Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория политической системы Д. Истона.



2019-12-29 428 Обсуждений (0)
Теория политической системы Д. Истона. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Введение………………………………………………………………3

2. Понятие, структура, функции политической системы общества…4

3. Системный и бихевиоральный подход к изучению политической системы……………………………………………………………….8

Теории политической системы:

    3.1 Теория политической системы Д. Истона……………………9

    3.2 Теория политической системы Г. Алмонда………………….10

    3.3 Теория К. Дойча……………………………………………….11 

4. Типология политических систем……………………………………11

Типология политических систем Г.Алмонда……………………….13

5. Нормативная основа политической системы общества……………13

6. Признаки государства как института политической системы……..14

7. Государство и гражданское общество……………………………….15

8. Государство и политический режим…………………………………17

9.Партии в политической системе общества.  “Партийное” государство………………………………………………………………..18

10. Государство и профсоюзы…………………………………………...21

11. Государство и церковь……………………………………………….22

12. Государство и идеология…………………………………………….23

13. Заключение……………………………………………………………25

14. Список литературыю…………………………………………………26

 

 

Введение

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их, изменяются природная среда, энергетические ресурсы, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда представлялся актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане. Ведь ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.

Что она собой представляет? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимает и какую роль играет государство? Как и при помощи чего они взаимодействуют, и какие при этом получаются результаты?

Эти вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно, поскольку от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы “живучести” политических систем, их способность решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др. Данная курсовая работа рассмотрит эти и другие вопросы, касающиеся темы.                 

 

 

2. Понятие, структура, функции политической системы общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования обеспечивается политической системой, которая понимается как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. Политическая система представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяют три подсистемы: институциональная, информационно-коммуникативная и нормативно-регулятивная.

Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значения этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствую внимание со стороны власти.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.

Нормы-законы  определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

Под функциями понимается любое действие, которое способствует сохранению достигнутого состояния общества, власти, их эволюции во времени.

Функции–определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Антиподами функция являются дисфункциональные процессы действия, разрушающие данное состояние, дестабилизирующие сложившиеся взаимосвязи.

От функций и дисфункций следует отличать нефункции, то есть акции, идущие от политической системы, но не влияющие прямо на продолжение существования системы и общества.

Функции политической системы представляют собой особый уровень социальных функций. Они направлены на сохранение и развитие властоотношений и их среды – общества. В свою очередь функции политической системы могут анализироваться на макро -, медиа -, микроуровнях.

На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.

На медиауровне выделяют наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.

На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.

К функциям микроуровня, или первого порядка, относятся определение и достижение общих коллективных целей, которые специализируются в регулировании, распределении и мобилизации ресурсов, адаптация, интеграция целей и различных элементов политических отношений, поддержание модели или сохранение системы. К функциям второго порядка относятся: регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов, реагирование, политическая социализация. Артикуляция (выявление) и агрегация (интеграция) интересов, их конверсия (перевод в решения или ответ на вопрос, что делать), принятие решений, обеспечение поддержки – это функции микроуровня.

В функциях политической системы действует следующая закономерность. На микроуровне функции проявляются, как правило, ясно, то есть цели, и намерения не скрыты, действия соответствуют поставленным целям. Иное дело – функции среднего уровня. Здесь между намерениями и реальными следствиями действий могут быть существенные различия. Например, акции, направленные на политическую социализацию, могут только частично вызывать ожидаемые последствия, частично играть дисфункциональную роль. На макроуровне функции и дисфункции могут иметь открытый и скрытый (латентный) характер, функциональность и дисфункциональность не всегда и не сразу становятся очевидными.

Американский политолог Г. Алмонд (р.1911) детально и последовательно анализировал функции политической системы. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация; и три функции «вывода»: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» – прерогатива правительства.

Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая способствует распространению «духа участия» среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процессы социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, - прерогатив государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, СМИ и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

Артикуляция интересов – это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством. К примеру, в политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер, так как люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС – единственная выразительница социальных интересов.

По мнению Г. Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структурой в современной политической системе.

Политическая коммуникация – это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникации американский политолог Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? С каким результатом?». Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм – это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложение соответствующего наказания. Контроль – это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.                                                                              

 

 3.Системный и бихевиоральный подход к изучению политической системы. Теории политической системы.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50 – 60-х гг. 20в. и отражал нарастающее понимание системного характера политики. Процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин не только подчинятся, но и влиять на государство, создавая для этого политические организации (партии, движения и др.). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации. Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра старых (институционального, бихевиористского) подходов для созданий теорий политических систем.

Важной причиной введения системного подхода в политологию был поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешне среды.

Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л.фон Берталанфи (1901-1972) в 20-х годах 20в. для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов, как целостность, состоящую из «элементов, находящихся во взаимодействии», т.е. изменение даже одного элемента системы изменит ее целостность.

Понятие «система» перенес на общество американский социолог Т. Парсонс (1902-1979), представивший общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Помимо системного подхода для создания теорий политических систем раньше существовал бихевиоральный подход. Политика, по мнению бихевиористов – это действия людей в политической жизни, а не различные виды институтов и структур, через которые действуют граждане. К основным достижениям бихевиорального метода можно отнести следующее: 1) рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных объяснять политические события.                     

  

Теория политической системы Д. Истона.

 Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона (р.1917), который определял политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика предстает как относительно самостоятельная сфера, основное назначение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства общества. С другой стороны, политика есть часть более широкой целостности – общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Следовательно, полагал Д. Истон, системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать.

Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.

                   

3.2 Теория политической системы Г. Алмонда.

 Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил американский политолог Г. Алмонд. Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности (государство, партии, группы давления, элиты, право и др.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Следовательно, система может рассматриваться не только в терминах «сохранение», «изменения» и «адаптация», но и «взаимодействие» структур, осуществляющих определенные функции. Все вместе они обеспечивают удовлетворение основных потребностей системы.

 

Теория К. Дойча.

Переход развитых стран к информационным технологиям, приведший к массовому внедрению компьютерной техники в различные сферы жизнедеятельности общества, способствовал использованию в анализе социальных систем механистических моделей. Кибернетика отмечала сходство между поведением человека и «поведением» машины. Сходство моделей их поведения обусловлено тем, что самоорганизующиеся системы обладают способность самостоятельно реагировать на информацию, изменяя свое поведение или расположение. Если изменения эффективны и система достигает цели, то часть ее энергии, или внутреннего напряжения, обычно уменьшается. Эффективность действия системы зависит от двух переменных: передачи информации и механизмов подачи команд, направляющих и контролирующих действия.

Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р.1912). Он рассматривал политическую систему в контексте коммуникационного подхода, при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.

Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие движения на пути к искомой цели. Поэтому управление К. Дойч уподоблял процессу пилотирования («вождения»): определение курса (например, корабля) на основе информации о его движении в прошлом и местонахождении в настоящее время по отношению к намеченной цели.

 

4. Типология политических систем.

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что, на процесс их формирования оказывает влияние на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние многих факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обуславливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (признаков).

Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограраниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Современный французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления.

Он выделяет пять основных их разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых понятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы, преобладающие в развитых странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политичечкого участия населения.

В основу классификаций политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класска. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Типология политических систем Г.Алмонда.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, различавшего их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличие противоположных ориентаций, идей, ценностей присущих какой-либо группе индивидов. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри этой группы. Согласие между субкультурами на основе либеральных ценностей не дает разногласия в обществе.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводят к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

 

5. Нормативная основа политической системы общества.

Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий – экономический, политический и иной базис, на котором собственно возникает и развивается политическая система.

Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости, как политических институтов, так и всей системой в целом.

Нормативная основа функционирует на правовых и социальных принципах. Она выступает как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:

- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

- политические традиции;

- политические обычаи;

- принципы и нормы морали (нравственности).

 

6. Признаки государства как института политической системы.

 

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих общество индивидов и их групп. Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли (соблюдение прав и свобод индивидов, правопорядок и др.). Преимущества государства в реализации общих целей и интересов были связаны с тем, сто оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, суд контролирует их выполнение.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

1) Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов – государственной границы, отделяющих одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной судебной власти над населением.

2) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Органы принуждения – армия, службы охраны порядка и безопасности.

3) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих обязательный характер.

4) Государство выступает в качестве суверенной организации власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

5) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.              

 

7. Государство и гражданское общество.

Становление и развитие гражданского общества сопровождалось и сопровождается существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся в позднее Средневековье централизованные национальные государства, стремившиеся к устранению разнообразия прав, существовавшего в период феодальной раздробленности.

Гегель подчеркивал, что гражданское общество «создано впрочем, лишь в современном мире», т.е., по сути, речь у Гегеля идет о том буржуазном обществе, которое на первых порах расцвело в Европе в начале 19в.

Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и строения.

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества, т.е. все то, до чего не доходят руки государства. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает полное или частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов, в условиях рынка и демократической правовой государственности. Этот сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.        

Любое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация – охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержаться за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии сих интересами.

Одним из принципов этого общества, по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои особенные цели, т.е. индивид. Другим принципом – «всеобщность», т.е. «соотношение лиц между собой», т.е. все тот же глобальный вопрос о взаимодействии индивида и общества и об ограничении свободы одного индивида свободой другого в обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.

Обособление гражданского общества от государства привело кряду государственно-правовых последствий, обуславливающих особенности современного государства.

Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе прав, в делении его на частное и публичное.

Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер и деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, частных интересов).

В-третьих, возникновение и развитие представительной демократии, т.е. появление и установление в структуре высших органов государства Нового времени постоянных общенациональных (а не только сословных) учреждений парламентского типа, обладающих правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятие наиболее важных нормативно-правовых актов.

В-четвертых, природе гражданского общества соответствует “принцип законности” как строгого соответствия закону, прежде всего деятельности государства и его органов, принцип, лежащий в основе идеи “правового государства”.

 

7. Государство и политический режим.

Политический режим – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы осуществления государственной власти в соответствии с обстановкой в обществе (стране).

В политической науке сложились две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным, подходом, другая – с социологическим. Различия между ними весьма существенны, хотя отнюдь не непреодолимы.

Политико-правовой (институциональный) подход. Ученые представляющие данное направление политического анализа, склонны к отождествлению понятия «режим» с понятием «форма правления или государственного строя». Подобная постановка вопроса традиционно была характерна и для французского государствления, где монархия и республика различались именно как формы правления, а сам термин «политический режим» считался частью категориального аппарата конституционного права и связывался с особенностями разделения государственной власти и соотношением ее ветвей. Соответственно выделялись: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика).

Особенность понимания режима политологом Лассуэллом состоит в том, что режим рассматривается им как способ упорядочения, легитимизации политической системы. По словам ученого, «режим (форма правления, политический порядок) представл



2019-12-29 428 Обсуждений (0)
Теория политической системы Д. Истона. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория политической системы Д. Истона.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)