Тригонометрические уравнения повышенной сложности
I . Раздел 5: 1) №5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.9; 5.11 – уравнения, решаемые как квадратные относительно одной из тригонометрических функций, с применение формул понижения степени. 2) №5.10; 5.12 – уравнения, решаемые разложением на множители с применением формул тригонометрии. 3) №5.13; 5.14 – однородные уравнения 2-ой степени. 4) №5.5; 5.6; 5.7; 5.8 – уравнения, решаемые с применением свойства ограниченности тригонометрических функций. Примечательно то, что таких уравнений в школьном курсе алгебры не предлагается вообще. №5.6. Решите уравнение с os x = х2 + 1. с os x £ 1 при всех значениях х. х2 + 1 ≥ 1 при всех значениях х. Тогда данное уравнение имеет решение только при выполнении двух условий: с os x = 1 и х2 + 1 = 1, т.е. х = 0. Ответ: х = 0. II . Раздел 6: Рассматривая тригонометрические уравнения из этого раздела, я заметила, что большая часть уравнений относится к тем, которые решаются а) разложением на множители: №6.23; 6.25; 6.26; 6.27; 6.28; 6.31; 6.32; 6.33; 6.34; 6.35; 6.36; 6.37; 6.38; 6.40; 6.43; 6.44; 6.45; 6.46; 6.47; 6.48; 6.51; 6.52; 6.54; 6.60; 6.61; 6.62; 6.63; 6.65; 6.67; 6.68; 6.74; 6.75; 6.81; 6.82. Далее по количеству следуют б) уравнения, сводящиеся к квадратным: №6.24; 6.39; 6.41; 6.43; 6.44; 6.53; 6.55; 6.56; 6.57; 6.58; 6.59; 6.64; 6.69; 6.70; 6.71; 6.72; 6.77; 6.78; 6.79; 6.80. Кроме этого есть уравнения, которые после преобразований с применением соответствующих формул тригонометрии сводятся к в) простейшим: №6.29; 6.48; 6.50; 6.66; 6.76. В этом разделе всего лишь три уравнения, которые решаются как г) однородные: №6.42; 6.46; 6.65. С решением таких уравнений мы сталкиваемся и на уроках алгебры, поэтому я не привожу решение таких уравнений, о них говорилось выше. Здесь же есть ещё и уравнения, которые решаются совершенно незнакомым мне методом – д) методом вспомогательного угла: №6.46; 6.65; 6.73; 6.74; 6.75. В чём суть этого метода? Рассмотрим уравнение вида А sin х + Вс os x = С, где А, В, С – некоторые числа и А × В ≠ 0. Так как А2 + В2 > 0, то разделив обе части данного уравнения на число , перепишем уравнение в виде а sin х + вс os x = с, где , Так как а2 + в2 = 1, то можно подобрать такой угол α, что а = sin α и в = с os α. Тогда уравнение а sin х + вс os x = с можно записать в виде с os x с os α + sin х sin α = с, или в виде с os ( x – α) = с. Если подобрать такой угол β, что а = с os β и в = sin β, то уравнение а sin х + вс os x = с можно записать в виде sin (х + β) = с. Таким образом, решение данного уравнения сводится к решению простейшего уравнения. Решу этим методом №6.74. sin 2х + 2 sin 2 х – 1 = 2с os x , sin 2х + 2 × – 1 = 2с os x , sin 2х + 1 – с os 2 x – 1 = 2с os x , sin 2х – с os 2 x = 2с os x . Разделим все члены уравнения на число . Получим: sin 2х – с os 2 x = с os x , – ( с os 2 x – sin 2х) = с os x , – ( с os с os 2x – sin sin 2 х ) = с os x, – с os (2x + ) = с os x, с os (2x + ) + с os x = 0, 2 с os ( + ) с os ( + ) = 0, с os ( + ) = 0 или с os ( + ) = 0, + = + π n , n Î Z + = + π k , k Î Z , = + π n , n Î Z = + π k , k Î Z , xn = xk = Ответ: xn = , xk = Хочется ещё раз отметить, что при решении этого уравнения использовался не только метод вспомогательного угла, но и метод разложения на множители. В этом разделе предлагаются также е) уравнения, решаемые методом оценки обеих частей: №6.83; 6.84; 6.85; 6.86; 6.87; 6.88 и два ж) иррациональных тригонометрических уравнения: №6.77; 6.78. №6.83. sin х = х2 + 2х + 2. В правой части данного уравнения выделим квадрат суммы, получим: sin х = (х + 1)2 + 1. Оценим обе части этого уравнения: sin х £ 1 и (х + 1)2 + 1 ≥ 1. Чтобы данное уравнение имело решение необходимо выполнение двух условий: sin х = 1 и (х + 1)2 + 1 = 1. Решаем второе уравнение: х + 1 = 0, х = – 1. Это значение х не является решением первого уравнения sin х = 1. Значит, данное уравнение решений не имеет. Ответ: решений нет. №6.77. Так как правая часть уравнения неотрицательная, то и левая часть должна быть неотрицательной, т.е. с os x ≥ 0. Возведём обе части уравнения в квадрат: 10с os 2 x = 4с os x – с os 2 x , 10 с os 2 x = 4с os x – (2с os 2 x – 1), 12с os 2 x – 4с os x – 1 = 0. Пусть с os x = t, тогда 12t2 – 4t – 1 = 0, t1 = , t2 = – . Если t = , то с os x = , х = ± arccos + 2 π n, n Î Z, х = ± + 2π n , n Î Z . Если t = – , то с os x = – , корней нет, т. к. с os x ≥ 0. Ответ: х = ± + 2π n , n Î Z .
Заключение
Изучив литературу по выбранной теме, я узнала очень много интересных фактов из истории развития тригонометрии как науки, узнала очень много до сих пор не известных мне имён математиков прошлого. Я повторила решение тригонометрических уравнений школьного курса алгебры и научилась решать уравнения методом введения вспомогательного угла – такие уравнения встречаются в сборнике для проведения итоговой аттестации выпускников. Кроме этого мне показался интересным ещё один способ решения уравнений: метод оценки. Кроме этого я сделала классификацию уравнений по способу их решения, что, я надеюсь, поможет моему преподавателю в дальнейшей работе при изучении данной темы. Я планирую продолжить эту работу и рассмотреть тригонометрические уравнения, предлагаемые на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения и на ЕГЭ.
Используемая литература 1. Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 2003. 2. Колмогоров А. Н., Абрамов А. М., Дудницын Ю. П. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. 3. Королёв С. В. Тригонометрия на экзамене по математике: учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2006. 4. Решетников Н. Н. Материалы курса «Тригонометрия в школе». Лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |