ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация и методы исследования На базе ГУО «Мотневичский ясли – сад» города Чечерска я проводила работу по выявлению наиболее продуктивного вида памяти. Для оценки уровня я использовала метод эксперемента. В нем участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Я брала по 4 ребенка с каждой возрастной группы (4 ребенка в возрасте 3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка в возрасте 5-6 лет)
Таблица №2 Отбор детей по возрасту.
Для подготовки к эксперименту я взяла три набора предметных картинок размером 5*7см (по 10 в каждом).Каждый набор разбит на три группы: овощи, фрукты, одежда. Я проводила эксперимент в три серии через день, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии использовался новый набор картинок. Участие в трех сериях принимали одни и те же дети. Первая серия эксперимента была направлена на изучение пассивной непроизвольной памяти дошкольников. Я ребенку показывала картинки изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не ставилась. Я говорила: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки я показывала последовательно одна за другой. После демонстрации я просила ребенка: «Назови картинки, которые ты запомнил». Вторая серия эксперимента была направлена на изучение активной непроизвольной памяти. Здесь я использовала прием классификации материала. Я предлагала ребенку разложить набор картинок в три ряда, т.е. на три группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания я убирала картинки и просила ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам. Третья серия эксперимента была направлена на изучение произвольной памяти. Я показывала ребенку третий набор картинок и предлагала запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания я не указывала. Каждую картинку я показывала в течение трех секунд. После показа всех картинок я просила воспроизвести по памяти предметы, изображенные на них. Обработка и анализ результатов эксперимента По полученным результатам я вычислила средние показатели по каждой возрастной группе и по каждой серии эксперимента. Данные приведены в таблице №3 Более подробно изложен материал в приложении 1. Таблица №3 Средние показатели эксперимента
Выводы к главе По полученным данным я сделала следующие выводы. Непроизвольное пассивное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. Непроизвольное активное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. Произвольное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. У детей 3-4 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. У детей 4-5 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. У детей 5-6 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. Для выбранных мною групп характерна тенденция к увеличению продуктивности непроизвольного пассивного и активного, произвольного запоминания с возрастом. Таким образом, во всех возрастных группах непроизвольное активное запоминание является наиболее продуктивным. Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе изложенного в курсовой работе материала я сформулировала следующие выводы. Человеческая память играет огромную роль в функционировании его психики и связана со всеми психическими процессами. Человек лучше запоминает то, что он может выразить словами, а не просто воспринять на слух. Еще лучше запоминается материал, являющийся результатом осмысления. В развитии памяти человека, на сегодняшний день большую роль играет период дошкольного детства, а не школьного, как считалось раньше. В этом возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как запоминание. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. В июле 2011 года на базе ГУО «Мотневичского ясли - сада» города Чечерска я проводила исследование, в котором принимало участие 12 человек 3-6 лет. В соответствии с поставленными задачами я провела исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. На основе проведенного эксперимента я пришла к выводу, что у детей в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти, а именно, непроизвольное активное запоминание. Этот вывод и подтверждает правильность мною сформированной гипотезы. Исходя из выводов, основной задачей как родителей, так и педагогов – это ускорить развитие произвольной памяти. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, а также различные игры и упражнения для ее развития.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |