Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Взаимоотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что:

1) участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, прямо установленных Законом.[25]

2) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.[26]

3) муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены или их действия может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или в судебном порядке.[27]

Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», самим «определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».[28] В соответствии с данным положением ст. 131 Конституции РФ закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством. Так в Уставе Самарской области все это определяется шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой и девятнадцатой главами.[29]

Рассматриваемый принцип предопределяет взаимоотношений муниципальных образований между собой. Согласно ст.17 Федерального закона 2003 г. общие полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьёй, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом подчинённость органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Указанный принцип не только обеспечивает организационную самостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ. При этом органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и вправе давать письменные предписания по устранению выявленных в ходе осуществления этого контроля нарушений. Эти предписания обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, которые, однако, могут их обжаловать в судебном порядке. Закон допускает также и возможность отмены муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченными государственными органами.[30]

Кроме того, органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти, формируя местные бюджеты, при изменении границ муниципальных образований, их преобразовании, а также осуществляя полномочия в иных сферах местной жизни.

Законодательство наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.[31]

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственно-власными полномочиями может осуществляться в двух формах.[32] Передача – способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления. Делегирование – это предоставление государственным органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, надо иметь в виду следующее:

1) в соответствии с Конституцией РФ наделение полномочиями осуществляется только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находится в современном ведении Российской Федерации и её субъектов, передача или делегирование полномочий осуществляется законом РФ, законами субъектов РФ;

2) объём передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции РФ говорится об отдельных государственный полномочиях, хотя критерии оценки этого найти сложно;

3) наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важно, новое для практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций;

4) государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих государственных органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий; оценивать принимаемые органами местного самоуправления решения не только с точки зрения законности, но и с точки зрения целесообразности;

5) передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления является не обязательной, а возможной. Необходимо, прежде всего, решить вопрос о целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления или же исполнения этих полномочий существующими либо специально создаваемыми территориальными органами государственного управления;

6) даже в том случае, когда исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления более эффективно, чем их непосредственное исполнение органами государственной власти, не во всех муниципальных образованиях имеется возможность реально осуществлять эти полномочия. Следовательно, нельзя принять единых перечень отдельных полномочий, возлагаемых на все органы местного самоуправления в пределах субъекта Российской Федерации. Необходимо принимать решения либо по каждому муниципальному образованию отдельно, либо по группам однородных по возможности муниципальных образований;

7) поскольку структура органов местного самоуправления и компетенция этих органов устанавливается самостоятельно населением либо представительным органом местного самоуправления при принятии устава муниципального образования, полномочия должны передаваться не конкретно определённому органу местного самоуправления (например, администрации, главе муниципального образования или др.), а муниципальному образования.[33]

В Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно не регулировался механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Этому вопросу была посвящена только часть 4 статьи 6 названного Закона, в соответствии с которой наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть глава 4 «Наделение отдельными государственно-властными полномочиями», состоящая их трёх статей.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Как и ранее, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

 

Список используемой литературы

 

Конституция РФ от 12.12.1993 г.

«Европейская хартия местного самоуправления» от 15.10.1985г. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. №55-ФЗ.

 Закон РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

«Устав Самарской области» (ред. от 26.09.2006г.) (принят Самарской Губернской Думой 21.12.1995г.)

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008 г.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994 г.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

 


[1] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[2] «Европейская хартия местного самоуправления» от 15.10.1985г. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. №55-ФЗ.

[3] Закон РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

[4] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[5] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

 

[6] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[7] Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008 г.

[8] «Европейская хартия местного самоуправления» от 15.10.1985г. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. №55-ФЗ.

[9] Конституция РФ от 12.12.1993 г.

[10] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[11] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[12] Ст.3 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

[13] Ст.130 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

[14] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[15] Ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[16] Ст.15, 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[17] Ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[18] Ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[19] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[20] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[21] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[22] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[23] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[24] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[25] Ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[26] Ст.5,6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[27] Ст.48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[28] Ст.6 «Европейской хартии местного самоуправления» от 15.10.1985г. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. №55-ФЗ.

[29] «Устав Самарской области» (ред. от 26.09.2006г.) (принят Самарской Губернской Думой 21.12.1995г.)

[30] Ст.48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) (с изм. и доп., вступившими силу с 1.01.2007 г.)

[31] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.

[32] Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994 г.

[33] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2008 г.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Взаимоотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)