Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая безопасность регионов



2019-12-29 363 Обсуждений (0)
Экономическая безопасность регионов 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность региона характеризуется способностью его экономики функционировать в режиме устойчивого развития для обеспечения достойных условий жизни населения, развития личности, чтобы противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов.

Можно выделять такие составляющие экономической безопасности региона как: финансовая (как устойчивость финансово-бюджетной системы для обеспечения социально-экономического развития региона); производственная (характеризуемая наличием ресурсной базы и сложившейся специализации); социально-демографическая (отражающая развитие регионального рынка труда, уровни безработицы и социальной дифференциации общества, уровень бедности, культуры, доступности образования, медобслуживания, обеспечения жильем и другие); продовольственная (отражающая уровень обеспеченности качественными продуктами питания в регионе); экологическая (учитывающая уровень загрязнения окружающей среды и затраты на их ликвидацию). (Табл. № 5)

Показатели Пороговые значения 2007 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз)
Объем ВВП, млрд руб. 6000 38533 47742 52277 56355 60094
Сбор зерна, млн т 70 81,8 85,0     100,0
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП 25 20 20,6 22,8 24,8 26,1
Расходы на национальную оборону, % к ВВП 3 2,5 3,3 2,5 2,4 2,2
Отгруженная инновационная продукция, % ко всему объему отгруженной промышленной продукции 15 5,5       6,5-6,7
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % ко всему населению 7 13,4 12,4 11,2 10,4 10,0
Уровень безработицы по методологии МОТ, %вЭАН 5 6,3 6,3 6,0 5,5 5,0
Уровень инфляции, % (декабрь текущего года к декабрю прошлого года) 125 111,9 110,5-111,8 107-108,5- 105,5-107 105-106,8
Обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, % к расходам федерального бюджета 20 2,4 2,4 22 2,3 2,7

Дефицит федерального бюджета, % к ВВП

3

Бюджет профицитен

5,4 5,6 3,7 2,4 2,3

Табл. № 5 Сопоставление фактических и прогнозных показателей экономической безопасности с пороговыми значениями за период 2007-2011 гг.

На современном этапе развития ключевое значение приобретают региональные проблемы безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием сепаратистских тенденций на местах, развитием интеграционных экономических процессов внутри страны и с ее стратегическими союзниками.

В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие интересам национальной безопасности России:

укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России. Сохранение единого экономического пространства как основы формирования общероссийского рынка;

реализация новой стратегии территориального развития производительных сил страны и размещения отраслевых производств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическое значение;

совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;

последовательное формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.

Особое значение при этом должно быть обращено на стабилизацию социально-экономического положения регионов с высоким уровнем социальной и этнической напряженности. К ним относятся:

депрессивные районы с очагами межэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и резким спадом производства по продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности (Центральный, Волго-Вятский и др. районы);

районы с особым геополитическим положением (Калининградская, Псковская области, Краснодарский и Приморский края, Чукотский автономный округ, Курильские острова);

районы с кризисным состоянием угольной промышленности общегосударственного значения (Воркута, Кузбасс, Восточный Донбасс и др.), а также районы размещения крупных предприятий ВПК (Урал, Северо-Запад, Поволжье);

сельские территории, малые и средние города России;

депрессивные районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включая районы проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Экономическая безопасность региона -- это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой -- региональной независимости.

Предметом деятельности власти в области экономической безопасности региона, в частности, являются:

выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе:

формирование экономической политики в русле общегосударственной стратегии экономической реформы:

недопущение дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории:

паритетное участие в федеральных программах по развитию регионов, размещении государственных заказов и т.п.

Структура угроз экономической безопасности региона:

1 Внешнеполитические (территориальный сепаратизм, политические угрозы, политическое противостояние с центром).

2 Внутренние угрозы безопасности (угрозы в реальном секторе экономики, разрушение инвестиционно-инновационного комплекса, угрозы в социальной сфере, энергетические и продовольственные угрозы).

3 Внешнеэкономические угрозы (валютно-финансовые, экономические).

Особое беспокойство вызывает такой сильнодействующий фактор снижения уровня безопасности, как очаги социальной напряженности. К ним относятся: а) очаги межэтнической напряженности; б) регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бедности; в) районы вынужденной миграции населения из стран ближнего зарубежья; г) регионы и города - потенциальные центры чрезмерно высокой безработицы.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:

способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;

границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране:

госконтроль над стратегическими ресурсами;

устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;

сохранение экономического единства в регионе;

обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, среди важнейших мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, назван мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. К числу наиболее серьезных угроз отнесено возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. В соответствии с перечнем угроз экономической безопасности, содержащимся в названном выше Указе Президента, и требованиями, определенными в предыдущем разделе, были приняты социально-экономические показатели, характеризующие регион.

В связи с поставленной задачей - мониторинг и анализ социально-экономического положения регионов - возникает перечень показателей, который должен обеспечивать, с одной стороны, проведение максимально емкого и достоверного анализа, а с другой - возможность быстрого получения информации для их расчетов.

Согласно Указу Президента объектами экономической безопасности являются экономические отношения субъектов разного уровня, в том числе - регионального.

После ряда экспериментальных расчетов было принято решение об использовании семи основных показателей, отвечающих всем перечисленным требованиям:

отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному минимуму в регионе,

уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения),

просроченная дебиторская задолженность на душу населения,

просроченная кредиторская задолженность на душу населения,

задолженность по заработной плате на душу населения,

уровень безработицы,

соотношение числа безработных с числом вакансий.

Набор приведенных выше показателей позволяет наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ экономического положения в регионах с точки зрения социально-экономической стабильности. Кроме того, как показала практика, сбор информации для их получения с периодичностью в месяц, обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.

Существуют угрозы экономической и национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации. Они должны предотвращаться путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Экономическая безопасность промышленных комплексов региона, отражая тенденцию обеспечения сохранности, обеспечивает их развитие и защищенность. Устойчивость их развития достигается через деятельность контролирующих органов на уровне региона и муниципальных районов.

 

 

Заключение.

Основной вывод: повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:
проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.

За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не каких-либо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Список использованной литературы.

1. Агафонов В.А. –  Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука. 2008;

2. Головачев В.– Аршином общим не измерить. Экономика и жизнь, 2009 г.;

3. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин А.М. – Проблемы обеспечения общенациональной безопасности. Ростов-на-Дону: изд. СКАГС. 2009 г.;

4. Орлова Н.Ю., Некрасов В.И. – Региональные особенности экономической безопасности хозяйственных комплексов. Екатеринбург – Ижевск: Издательство ИЭ УрО РАН. 2007 г.;

5. Куклин А.А., Дегтярев А.Н.– Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?! М.:Экономика, 2005 г.;

6. Коротков Э.М.– Антикризисное управление.  М.: ИНФРА-М, 2005 г.

 

 



2019-12-29 363 Обсуждений (0)
Экономическая безопасность регионов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая безопасность регионов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)