Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью 0.00 из 5.00 0 оценок




 Социальная работа для студенческой молодежи является принципиально новым видом деятельности в Российской Федерации. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица. Чтобы наиболее полно обобщить опыт социальной работы со студенческой молодёжью в Росси, мы обратились к американскому опыту социальной работы со студентами. Это обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце XIX века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии(16).

Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы, гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ, вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы, обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.

Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях (22).

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться. Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество.

Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.

Особая роль отводится студентам - волонтёрам социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75 % молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский "третий сектор" включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения (12).

В Соединенных Штатах в социальной работе акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недостаточно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяснения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.

Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.

На наш взгляд, поиск собственных, российских моделей социальной работы с молодежью должен вестись на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

Исследование американского опыта важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.

Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития (24).

Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная.

Следующий уровень проблем адаптации - это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.

Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.

Таким образом, адаптация американского опыта социальных служб вузов возможна на основе творческого использования практики США с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

Социальная работа со студенческой молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.

Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:

1. повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

2. получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;

3. участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;

4. создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.

Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.

Теперь рассмотрим, как осуществляется работа с молодежью различными общественными организациями. Политические организации могут действовать в пространстве социальной работы с молодежью в ряде аспектов. Во-первых, политическая деятельность – это, в существенной степени, борьба за власть, и ею определяются решения властных структур. Прямое влияние этой деятельности на выработку непосредственно молодежной политики не очевидно. Однако, молодежная политика представляет собой неотъемлемую часть политической жизни вообще, в которой все взаимосвязано. Поэтому нельзя утверждать, будто рост влияния той или иной партии и ее молодежной организации не имеет к социальной защите молодежи никакого отношения. Во-вторых, политические движения и партии участвуют в реализации социальной защиты населения, в том числе, молодежи, в качестве организаций, осуществляя различного рода благотворительность. Разумеется, делается это ради имиджа, завоевания электората; но осуществляются при этом довольно масштабные программы, с привлечением негосударственных средств.

В то же время, включение в законные формы политической активности может канализировать инициативу молодежи, предохраняя ее от антиобщественных действий. Поэтому с точки зрения интересов социальной работы с молодежью палитра политических движений и партий, борющихся за ее поддержку, далеко не безразлична.

Разумеется, социальные работники не могут своими силами обеспечить доминирование позитивно влияющих на молодежь сил. Однако, знать политическую ситуацию, предпочтения и симпатии молодежи, влиять на них, сотрудничать с руководством политических партий и движений они могут и обязаны.

Получается, что сегодня источниками развития молодежного общественного дви­жения являются: интерес молодежи к общению со сверстниками, потребность взаимодействия в группе; заинтересованность педагогов во взаимодействии с молодежным коллективом с целью воспитательного влияния на его членов; общественный заказ на гармоничную социализацию подрастающего поколения, которая проходит более успешно с помощью развитой системы «общественной практики» молодежи в общественных организациях.

 

 

2.2. Ход и результаты собственного исследования

Для изучения проблем студенческой молодёжи было проведено анкетирование среди учащихся высшего учебного заведения, а именно студентов Магнитогорского государственного университета. Количество респондентов составило 50 человек. Целью анкетирования являлось выявление основных проблем, которые остро влияют на студенческую молодёжь, анализ того, кто должен решать возникающие проблемы.

Таблица 1.

Мнение респондентов на вопрос «Кто в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
Семья -
Органы власти 24
Комитеты по молодежной политике 16
Молодежные организации, движения -
Каждый индивидуально 56
Образовательные учреждения -
Затрудняюсь ответить 4

 Мы видим, что большинство участников готовы сами нести ответственность за решение проблемы, но не мало тех, кто готов взвалить эти проблемы на плечи органов власти. Конечно это плохой показатель, потому что каждый человек должен индивидуально решать свои проблемы. Органы власти должны только помогать ему в этом. (смотри табл. 1)

Таблица 2.

Ответы респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о молодежных программах реализуемых в нашей стране?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
Да знаю 42
Нет, не знаю 18
Затрудняюсь ответить 40

Мы видим, что почти половина респондентов знает о наличии молодежных программ 42% . Это свидетельствует о том, что молодежь интересуется молодежными программами, хотя и в недостаточной мере. Значит, по этому показателю можно судить о средней степени активности молодежи. (смотри табл. 2)

 

 

Таблица 3.

Ответы респондентов на вопрос, «Из каких источников Вы узнаете об интересующих Вас событиях и проблемах?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
От друзей, знакомых 34
Через средства массовых информаций 50
Из других источников 16

Большинство получает сведенья о событиях через средства массовых информаций и это не удивительно, потому что на сегодняшний день существует масса различных газет, телевизионных каналов и т.д. Из этого следует, что средства массовых информаций играют важную роль в информировании молодежи. (смотри табл. 3)

 

 

Таблица 4

Ответы на вопрос, «Какие из направлений работы с молодежью самые важные?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
Развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства 22
Профессиональная подготовка и переподготовка 18
Юридическая служба занятости -
Профилактика подростковой преступности 20
Подготовка молодежи к браку, семейной жизни 10
Свой вариант 30

На этот вопрос респонденты ответили неоднозначно. Свой вариант предложили 30%. 20% посчитали, что главным направлением должна быть политика государства в отношении молодежи, а именно создание государством эффективной законодательной базы для благоприятного развития, становления молодежи в различных сферах общества. Также не остались без внимания семейная жизнь, профессиональная подготовка. По этим данным можно судить о том, что не малая часть респондентов считает важными другие направления и приводят их примеры, а это в свою очередь говорит о том, что эта часть молодежи не согласна с существующими направлениями. (смотри табл. 4)

 

Таблица 5.

Ответы на вопрос, «Какие из указанных проблем волнуют Вас больше всего?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
Наркомания 10
Безработица, проблемы трудоустройства 36
Экономические, финансовые проблемы 22
Жилищные проблемы 20
СПИД 8
Преступность  
Трудности получения качественного образования 4
Свой вариант -

На первый план выходят проблемы трудоустройства и безработицы, финансовые проблемы, а также жилищные. Из этого можно судить о том, что проблемы трудоустройства не остаются без внимания молодежи и беспокоят их не меньше чем финансовые и жилищные. (смотри табл. 5)

 

Таблица 6.

Ответ респондентов на вопрос «Играет ли молодежь заметную роль в общественной жизни, ощущается ли ее влияние на происходящее в стране?»

Варианты ответов Количество ответов в %
Да влияет 34
Да, но влияние не велико 52
Нет, не влияет 14

По данным этой таблицы видно, что 52% опрошенных считают, что да молодежь влияет на происходящее в стране, но это влияние не велико, а это в свою очередь говорит о недостаточном уровне активности молодых людей. (смотри табл. 6)

 

Таблица 7.

Ответ респондентов на вопрос «Способна ли молодежь сама решать свои проблемы?»

Варианты ответов Количество ответов в %
Да считаю 26
Нет, не считаю 74

Мы видим, что показатели неутешительные только 26% считают, что могут самостоятельно справиться со своими проблемами. Это говорит о том, что молодежь не в состоянии решать свои проблемы самостоятельно.

(смотри табл. 7)

 

Таблица 8.

Ответ респондентов на вопрос, «Из каких источников можно получить информацию о правах человека?»

Варианты ответов Количество ответов, в %
Конституция 25
Телевиденье 25
Юрист 15
Интернет 35
Свой вариант -

На этот вопрос респонденты ответили достаточно ровно и затронули все перечисленные источники. Хотя процент тех, кто получает информацию о правах человека через Интернет и телевиденье несколько выше. Это уже во второй раз подтверждает то, что СМИ занимает лидирующее место в информирование молодых людей. (смотри табл. 8)

 

Таблица 9.

Ответ респондентов на вопрос, «В какой степени Вы информированы о системе образования в нашей стране?»

Варианты ответов Количество ответов в %
Имею достаточно информации 56
Имею не достаточно информации 44
Совсем не имею информации -

По этим данным видно, что больше половины респондентов имеют достаточно информации о системе образования в нашей стране, но не мал и процент тех, кто имеет недостаточно информации 44%. Это говорит о недостаточном информирование молодежи о системе образования в нашей стране. (смотри табл. 9)

 

   В целом по результатам исследования мы выявили, что прошедшая анкетирование молодежь недостаточно активна в решении своих же проблем. Самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может. Для того чтобы справиться со всеми проблемами, молодежи нужна поддержка со стороны государства. Государство считают респонденты должно больше внимания уделять молодежи создать такую молодежную программу, которая была бы понятной для молодежи, создать программу, которая затрагивала и учитывала бы все интересы молодых людей. Не мало важным является и гуманное отношение всего остального общества. В свою очередь половина молодежи не собирается виснуть на плечах государства и общества. На вопрос кто, по вашему мнению, в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи 56% молодежи, ответили, что мы несем эту ответственность, но нести эту ответственность должна вся молодежь, потому что без ее активного участия государство справиться с проблемами просто не в состоянии.

 

 

Выводы по главе II:

Таким образом, во второй главе мы выявили, что

1) собственные, российские модели социальной работы со студенческой молодежью должны вестись на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций;

2) общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, что ведёт к повышению общественной активности молодого поколения, развитию толерантности в молодежной среде;

3) работа с молодежью осуществляется различными общественными организациями, из-за этого она включается в законные формы политической активности;

4) прошедшая анкетирование молодежь является не достаточно активной в решении своих проблем, что самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений вследствие того, что рассматриваемая проблема приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Студенческая молодёжь представляет собой наиболее чувствительную к переменам социальную группу, быстро реагирующую на общественные изменения, которые  вызывают трудности адаптации к современным социально-экономическим условиям. В связи с этим у студентов возникают проблемы с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, материальным обеспечением, жилищными условиями и т.д., вследствие чего встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.

В настоящее время проблемы студентов необходимо решать в специализированных социальных службах по месту учебы. Должны предоставляться социальные услуги студентам, оказываться социальная помощь согласно определенным критериям в каждом конкретном случае исходя из сложившейся ситуации.

Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у студентов социальных, экономических, психологических, юридических, медицинских проблем, а также выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи. Мы считаем необходимым отметить, что устранение социальных проблем студенческой молодёжи зависит от взаимодействия государственных структур, от того, как реализуется государственная молодежная политика.

   Изучением социальных проблем студенческой молодежи в различные периоды занимались многие ученые и практики, такие как: Коптева Н.Т., Ковалёва Т.В., Куприянова З.В., Лисовский В.Т., Родионов В., Сорокин П.А., Ужегова З.А., Чупров В.И., Шаламова Л.Ф. и др.

В ходе научной работы мы определили, что студенческая молодёжь является переходной социальной группой, состав которой формируется из представителей различных слоев и классов населения примерно одинакового возраста, главной функцией которой является получение высшего профессионального образования.

В результате предпринятого исследования нами был изучен американский опыт социальной работы со студентами. Социальные службы США оказывают студентам два вида помощи: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.

Изучение отечественного опыта работы социальных служб со студенческой молодёжью показало, что социальные службы в России осуществляют такие направления деятельности, как социальная поддержка студентов, психологическая помощь, содействие в трудоустройстве, профилактика здорового образа жизни и т.д.

   По результатам анкетирования мы сделали вывод, что прошедшая анкетирование молодежь является не достаточно активной в решении своих проблем, что самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может. Таким образом, систему социальной защиты должно обеспечивать государство, в виде реализации государственной молодежной политики, которая должна быть направлена на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека.

Таким образом, цель научной работы достигнута, задачи решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007

2. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп.― М.: ИНФРА-М, 2002.― 704 с.

3. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.

4. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества / А.С. Ваторопин // Социологические исследования. — 2000. —  №6. —  С. 39-43.

5. Власенко А.С. некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе. ― М., 1997. ―284 с.

6. Высшее образование в России: правила и реальность/Авт. коллектив: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) — М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Москва 2001г.

8. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов / Ю.Н. Дорожкин // СОЦИС. ― 2007. ― №3. ― С. 23-25.

9.  Зети П. Политическая активность молодёжи // Вестник молодёжной политики. – 2005. - №11. – С. 21.

10. Ищенко Л.Я. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1998. ― 243 с.

11. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи.― М., 1978. ―196 с.

12. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. ― М., 1990. ― 188 с.

13.  Молодежь РФ: положение, выбор пути. Государственный доклад. - М., 2000. - С. 112.

14. Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дис. канд. социол. наук. ―Челябинск, 2007. ―102 с.

15.  Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Серипник Е.О. Студенчество хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения / Е. Л. Мотрич // СОЦИС. ― 2006. ― №5. ― С. 37-42.

16.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. ― М.: Азбуковник, 1999. ― 944 с.

17.  Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000. ― 305 с.

18.  Проблемы доступности высшего образования.Препринт WP3/2003/01/ Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. — М.: «СИГНАЛЪ», 2003. — 173 с.

19.  Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М., 2006. ― 214 с.

20.  Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968. ― 256 с.

21.  Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.

22.  Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1991. ― 127 с.

23.  Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: Дис. канд. социол. наук. М., 2008. ― 264 с.

24.  Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1999. ― 194 с.

25.  Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // СОЦИС. ― 2007. ― №4. ― С. 7-13.

26.  Собрания Законодательства Российской Федерации // Юридическая литература Москва.

27.  Стратегия государственной молодёжной политики в РФ // Социальные технологии, иссле дования. – 2007. – №1. – С.40-50.

28.  Словарь по социальной педагогике. Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. ― М.: Издательский центр «Академия», 2002. ― 368 с.

29.  Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов // СОЦИС. ― 2003. ― № 1. ― С. 115-123

30.  Социальная дифференциация высшего образования. Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. — М., 2005. — 384 с.

31.  Трегубова Татьяна Моисеевна / Социальная работа со студентами в ХХI веке - новые обязательства, поликультурный анализ . Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №195_ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

32.  Ховрин А.Ю. Государственная молодёжная политика: синтез патернализма и социального партнёрства // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №5. – С.123.

33.  Шаламова Л.Ф., Хофрин А.Ю. Студенческая молодёжь и государственная молодёжная политика // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №4. – С. 114.

 [Электронный ресурс] ― Режим доступа: http://

34.  http://www.glossary.ru

35.  http://www.ed.gov.ru

36.  http://www.sinobr.ru

37.  http://wikipedia.ru

38.  http://www.consultant.ru

 

 

Приложение

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в анкетирование. Целью анкетирования является изучение того, каким образом государство и общественные организации участвуют в разрешении проблем студенческой молодёжи. Ваше мнение окажет неоценимую помощь в анализе данной проблемы.

Ответить на вопросы просто: нужно обвести номера подходящих ответов или вписать его самим.

Исследование является анонимным, его результаты будут использованы в обобщенном виде в научных целях. Заранее благодарим Вас за участие и помощь в проведении исследования!



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)