Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

МПЛЫЕ И БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ

1.     Социальные общности — исторически сложившиеся объединения людей на базе объек-тивных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей.

Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этни-ческие группы, трудовые коллективы, семья и др.

Важнейшие социальные общности — национально-этнические и демографические. С развитием общ. появляются специфические общности, связанные с профессиональной дея-тельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры обще-ства: соц.-демографическая, нац.-этническая, соц-профессиональная, поселенческая, соц-классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

 

2. В современной науке нет однозначного понятия “социальной группы”. Одна группа ученых трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей. Другие же смотрят на это соотношение по-другому. Социальная группа, по их мнению, есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям “класс”, “социальный слой”, “нация”, а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и др. общностям, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.

Социальные группы — относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определённого общества — племя, род, классы, профессиональные группы. Возникают на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества (так в свое время возникли род и племя, в связи с разделением труда возникли профессиональные группы, с появлением частной собственности – классы; в связи с возникновением потребности в получении и передаче знаний, формированием определенных черт личности и развитием инновационного характера деятельности складывается социальная группа учителей, ученых), а принадлежность к группе — на основе объективного положения индивида в системе социальных ролей. Становление соц. группы — сложный процесс её социального созревания, связанный с осознанием своего положения, общности интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Именно это превращает группу людей в субъект социального действия. Важные признаки группы — самоидентификация, совместное отстаивание интересов.

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

– устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их су-ществования в пространстве и времени;

– относительно высокой степенью сплоченности;

– отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

– вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отно-шения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Группы могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции, и неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации.

Формальные группы обычно имеют свое название (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей – решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию подрастающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.

Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.

3.    Социальные группы можно классифицировать на основании того, как взаимодействуют участники группы – непосредственно или опосредовано. Большие и малые группы.

Для малых групп характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Большие группы - это многочисленные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные взаимодействия.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Согласно взглядам Ч. Кули, противоположностью первичной группы являются вторичные группы, образующиеся из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, – организация (политическая, производительная, религиозная и т.д.), в которой преобладают формально-ролевые, официальные отношения.

Другой тип малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, это так на-зываемые референтные группы, идеалы и ценности которых индивид принимает. Они служат для него своеобразным эталоном, образцом для сравнения и оценки собственного поведения .

 



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)