Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь Маяковского с русской культурой.



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Связь Маяковского с русской культурой. 0.00 из 5.00 0 оценок




Страстно утверждая новое искусство, Маяковский в полемическом запале пред­лагал сбросить Пушкина и других «генералов класси­ки» «с парохода современности». Но если рассмотреть поэзию Маяковского по существу, то легко установить ее связь с русской и мировой культурой, в частности с сатирой Салтыкова-Щедрина и Некрасова. Поэт следовал традициям классической литературы, в первую очередь традиции поэзии Некрасова, в которой изображение капиталистического города занимало важное место. Сами образы молодого Маяковского иногда заставляют вспомнить о стихах Некрасова. Достаточно указать на известное некрасовское сравнение города с «изношенным фатом без румян» («О погоде»).

Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее и с творчеством Горь­кого. Показательно горьковское название одной из ран­них поэм Маяковского — «Человек». Но главное, что роднит Маяковского с русской классикой, — это граж­данственность его поэзии, живой отклик на современ­ные события.

 

Дооктябрьская лирика Маяковского тесно связана с его поэмами, являясь как бы вступлением к ним. Мотивы протеста и бунта, тема «поэт и народ», занима­ющие центральное место в лирике, подняты в поэмах на высоту эпического обобщения. Отзываясь     поэмой «Война и мир» на развязанную первой мировой войны поэт дал политически острую оценку империалистической ее сущности.

 

Первая мировая война стала серьезнейшим испытанием для многих литературно-художественных на­правлений и школ, выявив их подлинную сущность, показав их истинное отношение к национальным интересам, к нуждам народа. Она на многое от­крыла Маяковскому глаза. В его творчестве усиливается кри­тический пафос. Голос Маяковского гремел против империалисти­ческой бойни, призывал к революционному выступле­нию, к разрушению старого мира. Это заметно в таких стихотворениях, как «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», в памфлете «Вам!».

 

Выпарили человечество кровавой баней

Только для того,

Чтоб кто-то

Где-то разжился Албанией...

Скоро

У мира

Не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там ее

Только для того,

Чтоб кто-то

К рукам прибрал

Месопотамию.

 

 Почти все дореволюционные стихи Маяковского полны сочувствия и страстной, порой даже мучительной любви к человеку, искалеченному жестокостью капиталистического строя. С годами в них по­является и нарастает уверенность в том, что жизнь все-таки изменится к луч­шему, что в мире когда-нибудь восторжествует справедливость, что придет время, когда канут в Лету такие извечные спутники человеческого сущест­вования, как корысть, жестокость, насилие.

 

И он,

Свободный,

Ору о ком я,

Человек —

При дот он,

Верьте мне,

верьте!

 

Этим вдохновенным гимном во славу будущего человека заканчивает­ся поэма «Война и мир» (1915—1916), где после потрясающих по своей разоб­лачительной силе первых четырех глав, показывающих ужасы войны, воз­никает пророческая картина всеобщего братства, единения и счастья людей. Таким образом, мы видим, что под воздействием общей атмосферы жиз­ни в поэзии Маяковского происходят серьезнейшие изменения. От ощущения неприкаянности — к преодолению одиночества, от обличения обыватель­щины — к призыву, обращенному к «потненьким и голодненьким» взять в руки «миров приводные ремни», от бунтарского протеста и эпатирования бур­жуазной публики — к идее необходимости революционного действия — вот в чем состоит смысл идейной эволюции Маяковского в предоктябрьские го­ды. В целом его дореволюционное творчество воспринимается не только как гневное осуждение мещански-буржуазных нравов, но и как решительное от­рицание общественного строя, основанного на насилии и эксплуатации.

 

Характерно, что в ряде произведений Маяковского, написанных в 1915—1917 годах, протест против буржуазных устоев жизни соединяется с предчувствием близящейся революции. Уже в творчестве раннего Маяков­ского определились такие стороны его художественного стиля, как высокая гражданственность, страстность, экспрессивность. 

 

Пафос бунтарства и очищения жизни огнем народной революции заставил Маяковского уже в те годы задуматься над вопросом о роли поэта и поэзии в общественной жизни. В разработке темы о назначении поэта выражена   мечта Маяковского, страстно желающего раскрепостить человека духовно, вырвать его из исторически сложившихся отвратитель­ных условий жизни.  

Здесь истоки и величайшей напряженности постоянных лирических раздумий поэта освоей судьбе. Этот лиризм многие называли индивидуализмом, «ячеством» Маяковского. Между тем «индивидуалистические» мотивы раннего Маяковского не были только лишь отвлеченным противопоставлением лирического героя окружающей действительности. Эти мотивы сразу же приобрели у Маяковского общественное звучание. Поэтом отвергалась действительность, ко­торая калечит и умерщвляет человека. Его, поэта, глубо­кое сочувствие на стороне угнетенных и обездоленных.»[8]

В ранней поэзии Маяковского выражена основная тема поэта о трагическом человеческом существовании в условиях капиталистической «цивилизации», тема яростного  протеста против капитализма. Поэт обнажает тот процесс обесчеловечения людей и их чувств, который составляет особенность буржуазного общества, социальный характер    отношений при капитализме(поэма «Человек»), Маяковский разоблачал и  фальшь  поэзии акмеистов - нарочитый, показной и декоративный характер их оп­тимизма. Сатирические стихи Маяковского о «сытых Сытиных», об ученых прислужниках буржуазии, о поэтах, «чирикавших перепелами», о капиталистиче­ском городе «лепрозории», о «быкомордой», «мясомассой» ораве — все эти стихи были направлены против акмеистов и того, что воспевалось ими, — буржуазного мира.

 

Классовое общество калечит сильного и красивого от природы человека. Отсюда острая, от самого сердца идущая ненависть поэта к эксплуататорскому строю, любовь к порабощенному человеку, к народным низам, смятым и обездоленным этим строем. И поэт ратует за подъем самосознания этих масс, за то, чтобы они сами были «творцами в шуме фабрики и лаборатории».

 

Остановитесь!

Вы не нищие,

Вы не смеете просить подачки!

Нам, здоровенным,

С шагом саженьим,



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Связь Маяковского с русской культурой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь Маяковского с русской культурой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)