Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы государства: их признаки и характеристика.



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Органы государства: их признаки и характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм государства - совокупность государственных органов, осуществляющих в ходе своей деятельности государственную власть.

Государственный аппарат – совокупность только государственных органов, которые за счет своей деятельности обеспечивают государственную власть.

Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Оно существует, проявляет себя вовне, функционирует как объективная реальность через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.

Так как механизм состоит из соответствующих органов, то необходимо начать с понятия и признаков органа.

Орган государства – часть государственного механизма, основная ступень, имеющая свои признаки.

Признаки государственного органа:

1) самостоятельный элемент механизма государства, являясь неотъемлемой частью единого государства;

2) действует от имени государства и по его поручению; функции государства осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Орган, выполняя свои функции, одновременно участвует в выполнении различных функций государства;

3) образуется и осуществляет действия, опираясь, основываясь на нормативно-правовые документы (Конституцию, законы, подзаконные акты);

4)   выполняет присущие ему задачи, действия, функции при использовании необходимых форм и методов,- юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, выполнять и принимать от государства юридически значимые решения и реализовывать их.

Характеристика полномочий: а) деятельность, порядок формирования органа, его компетенция и структура закреплены нормами права; б) имеет право на издание юридических актов, которые содержат (исходя из его компетенции) обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) предписания, установленные этими актами, обеспечиваются мерами убеждения, поощрения, воспитания, но охраняются от каких-либо нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) может опираться на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, потому что может распоряжаться частью государственного фонда в пределах своей компетенции.

Из этих полномочий наблюдаются единство и взаимосвязь государства и права, механизма и отдельного государственного органа. При наличии, у организации всех взаимосвязанных элементов, которые образовывают понятие государственно-властного полномочия, определяется орган. Наличие этих полномочий и обладание ими – важный признак органа, с которым связаны другие признаки;

5) физическое воплощение – люди, из которых состоит орган,- отдельное лицо, группа, коллектив людей. «Существование государственной власти – писал К.Маркс,- находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Орган состоит из соответствующих подразделений (отделы, канцелярия, аппарат…), скрепленных единством целей, для достижения которых образован. Эти подразделения не самостоятельные государственные органы, а их структурные подразделения;

6) имеет материальную основу (транспорт, здание…), финансовые средства (расчетный счет в банке, нужные денежные ресурсы) для осуществления его задач, целей;

7)  обладает определенным правовым статусом, где находятся положение органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет определенную компетенцию (круг ведения), как совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего им выполнения определенных государственных или общественно-значимых задач и реализации соответствующих функций;

9) компетенция осуществляется способами: а) принятие нормативных актов (предписания общего характера); б) принятие правоприменительных актов (предписания индивидуального характера); в) конкретно-организационная деятельность;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в виде юридического лица (может отвечать по своим обязательствам, вверенным ему имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права), нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (территориальный масштаб деятельности);

12) обладает определенной самостоятельностью, как и механизм государства.

За счет признаков раскрывается сущность органа, его полномочия и предназначение. Для более глубокого познания органа, необходимо рассмотреть его классификацию:

1.     по источнику формирования:

1.1 первичные – органы, которые создаются без участия других государственных органов, а избираются населением (Президент РФ, Государственная Дума, глава субъекта РФ, законодательные органы субъектов РФ);

1.2 производные – органы, которые формируются другими органами: (Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный суд РФ – Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ – при участии законодательных органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации от Президента РФ);

2. по территориальному охвату:

2.1 федеральные – органы, которые осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации (Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума, суды, прокуратура, вооруженные силы);

2.2    органы субъектов Российской Федерации – органы, которые ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, законодательный орган субъекта РФ…).

Органы местного самоуправления согласно ст.12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.

3.      по источнику их легитимности:

3.1 органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, уставами субъектов РФ для выполнения задач, функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ) – первичные органы;

3.2 органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке  для обеспечения исполнения полномочий, функционирования вида органов (Администрация Президента РФ, Высших Судебных органов РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ) – вторичные органы, производные от первых;  

4.     по способу принятия решений:

4.1 коллегиальные – органы, которые принимают решения большинством голосов, простым или классифицированным (Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Правительство РФ…);

4.2 едино-начальные – органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ, милиция, губернатор...);

5.     по правовым формам деятельности:

5.1 правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ);

5.2 правоприменительные (Министерство образования РФ);

5.3 правоохранительные (МВД, ФСБ, органы налоговой полиции…) – органы, которые обеспечивают правопорядок, защиту прав и свобод граждан, борьбу с преступностью, общественный порядок, безопасность государства;

6.    по срокам полномочий:

6.1 постоянные – органы, которые созданы  без ограниченного срока действия (Прокуратура РФ, милиция, суд);

6.2 временные – органы, которые созданы для решения необходимых задач (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения) или крупномасштабных, имеющих общегосударственное значение;

7.     но характеру подчиненности:

7.1 «вертикальное» подчинение - прокуратура, суд;

7.2 «двойное» подчинение - милиция, государственные банки;

8.     по иерархии:

8.1 федеральные (Президент РФ, Генеральный прокурор РФ);

8.2 республиканские (Президент Татарстана, Ингушетии…);

8.3 местные (губернатор Архангельской области…);

9.     по форме реализации государственной деятельности:

9.1 законодательные (представительные) – органы, которые выражают в законах волю и интересы общества (Федеральное Собрание РФ…);

9.2 исполнительно – распорядительные - органы, которые обеспечивают реализацию принятых законов и подзаконных актов (министерства, ведомства, администрации краев и областей…);

9.3 судебные – органы, которые осуществляют правосудие, рассматривают имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивают защиту прав и свобод граждан (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Военный Суд РФ…);

9.4 контрольно–надзорные – органы, которые осуществляют контроль и надзор (Прокуратура, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

9.5 органы президентской власти – осуществляют и реализовывают различные функции президента;

10.    по характеру компетенции (определенные права и обязанности):

10.1 общая – органы способны принимать решения по любым вопросам в пределах своей компетенции (Федеральное Собрание РФ, правительство РФ);

10.2 специальная  - органы осуществляют деятельность, в какой- либо одной сфере общественной жизни (Министерство образования, культуры…).    

Значит, государственный орган – самостоятельное подразделение государственного аппарата (и основная часть механизма государства), создаваемое в установленном законом порядке, обладающее структурой и наделенное определенной компетенцией.

 Организационно орган складывается из публичной - властной должности, обычно иерархически связанных, и технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность органа. Государственная власть едина, осуществляется государственным аппаратом и, входящих в него государственных органов (законодательные, исполнительные и судебные). С историческим развитием государственности и права формируется принцип взаимоотношений и кооперации этих органов – разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви) – принцип строения государственного аппарата (институциональный элемент государства), структурно-функциональная характеристика механизма государства. В основе этого строения лежит разделение труда по государственному управлению (значит, власть предназначена для законотворчества исполнения законов и отправления правосудия), порождая органы с разной компетенцией: органы, которые устанавливают общеобязательные нормы; органы, которые управляют в соответствии с этими нормами; органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве. Каждая ветвь действует самостоятельно (в пределах своей компетенции), они взаимосвязаны (образуют единую систему органов), взаимозависимы (дополняют, сдерживают, контролируют друг друга).

Цель разделения властей: а) упорядочить работу государственного механизма (специализировать направления деятельности органов); б) не допускать произвол в одних руках (органах).

Разделение властей – базовый принцип организации и деятельности органов с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Этот принцип занесен в ст.2 Конституции РФ, значит органы: а) существуют ради человека, обеспечения его потребностей и интересов; б) обязаны уважать, соблюдать, защищать права и свободы человека; в) не имеют право издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Соотношение государственных органов и разделение властей:

1. органы государственной власти (федеральные органы):

1) органы исполнительной власти (исполнительная власть = органы этой власти субъектов Федерации + федеральные органы этой власти) – возглавляет Президент РФ, он глава государства и гарант Конституции РФ, центральная фигура в системе органов государственной власти.

-  Правительство РФ –  высший орган, его полномочия: а) обеспечивает единую денежную, финансовую, кредитную политику в стране; б) разрабатывает и исполняет государственный бюджет, несет отчет за его исполнение; в) управляет федеральной собственностью; г) охраняет и защищает права и свободы граждан; е) обеспечивает оборону и безопасность; ж) проводит единую государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- Министерства (обороны, внутренних дел, безопасности…) олицетворяют принудительную силу государства и являются предметом постоянного внимания политических сил и общественности.

Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ от Президента РФ, а федеральные министры самим Президентом РФ.

Положения о федеральных органах этой власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а остальные  - Правительством РФ. После президентских выборов действует система федеральных органов исполнительной власти (министерства РФ, федеральные надзоры России…)

Значит, исполнительная власть составляет определенную систему государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. Исполнение законов (главная функция этой власти), объективно требует осуществления распорядительной деятельности, которая касается прав и интересов граждан.  

2) органы законодательной власти:

             - Федеральное Собрание (Парламент РФ) - высший орган, состоит из                                    двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации.

              Функции этих палат: а) принятие федеральных законов; б)       формирование других органов (назначение должностных лиц).

               Государственная Дума назначает: Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального Банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной Палаты РФ.

 Совет Федерации назначает: Генерального Прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного Судов РФ.

 Парламент имеет право вынести вотум недоверия (когда он не согласен или против политического или экономического курса правительства)[6] Правительству РФ; отрешить Президента РФ от должности в порядке импичмента.

Значит, законодательная власть – осуществляется парламентом, как орган народного представительства. Она наделена правом законодательствовать, именно она создает правовую основу, в рамках которой действуют другие ветви власти.

 

3) Правосудие в Российской Федерации осуществляется конституционным, гражданским, административным, уголовным судопроизводством, которые входят в Единую Судебную Систему РФ и предусмотрены Конституцией РФ, законами. Судьи относятся к федеральным органам государственной власти, судьи Высших Судов назначаются законодательной властью (верхней палатой – Советом Федерации от Президента), а все другие федеральные судьи самим Президентом.

- Конституционный Суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля.

- Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам.

- Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров.

Прокуратура РФ – централизованный государственный орган, возглавляется Генеральным Прокурором РФ, служит для контроля и надзора за состояние законности в стране, поддержание правопорядка.

Значит, судебная власть – обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан; решение конфликтов, возникающих в обществе; контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц; применение мер юридической ответственности при правонарушениях (она призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества).

Есть местные органы самоуправления, где должностные лица (губернатор, комиссары…) назначаются Правительством РФ для управления определенных регионов.

       2. органы государственной власти субъектов РФ: наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех принципов, как и федеральные органы (разделение властей).

Органы субъектов РФ состоят:

а) глава субъекта РФ;

б) законодательный орган субъекта РФ;

в) органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ;

А также действуют федеральные, судебные и прокурорские органы.

 Значит, государственные органы помогают человеку почувствовать себя гражданином страны, защищая их права и свободы, и тем самым дают понять государству, что оно должно существовать ради общественных благ, порядка в стране и цивилизации. Защищают государство, борются с преступностью, чтобы не было беспредела в стране и внутри общества. Но пока это плохо удается именно нашему государству! Но надежда есть, что со временем наша страна станет по-настоящему цивилизованным, богатым и могущественным государством!                              

 Таким образом, можно подвести итог по определению государственного органа – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная, важная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

 

Заключение:

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен, жреца, шамана вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.

Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Почему государство является ядром политической системы общества? Общество делегирует государству в лице его органов основные, властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные…), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государство имеет право издавать законы и другие нормативные акты, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы и право физического принуждения. Появляется взаимная ответственность личности и государства: государство несет ответственность перед гражданами за посягательство на их права и свободы, а личность несет ответственность за свои незаконные действия перед государством.

Каковы же перспективы дальнейшего существования государства, возможно ли что в будущем оно постепенно «отомрет» за ненадобностью? Как показывает практика, социальная структура общества не упрощается, а происходит большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих государственных и общественных структур. Наличие разных форм собственности (частной…) предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, охрану данного права со стороны государства. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства возрастает, увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур (проблемы экологии, здравоохранения…), следовательно, говорить о его отмирании пока рано.

Можем подвести итог, что, рассмотрев все вопросы, предложенные в курсовой работе, мы можем убедиться в том, что государство – власть, которая влияет, управляет обществом, а общество тем самым создает государство для своего управления, своей защиты, порядка в стране.

Теперь знаем, как соотносятся государственные органы с разделением властей и их значение в государстве и обществе.

Можно сказать с уверенностью, что наша страна – демократически-правовое государство.

 

 

Литература:

1. С.Н. Бабурин «Территория государства. Правовые и геополитические                  проблемы». М., 1997

2. Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». М., 1985

3. М.И. Байтин «Механизм современного Российского государства// Правоведение». 1996, №3

4. В.И. Ленин «Полное собрание сочинений».

5. Э.А. Поздняков «Философия государства и права». М., 1995

6. Ю.А. Тихомиров «Разделение властей или разделение труда?// Советское государство и право». 1967

7. А.В. Гранкин «Парламент России». М., 1999

8. Н.И. Мазутов, А.В. Малько «Теория государства и права». М., 1997

9. Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2002

 

 


[1] Ф.Энгельс Соч. Т. 22. С. 200-201

[2] В.И.Ленин Полн. Соч. Т. 39. С. 73

[3] К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. Т.4. С. 308-309

[4] Пугинский Б.И.; Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. Н. 1991, С.22.

 

[5] Х.Хеллер.

[6] Большая Российская Энциклопедия, стр.127



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Органы государства: их признаки и характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы государства: их признаки и характеристика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)