Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В условиях летнего детского лагеря



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
В условиях летнего детского лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок




Огромные возможности для развития творческого по­тенциала личности и развертывания отношений заложены в жизнедеятельности детей в свободное время. В это время организация деятельности, ее характер, вид, форма и т. д. совершаются личностью добровольно, в связи с чем эта де­ятельность превращается в регулятор развития ее интересов и способностей.

Психологически характер такой деятельности воспри­нимается личностью как удовольствие и выступает важ­ным фактором самоопределения и самосовершенствова­ния. Необходимо особо подчеркнуть высокий воспитатель­ный потенциал свободного общения ребят в каникулярное время, особенно если этот процесс организован в лагере педагогическим коллективом [9].

Условия современных летних лагерей отдыха уникаль­ны с точки зрения организации самостоятельной жизнеде­ятельности личности ребенка, с одной стороны, и возмож­ности воспитания толерантного поведения — с другой. Поэтому здесь применима идея управления социализа­цией личности через личностно - деятельностный подход, где главной ценностью в детском коллективе выступает личность ребенка и взрослого. Стратегическими целями воспитательной деятельности становятся развитие каждо­го ребенка, ценностное отношение к личности и взаимо­действию с другими; организация процесса взаимодейст­вия участников смены, формирование у участников вре­менного детского коллектива навыков адаптации к изменяющейся социальной ситуации, создание атмосфе­ры доверия, взаимопонимания, терпимости, развитие творческой активности и способности оставаться самим собой и понимать и принимать других; снятие барьеров общения и взаимодействия детей разных национальнос­тей в ситуации выбора при одинаковых условиях для каж­дого; создание условий для поднятия культурного уровня детей через повышение уровня воспитанности, культуры взаимодействия, знакомство с историей, культурой, тра­дициями своей и других стран.

В лагере решаются следующие воспитательные задачи:

1. Создание условий для изменения позиции ребенка от объекта социальной ситуации к субъекту путем активно­го творческого участия детей в жизни лагеря.

2. Развитие каждого ребенка как творчески активной лич­ности.

3. Развитие ценностного отношения к личности и взаимо­действию с ней.

4. Подготовка детей разных национальностей, вероиспове­даний, конфессий и т. д. к взаимодействию в совместной цивилизованной жизни.

Организационные основы лагеря: структура, принципы построения дел — должны не только логически исходить из определенного содержания деятельности, но и проектиро­ваться «от ребенка», опираться на его внутренние потреб­ности, особенности культуры личности и общества, в кото­ром живет ребенок [9].

Самочувствие ребенка в лагере, его удовлетворенность пребыванием в нем определяется тем, как складываются у него отношения со взрослыми, сверстниками, тем, нашел ли он поле деятельности для самореализации и самоутвержде­ния. Все социальные моменты, включая бытовые условия, питание, являются вторичными. В этом случае в целях раз­вития свободной, толерантной личности основными функци­ями лагеря должны стать:

· обеспечение условий жизни и здоровья ребенка;

· возможность удовлетворения интересов, развития спо­собностей;

· обеспечение позитивных отношений с природой, куль­турным наследием и т. п.;

· защита от произвола сверстников и взрослых;

· охрана от агрессивных проявлений социума.

Свобода личности в коллективе — одна из серьезнейших проблем, которая особенно остро стоит в детских учреждениях, интернатах, детских домах, лагерях, там, где ребенок находится сутками, ведя постоянный коллективный образ жизни, почти не имея возможности остаться наедине с са­мим собой. Поэтому, выстраивая организационные структу­ры, ориентированные на гуманизацию отношений в коллек­тиве, следует проникнуться осознанием нового понимания коллектива как свободного объединения автономных лич­ностей (исключить возможность использования коллектива как орудия подавления личности), проектировать создание ситуации выбора (развитие у детей способностей и умений выбирать), создать условия для полноценного исчерпывающего информационного обеспечения, необходимого ребен­ку для самоопределения [9].

Реализация такого подхода в условиях детского лагеря возможна через объединение детей в разные коллективы для различных видов деятельности (делегации, клубы, кружки, мастерские, группы по интересам в организации или прове­дении дел). Включение детей в разные коллективы, связан­ные с разными видами деятельности, позволяет ребенку вы­брать:

· Способ удовлетворения новых актуализирующихся по­требностей.

· Содержание деятельности и формы работы.

· Педагога, группы (сверстников) для расширенного обще­ния.

· Способы организации своей жизни и т. д.

Причем в организационном строении, принципах управления, внутри групп, распределении обязанностей между членами групп и объединений мы должны учитывать разли­чие между группой как организационной структурой и объе­динением как средством, способствующим реализации ин­тересов и способностей.

В нашем понимании группа (отряд) — это одно- или разновозрастное формирование, создаваемое по принци­пу совместного общежития не только на территории лаге­ря, но и по этническому, национальному составу, т. к. дети, заезжая делегациями, адаптируются в дороге друг к другу. Жизнь делегациями еще более выделяет этническую при­надлежность. С одной стороны, в отрядах легче регулиру­ются межличностные отношения, решаются бытовые проблемы, выполняются нормы проживания с личной от­ветственностью каждого за комфортное состояние всех. С другой стороны, у детей возникает желание контактиро­вать с другими отрядами, растет любопытство к представи­телям других делегаций.

Объединение (клуб, кружок, мастерская и т. п.) — образо­вание, которое способствует реализации социальных, твор­ческих, физических потребностей ребенка. Главный прин­цип «комплектации» здесь — желание, индивидуальная по­требность каждого. Особенность деятельности таких объединений заключается в том, что они предполагают учас­тие в них не только ребят, имеющих постоянный, устойчи­вый интерес к какому-либо виду деятельности, но и включа­ют специальную работу с новичками, детьми, еще не сделав­шими выбор. Объединение по интересам в наибольшей степени обеспечивает глубокие положительные связи детей при нивелировании различий, в том числе возрастных, на­циональных и др.

Именно многообразие форм объединений, совместной жизнедеятельности позволяет организовать взаимодействие детей с учетом их инициативы. Взрослым (педагогам, руко­водителям кружков, клубов, мастерских) отводится при этом координационная, информационная функции, решение за­дач диагностики, организации и анализа процессов жизне­деятельности [9].

Педагогическими условиями обеспечения жизнедеятель­ности детей в лагере является определение режима жизни детей, организация свободного времени, игровой деятельности, системы самоуправления.

Лагерная жизнь объективно создает условия для раз­вертывания разнохарактерных отношений детей, межэт­нических связей, развития толерантных отношений. Осо­бо важную роль в развитии этих отношений играет свобод­ное время детей. Основные функции свободного времени — это:

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в ла­гере ребенок попадает в качественно новое состояние — состояние покоя, расслабленности, снятия напряжен­ности, позволяющее сбросить груз школьных и иных на­копившихся за год проблем. Это создает условия для от­дыха, дающие возможность восстановления физических и психологических сил, позволяющие укрепить юный организм, «подпитать» его новыми силами.

2. Развлечение и хобби. Речь идет о возможности заняться любимым делом, поиграть, повеселиться — от этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готов­ность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация — это факторы, во мно­гом определяющие содержание деятельности детского оздоровительного лагеря.

Лагерь — это наиболее благоприятная пора развития разнообразных творческих и физических сил юной лично­сти, здесь созданы условия для самовоспитания личности, в результате чего ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в четырех основных видах действий: в инициативе, в самостоятельном выборе и принятии решений, в самореализации, самооценке и коррекции деятельности и общения [9].

4. Профессионально-образовательная компенсация. Имеется в виду получение новых знаний, расширяющих рамки школьной программы, выработка умений и навыков в из­бранном виде деятельности.

5. Социализация. Речь идет об усвоении и активном воспро­изводстве социального опыта в процессе общения и дея­тельности — важный фактор для развития и становления личности ребенка.

Конечно, реализовать все перечисленные функции за одну лагерную смену невозможно, поэтому педагогам следу­ет определиться, какие из указанных функций могут стать ведущими, какие ключевые понятия следует заложить в основу жизнедеятельности детского лагеря.

На наш взгляд, в настоящее время ключевыми в системе летнего отдыха должны стать понятия «оздоровление» и «развитие». Под оздоровлением мы понимаем не только физиологи­ческое, но нравственное и психологическое. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания благо­приятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей воз­можность духовного, интеллектуального, культурного и физического развития, удовлетворения разнообразных потребностей, при условии благоприятного экологиче­ского окружения.

Развитие — понятие, определяющее содержание деятель­ности и способы ее организации в лагере, которые максималь­но способствовали бы самореализации детей. Поэтому необхо­димо ориентироваться на физическое и духовное саморазвитие ребенка, развитие его гражданской активности, творческой и эмоциональной сферы. Следует ориентироваться на станов­ление человека образованного, подготовленного к жизни, что означает понимание культуры другого народа, способ­ность к широкому межкультурному, межэтническому об­щению.

Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происхо­дит в процессе проживания (по В. П. Бедерхановой), т. е. по­гружения его в определенную систему ценностей, отноше­ний, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное деятельностное поле [9].

Игра как индивидуальный и групповой вид деятельнос­ти, обусловленный ведущими потребностями детей в дви­жении, общении, познании и саморегуляции, стимулиру­ет физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствует становлению интеллекта личности, обога­щению форм социального, культурного поведения и выбо­ру новых форм общения в раскованном поведении в усло­виях свободы выбора.

Ценность любой игры определяется тем, насколько она способствует развитию в детях позитивного отношения к действительности; к различным религиям, культурам, язы­кам, национальностям; проявлению физических, умствен­ных возможностей детей разного возраста. Ценность игры заключается в том, что она обеспечивает широкое простран­ство и оптимальные условия для снятия всех разделительных барьеров в межличностном отношении, и прежде всего, межнациональных. (Правда, особую опасность сегодня вы­зывает популярность игр, в правилах которых проповедуется насилие, пропагандируется милитаризм, национализм и шовинизм.)

В зависимости от того, какой игре отдается предпочте­ние, каково ее содержание, какую роль в ней играет взрос­лый, какую позицию по отношению к ней занимает ребе­нок, игра может оказать или не оказать существенное вли­яние на развитие тех или иных качеств личности. Именно поэтому необходимо учитывать основополагающие прин­ципы, при которых игра может выступать средством гума­низации социальных отношений в любом детском коллек­тиве.

В процессе подготовки к смене педагогический коллек­тив должен заранее разработать игры, конкурсы, продумать, каким образом максимально быстро включить детей в со­вместную жизнедеятельность: продумать многоуровневую систему стимулирования с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных усилий участников, через работу творческих групп, мозговые атаки формировать инициативный костяк для разработки дел, определить правила, ритуалы и т.п., систематически корректировать деятельность лагеря, продумать систему диагностики детей, анализа собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива [9].

Для осуществления полноценного функционирования смены педагогические группы должны формироваться по возрастному принципу (работа с детьми младшего, среднего и старшего возраста); по инициативным группам (кто с кем какое дело разрабатывает и готовит), по профилю: туризм, спорт, интеллект, прикладное творчество и т. д.

При всем разнообразии мероприятий, насыщенности используемых приемов важна устойчивость главных форм работы с детьми. Мы имеем в виду разнообразные виды деятельности детей, которые предусматривают как коллектив­ную работу (клубы, советы, творческие тематические дни), так и индивидуальную (досуг, конкурсы, мастерские, практикумы).

В мастерских основополагающим принципом является познавательный аспект. Набор мастерских определяется не столько количеством и формами их проведения, сколько возможностью удовлетворить запрос на развитие разнооб­разных способностей и интересов. Здесь сочетается когни­тивный и деятельностный аспекты обучения. Содержание мастерских предполагает параллельное знакомство с исто­рическим материалом по интересующей проблеме и практи­ческие занятия по использованию, применению теоретиче­ских знаний в работе.

Целью клубов является самореализация участников через общение. В детском оздоровительном лагере можно предло­жить следующий перечень клубов:

· Дискуссионный.

· Диалога культур.

· Спортивный.

· Танцевальный.

· Музыкальный.

· Этнографический.

Большую роль в развитии детей играют вариативные мероприятия: тематические дни, конкурсы, состязания и др. Тематические дни — это время, когда в творческой форме участники представляют свое видение предложенных тем.

Конкурсы-состязания — форма деятельности, позволяю­щая детям показать другим ценность тех знаний, умений и навыков, которые они приобрели на занятиях в мастерских и в клубах и убедиться самим в этих ценностях [9].

При внимании к организационным формам, стремлении к разнообразию главным остается содержательное наполне­ние мероприятий, обеспечивающих не только физическое закаливание, интеллектуальный рост, развитие творческих способностей, но прежде всего научение их высоким нормам межличностных отношений на всех уровнях, привитие им человеколюбия, воспитание доброжелательности, толерант­ности в самом широком ее понимании.

В условиях усложнения межэтнических отношений осо­бое внимание в лагере следует уделять проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспита­нию доверия и уважительности к детям разных националь­ностей.

Опыт показывает, что лагерь создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при усло­вии, если педагоги ориентированы на формирование меж­этнических контактов детей и развитие их толерантности.

Значимым достижением является не только создание в лагере «толерантного» климата, но и обеспечение его со­хранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами.

Одним словом, как показывают исследования и экспери­ментальная работа в лагере, каждая форма организации жиз­ни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения [9].

 

Словарь терминов

Ассимиляция - процесс поглощения одной культуры другой.

Интеграция — пример сохранения различными на­родами (этносами) собственной культурной идентичности, ока­зываясь в то же время включенными в некое поликультурное сооб­щество, объединенное на значимом для них основании.

Интолерантность – проявляется как повышенная чувствительность к лицам другой национальности, когда предметом чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор.

Ксенофобия – боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимается как источник опасности (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по разным параметрам, от уровня жизни до сексуальной ориентации)

Межэтническое взаимодействие – разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Межэтническое взаимопонимание – этот состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия.

Проблематизация — это искусственно создавае­мая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявле­ние возможных противоречий в их отношении к иным культурам, по­зволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Сегрегация — это ситуация обособленного, автономного суще­ствования и развития этнических групп.

Социально-психологическая устойчивость -

Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающиеся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.

Этническая толерантность -  отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной.

Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и посики устойчивых социально-психологических ниш по этническому критерию.

Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактульности этничности.

Этническая социализация – воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность.

Этноэгоизм – данный тип идентичности выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом решать проблемы за «чужой» счет.

 

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.

3. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности – Ярославль.: Академия развития, 2007. – 144с.

4. Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2010.- 160с.

5. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

6. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

7. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.

8. Скрипюк И.И. 111 баек для трененров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.

10. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.

11. Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.

12. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

13. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: 2004. – 240с.

 

 

 

Приложение

Приложение 1



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
В условиях летнего детского лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В условиях летнего детского лагеря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)