Принципы организации судов в России.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия. Являясь видом государственной власти, судебная власть осуществляется только государственными органами - судами, которые образуются в установленном законом порядке и формируются из профессионально подготовленных людей, имеющих соответствующую правовую подготовку, и лиц, временно исполняющих свои функции по участию в отправлении правосудия. В соответствии со ст.5 Закона «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. При этом в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Поэтому лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, либо в ином вмешательстве в деятельность судей, а также в присвоении властных полномочий суда, подлежат правовой, в том числе и уголовной ответственности. Вступившие в законную силу постановления судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению. Все равны перед законом и судами, что означает исключение каких-либо предпочтений органам и лицам, участвующим в судебном процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим не предусмотренным Федеральным законом основаниям. В осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном законом, имеют право участвовать и граждане Российской Федерации. При этом участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Народными заседателями могут быть избраны лица из числа граждан Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста (для военных судов - военнослужащих и моложе 25 лет) и отвечающие нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. Народные заседатели участвуют в судебных заседаниях по первой инстанции при рассмотрении уголовных и гражданских дел. При разбирательстве дела и принятии по нему решения они пользуются равными правами с судьями-профессионалами. В отличие от народных заседателей присяжные заседатели отбираются из числа граждан Российской Федерации при достижении ими 25-летнего возраста. Их отбор производится на основании списков избирателей районов комиссиями, создаваемыми при местной администрации. Присяжные заседатели участвуют только при рассмотрении уголовных дел, внося лишь вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а также заслуживает он снисхождения при назначении ему наказания или нет. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Судебную систему в Российской Федерации образуют: · федеральные суды; · конституционные (уставные) суды; · мировые суды субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам относятся: · Конституционный Суд Российской Федерации; · Верховный Суд Российской Федерации; · верховные суды республик; · краевые и областные суды; · суды городов федерального значения; · суды автономной области и автономных округов; · районные суды; военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; · Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; · арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: · конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Многие ведущие юристы придерживаются мнению, что требования для приобретения статуса мирового судьи не должны быть такими же строгими как к федеральным судьям. В ряде стран к мировым судьям представляют менее строгие требования (в части образовательного ценза или стажа), чем к судьям общих судов. В Российской Империи от кандидата на должность мирового судьи не требовалось юридического образования, а в Великобритании и сегодня подавляющее большинство мировых судей являются непрофессиональными судьями и от них не требуется высшего юридического образования. [13] В законопроекте «О мировых судах РФ» был воспринят именно такой подход – предполагалось возможность избирать мировыми судьями граждан, не достигших 25 лет и не имеющих высшего юридического образования или 5-летнего стажа работы по юридической специальности. Но поскольку такое решение требовало иной редакции ст.119 Конституции РФ, а законопроект о соответствующих изменениях Конституции РФ принят не был, ст.5 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» воспроизвела общие требования к судьям, содержащиеся в ст.119 конституции РФ и ст.4 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации» - высшее юридическое образование, достижение 25-летнего возраста и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Таким образом, соответствие нормам конституции РФ о статусе судей было обеспечено, но исчезла возможность увеличить число судей за счет выпускников юридических вузов, кандидатов на судебные должности и просто граждан, пользующихся доверием и уважением жителей в данном судебном округе. Для России с ее обширной территорией проблема обеспечения доступа к правосудию и приближения суда к населению всегда стояла достаточно остро, не потеряла она своей актуальности и в настоящее время. Но требования к мировому судье, содержащиеся в законе, не способствуют достижению этой цели. На самом деле, рассчитывать на то, что где-нибудь в глубинке, в сельской местности, где нет ни суда, ни нотариуса, проживает достаточное количество квалифицированных юристов, имеющих 5-летний стаж работы по специальности, по меньшей мере наивно. Таким образом, реального появления мировых судов следует ожидать в первую очередь в городах, где проблема доступа к правосудию и сейчас стоит не так остро, а большая часть россиян по-прежнему будет испытывать сложности с защитой своих прав в суде.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |