парламент своих представителей, работа со СМИ и др. Таким образом, любой предмет, лежащий в сфере интересов субъектов лоббизма может стать предметом лоббирования. Объекты лоббистской деятельности В России в разработанном Госдумой законопроекте "О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти" к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей. Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей.
12
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |