Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов



2020-02-03 289 Обсуждений (0)
Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономиче­скую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, пере­распределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

В условиях финансовой нестабильности особенно велика роль бюджета как регулятора экономических процессов и обеспечения социальной защиты населения.

Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 «…Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. При этом реализация целей и задач бюджетной политики происходит путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов xозяйствования...

…Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Вместе с тем расходы бюджета могут оказывать активное воздействие на общественное воспроизводство. Бюджетные расходы выступают фактором, оказывающим влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров (работ и услуг) для государственных нужд…

Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование отдельных отраслей экономики, определяющих перспективное развитие экономики, науки и научно-технического прогресса, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования предоставленных бюджетных средств.»[1]

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план
государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Приведем некоторые данные из заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

«Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными актами законодательства Российской Федерации.

2.3. В 2009 – 2011 годах прогнозируется, что реальный объем ВВП увеличится на 20,8 %, в то время как за 2006 - 2008 годы он вырастет на 25,2 %. В целом за 2001 – 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации.

Данные об объемах ВВП, реальных темпах роста ВВП и индексах-дефляторах ВВП за 2002 – 2011 годы представлены на следующей диаграмме.

3.1.2. Законопроектом за 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).

Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме.

 

 

 


Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).

3.1.3. Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.

Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в следующей таблице.

Млрд. рублей

Наименование 2008 год                      (№198-ФЗ с изм.) в %  к итогу 2009 год в %  к итогу 2010  год в %  к итогу 2011  год в % к итогу
Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов) 7 021, 9 100,0 9 024,7 100,0 10 062,3 100,0 10 751,8 100,0
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 690,4 9,8 1 119,5 12,4 1 002,8 10,0 895,8 8,3
Национальная оборона 1 016,7 14,5 1 277,5 14,2 1 390,7 13,8 1 480,5 13,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 827,2 11,8 1 085,9 12,0 1 198,3 11,9 1 266,1 11,8
Национальная экономика 771,3 11,0 1 039,7 11,5 1 181,2 11,7 1 384,8 12,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 64,0 0,9 107,7 1,2 118,3 1,2 110,3 1,0
Охрана окружающей среды 9,9 0,1 13,8 0,1 14,7 0,1 15,1 0,1
Образование 336,1 4,8 423,1 4,7 468,8 4,7 484,9 4,5
Культура, кинематография, средства массовой информации 93,7 1,3 113,9 1,3 114,4 1,1 114,4 1,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт 229,9 3,3 365, 8 4,1 379,4 3,8 382,2 3,6
Социальная политика 275,6 3,9 297,7 3,3 338,6 3,4 307,9 2,9
Межбюджетные трансферты 2 527,3 36,0 2 982,0 33,0 3 621, 1 36,0 4 001, 7 37,2

 

Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.

3.2.1. В соответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, определяющем основные направления и ориентиры бюджетной политики.

Основными задачами бюджетной и налоговой политики, сформулированными в Бюджетном послании, являются: принятие мер по снижению инфляции, внедрение долгосрочного бюджетного планирования, расширение горизонта и повышение надежности социально-экономического прогнозирования, формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования; завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления; практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств; дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результат; повышение эффективности управления бюджетными средствами, качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора; совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля; повышение эффективности налоговой политики.»[2]

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст.
М.: Проспект, 2003

2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 2005

3. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002

4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003

6. Финансы: Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка –3-е изд. М.: Юнити, 2007

7. www.minfin.ru Официальный сайт Министерства Финансов РФ

8. www.ach.gov.ru Заключения Счетной палаты РФ

9. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов /Под ред.
Поляка Г.Б. - 2-е изд. М: Юнити, 2005

10. Аналитический вестник № 18 (306) «Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 год»

11. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»// Российская газета 2007 , 9 марта

12. Журнал UFC Management http://www.bbest.ru/map/

13.

 


[1] Журнал UFC Management http://www.bbest.ru/map/

[2] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»



2020-02-03 289 Обсуждений (0)
Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)