Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Непримиримый конфликт с социальной системой.



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Непримиримый конфликт с социальной системой. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Тема данной работы: «Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого.

Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.

Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка. Он сам оказался на переломе, на разрыве эпох, и этот разрыв прошел через его душу и сердце. Но как это получилось, почему именно Высоцкому, со всей необычностью его облика, его песен-стихов и их исполнения, почему именно ему суждено было выразить эту переходную эпоху. И на этом фоне Высоцкий еще более отчетливо вырастает в фигуру очень серьезного значения.

Время, в которое жил В.С. Высоцкий, было враждебно ему своей тишиной, ему нужна была героика и борьба. А если ничего этого нет, - то не лучше ли совсем уйти из жизни?

Песни и стихи В.С. Высоцкого – память о 70 - х и начале80 - х гг. Он завершил собой целый большой период в истории советской поэзии, он дал ему героико – трагическое выражение, т.е. сделал то, что не могли сделать глашатаи 50 – 60 гг.

Литературовед Долгополов Л.К. из Санкт-Петербурга писал: «Высоцкий – завершение, а не начало. Начало нового периода впереди. Скоро оно даст о себе знать новыми именами и новыми голосами.» Высоцкий был поистине гражданином своей эпохи. Со своей неспокойной душой В.С. Высоцкий стал русской судьбой и русской трагедией.

Цели моей работы:

1. Изложить результаты исследований, посвященных отражению эпохи в творчестве Высоцкого.

2. Рассмотреть особенности творчества Высоцкого.

3. Описать собранный материал.

4. Сделать выводы об отражении эпохи в творчестве Высоцкого.

В своей работе я использовала критические труды известных литературоведов, таких как Карякин Ю., Кормилов С., Крымова Н., Кулагин А. Так, например, Кулагин А.В., преподаватель кафедры русской литературы Коломенского Государственного педагогического института, в своей статье «Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого» выделяет четыре периода творчества поэта:

1) 1961 – 1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике; обретение маски лирического персонажа;

2) 1964 – 1971 гг. – движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни», перевоплощение в героев различного социального положения, образа жизни;

3) 1971 – 1974 гг. – «гамлетовский» период, усиление рефлективного, философского, трагического начала;

4) 1975 – 1980 гг. – эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов.

В своей творческой работе мы косвенно опираемся на эту периодизацию творчества, но выделяем не хронологические, а тематические отрезки творческого пути. Таким образом основную проблему исследования – отражение эпохи в поэзии Высоцкого – мы раскрываем в следующих пунктах: отражение эпохи в первых стихах и песнях, в песнях о детстве, о дружбе, о войне и о горах.

Непримиримый конфликт с социальной системой.

 Настоящий поэт – это человек, который знает действительность так, как собственное творение – изнутри, в его глубинных внутренних связях и закономерностях его собственного развития. Высоцкий строил жизнь и чистил ее, и отображал ее трагизм, показывал, как людям не дают быть хозяевами этой жизни. Не изобличение прошлого ради желания прослыть человеком прогрессивным, а критика того, что мешало ему (и всем) в ходе самой жизни, а не задним числом, невзирая на цензуру и конъюнктуру.

Высоцкий вступал в непримиримый конфликт с социальной системой. Он беспощадно просвечивал ее противоречия и ее ложь «рентгеновским» лучом своего творческого взгляда. Он был в высшей степени «инакомыслящим» человеком и художником. Но он не склонен был предлагать ненадежные социальные проекты, выдвигать краткосрочные тактические лозунги. Он, как сказала Марина Влади, отличался «интеллектуальной честностью». За конкретным социальным недугом он видел еще и глобально-исторические закономерности. Он всегда понимал, что быстрое «улучшение» жизни людей – опасная иллюзия, неизменно приводящая к противоположным результатам.

 Многие завзятые энтузиасты никак не могут примириться с горькой правдой о нашей истории «видя в объективных фактах «очернение» и «охаживание» славных этапов большого пути». Высоцкий предлагает не «перестраивать» и перевоспитывать таких, он просто успокаивает их:

Вы огорчаться не должны –

Для Вас покой полезней, -

Ведь вся история страны-

История болезней.

И действительно: чем дальше и глубже заглядываем в свое прошлое, тем больше подтверждений этому диагнозу. Немалое мужество требуется, чтобы увидеть «болезнь» с беспощадной ясностью и искать способ лечения. Соблазн оптимизма, игнорирующего здравый смысл, все еще владеет многими умами: и умами невеликими, и, наоборот, слишком изощренными, кровно заинтересованными в том, чтобы изо всех сил поддерживать миф о нашем здоровье. И об этом Высоцкий заключает нам:

Живет больное все бодрей,

Все злей и бесполезней –

И наслаждается своей

Историей болезни…

Эти, сочиненные в 1976 году, строки не отстали от нашей жизни. Скорее, наша жизнь только-только еще приблизилась к такому уровню открытости и критической беспощадности. Это взгляд не из прошлого, но из будущего. Только будущее не «светлого», а очень тревожного – каково оно на самом деле.

История русской общественной мысли отмечена напряженным противостоянием единомыслия и вольномыслия. Вольномыслие традиционно было достоянием меньшинства, а власть издавна тяготела к установлению единого и обязательного для всех образа мыслей.

Уже в ранних песнях Высоцкого занимал «феномен тоталитаризма», причем в широком историческом плане:

Так это и есть-

Словно встарь, словно встарь:

Если шел в разрез –

На фонарь, на фонарь!

Надо заметить, что влечение к единомыслию, идущее «сверху», имело, к великому прискорбию, и определенную поддержку снизу, как горько шутил Гиляровский: «В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти». Владимир Семенович свое собственное жизнепонимание и свое собственное слово искал в процессе пародирования тоталитарного языка с его железобетонными блоками: «поддержка и энтузиазм миллионов», надежда наша и оплот.

Так наш ЦК писал в письме закрытом,

Мы одобряем линию его!

Чрезмерная монолитность общественного сознания, однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному Высоцким «общепримеряющему» бегу, когда все равны, когда «первых нет и отстающих», да вот беда: бег этот на месте.

Что ум хорошо,  а два лучше, что истина рождается в споре, в диалоге, очевидно. Но одно дело декларировать плюрализм мнений – и совсем другое – сделать его законом жизни. Здесь немало препятствий, и в социальной инерции, и, так сказать, в, «человеческом факторе», хотя оба эти начала тесно связаны.

Феномен Высоцкого как раз  и состоит в том, что принцип Плюрализма, свободного диалога противоположных мнений, лежит в самом способе настроения его художественного мира. Процесс переживания взаимопонимающих точек зрения на жизнь как равноправных – глубинная, внутренняя тема всего песенного свода поэта.

Столкновение двух идей отчетливо представлено в « Песне про первые ряды», песне глубоко философичной, затрагивающей один из самых страстных вопросов человеческого бытия: стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбираться в лидеры – или лучше оставаться в тени, но зато сохранить независимость? На этот сложный вопрос, извечно волновавший многих поэтов, разных времен, Владимир Семенович отвечает очень непростым образом. В его песне звучит как бы целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих жизненный опыт разных людей. Автор мыслит живыми точками зрения, пропуская их через свой разум, сквозь свою душу.

Начинается песня с отрицания успеха и отказа от честолюбивых устремлений:

Но с некоторых пор сажусь назад

Там впереди, как в спину автомат –

Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

Может, сзади и не так красиво,

Но – намного шире кругозор,

Больше и разбег, и перспектива,

И еще – надежность и обзор.

Да, не любят тех, кто «вырисовывается», кто выходит за рамки общепринятого. Высоцкий с физической ощутимостью передает внутреннее состояние невидимого лидера:

Стволы глазниц – числом до десяти –

Как дуло на мишень, но на живую, -

Затылок мой от взглядов не спасти,

И сзади так удобно нанести

Обиду или рану ножевую.

Но какой-то иронический подвох явно чувствуется в этих строках. Дальше уже автор говорит о прелестях последнего ряда с болезненным оттенком обреченности:

Мне вреден первый ряд, и говорят –

От мыслей этих я в ненастье ною.

Уж лучше – где темней, - в последний ряд,

Отсюда больше нет пути назад,

И за спиной стоит стена стеною.

И хотя чувствуется что-то тут не так, и нее от хорошей жизни эта любовь к последнему ряду, автор настаивает на своем, доводя исходный тезис до надрывной кульминации:

И пусть хоть реки утекут воды,

Пусть будут в пух засалены перины,

До лысин, до седин, до бороды –

Не выходите в первые ряды

И не стремитесь в примы-балерины.

Мы вроде бы уже приняли эту точку зрения, убедились и согласились с тем, что не надо в первые ряды рваться, что лучше довольствоваться малым. Но … последний куплет ставит все с ног на голову.

Надежно сзади, но бывают дни –

Я говорю себе, что выйду первой

Не стоит вечно пребывать в тени –

С последним рядом долго не тяни,

А постепенно пробивайся в первый.

Вот те раз! Куда зовет нас автор – в последний ряд или в первый? Но, пожалуй, лучше пояснить это русской пословицей, записанной В.И.Далем: «Думай двояко, а делай, однако». Пословица эта могла бы послужить эпиграфом ко всему написанному Высоцким. Сам он умел достойно держаться и в последнем ряду, и в первом.

Мужественно терпел все тяготы последнего ряда: непечатание, вырезание песен из фильмов, все ограничения и преследования. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждут люди его песенного слова, без страха выходил в первый ряд, вел со своими современниками разговор о самом главном и самом трудном.

 СЛОВО – ОБРАЗ – СЮЖЕТ – таков ход мысли Высоцкого. А поскольку слова его непрерывно волновали, то его поэтический словарь и перерастал в энциклопедию нашей жизни. «Слово Высоцкого – это ледоход русского стиха. Как ледоход нашего общественного сознания. Этот лозунг, эти скрежущие звуки – голос нашего времени, это путь к новой гармонии, - она придет, не раньше, чем льды растают».

Высоцкий постоянно обращался к сконцентрированной языковой мудрости, не пассивно и эксплуатируя, а творчески продолжая и развивая. Повышенное содержание фразеологизмов в языке поэта, его склонность к производству собственных устойчивых выражений, «крылатых слов», уже вошедших в общенародный и общелитературный язык, привлекало нас в литературном наследии Владимира Семеновича. Например, устойчиво выражение «козел отпущения», верный своему принципу «разберемся» Высоцкий разбирает и вновь свинчивает, придавая ему уже новое значение. Козел становится у него не просто жертвенным предметом, а социальным типом с определенной историей, (он высмеивал агрессивное невежество, зависть, злобу, но обыкновенность никому никогда в вину не ставил).

Персонаж песни – просто человек, не принадлежащий к правящему классу.

Но заметили скромного Козлика

И убрали в козлы отпущения…

Что это за должность такая? Это вообще выдвижение, повышение, выход в «начальники», т.е. движение вверх, но не до самых высот, где пребывают реальные держатели власти. А может быть, в «передовики», в пассивный состав партийных или советских органов. Помните, «стахановец, гагаповец, загладовец», которого завалило в шахте? И те, и другие – козлы отпущения.

Например, Медведь – баламут и плут –

Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -

Враз Козла найдут, приведут и бьют –

По рогам ему и промеж ему…

Не противился он, серенький насилию со злом,

А сносил побои весело и гордо.

Сам Медведь сказал: «Ребята я горжусь Козлом –

Героическая личность, козья морда!».

Номенклатурного Медведя ведь семьдесят лет нельзя было критиковать ни в коем случае. Для того всегда использовался «начальничек» пониже, на которого все можно списать и свалить. Ну и Козел-передовик тоже был нужен в системе агитации и пропаганды, чтоб было  кем «гордиться»! Тут и появляется «стахановец, гагаповец, загладовец», организует ему показатели «Гертруду» (на героев ведь был план по ведомствам и территориям), подержат лет пять-десять в почетном выборном органе, а там и забудут.

Жизнь Козла – выдвиженца нелегка, и по сравнению со свободной безответственностью «рядового труженика». И уж если Козел доберется до серьезной власти, то вам покажет «козью морду» - припомнит все унижения. На пути к высшей власти звереет он окончательно:

Он с волком жил – и по-волчьи взвыл, -

И рычит теперь по-медвежьему.

Так примерно можно эту сюжетную метафору истолковать, но есть в ней, еще один смысл – более широкий, более философичный. Песню можно прочесть еще как притчу о взаимоотношении «верхов» и «низов», власти и народа. Сильные мира сего очень склонны прикрываться народолюбием, нахваливать народ, доводя его тем временем до полного бесправия и изнеможения.

Берегли Козла как наследника, -

Вышло даже в лесу запрещение

С территории заповедника

Отпускать Козла отпущения.

Горький каламбур: Козла отпущения никуда не отпускают. Ни за границу, куда смертным выезжать было заказано. Ни за пределы места прописки. Да что там – не до жиру: лишь бы «территория» еще и зоной не оказалась с колючей проволокой!

Но времена меняются, «верхи», не имея возможности править, по-старому дают послабление, и, «низы» уже смелеют настолько, что начинают требовать социальной справедливости, равенства.

Эй вы, бурые, кричит, эй вы, пегие!

Отниму у вас рацион волков

И медвежие привилегии

Высоцкий не «вышел из народа», он всегда внутри этого народа жил, душой чувствовал его настроения. Поэтому ему не нужно было народ идеализировать. Если социальные вопросы не находят реального решения, в народе может пробудиться темная разрушительная стихия. Жестокость правления обернется жестокостью бунта

Он с волками жил – по-волчьи взвыл –

И рычит теперь по-медвежьему.

Это звучит, как предупреждение, как предостережение от поверхностной эйфории. Ведь недаром сегодня ответственно мыслящие и знающие народную жизнь люди вспоминают пушкинские слова: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

 Правдивость и острота реакции на волновавшие всех вопросы, в песнях Высоцкого звучат набатом, пробуждая гражданское сознание.

Большой резонанс в народе имел факт насильного отправления на пенсию в октябре 1964 года Никиты Сергеевича Хрущева. И Высоцкий пишет песню «Жил был дурачина-простофиля». В ней мы видим его гражданскую позицию на это событие, смелую и весьма дерзкую по тем временам.

Но был добрый этот самый простофиля

Захотел издать закон про изобилие.

Только стул подобных не терпел,

Как тряхнет и, ясно, тот не усидел.

И очнулся, добрый малый простофиля,

У себя на сеновале в чем родили.

Песня «Отберите орден у Насера» была посвящена событию вручения Звезды Героя Советского Союза президенту Египта Насеру и маршалу Египта Амеру (май 19864 г) все тем же нашим советским лидером Н.С.Хрущевым. Подобное беззастенчивое разбазаривание знаков национальной гордости вызвало у простых советских людей, к которым относился и Высоцкий, чувство глубокого недоумения и горечи.

Потеряю истинную веру –

Больно мне за наш СССР

Отберите орден у Насеру –

Не подходит к ордену Насер!

Далее, уже через политический портрет этого «доброго простофили»

Можно даже крыть с трибуны матом,

Раздавать подарки вкривь и вкось,

Называть Насера нашим братом

Но давать Героя – это брось!

Владимир Семенович заканчивает песню, выражая неоспоримое мнение 200-миллионного советского народа.

Почему нет золота в стране?

Раздарили, гады, раздарили!

Лучше бы давали на войне, -

А Насеры после б нас простили.

Песня слишком смелая по тем временам, за исполнение которой (да за одно обращение «гады») к автору могли бы применить самые устрашающие меры. Но Н.С.Хрущева с поста сместили, и песня оказалась, как нельзя к месту, одной из посредниц разоблачения культа личности.

Некой видимостью чувства боязни к власти придержавшим продиктовано написание Высоцким песен «китайского цикла»: «В Пекине очень мрачная погода (1963 г.).» Мао-Цзедун – большой шалун (1964 г.), «Возле города Пекина (1965 г.), «Как-то раз цитаты Мао прочитав (1965 г.). Эта видимость, вуаль, является следствием объяснимого пожелания быть привлеченным к ответственности не за «аморалку», а по политическим мотивам.

Мы сами знаем, где у нас чего,

Так наш ЦК писал в письме открытом, -

Мы одобряем линию его!

Но уже в 1966 году мы читаем у Высоцкого горькие размышления о новом правительстве.

И если б наша власть была

Для нас для всех понятная…

А нынче жизнь проклятая.

Эпоха всеобщего «одобрямса» успешно продолжалась и при новом Генсеке Л.И.Брежневе. А голос Высоцкого все громче вырывался, выплескивался в наши умы и души:

Подымайте руки,

В урны суйте

Бюллетени, даже не читав,

Помереть от скуки

Голосуйте,

Только, чур, меня не приплюсуйте,

Я не разделяю ваш устав!

Назревающая реабилитация Иосифа Сталина главными партийными идеологами брежневского руководства в 1968 году послужила темой для создания «Баньки по белому». В ней уже Высоцкий (в отличие песни о человеке и мангустах) ведет речь о видных политических деятелях без намеков и символов, хотя тоже с философическим уклоном. Этот уклон оригинален тем, что нетривиальные мысли вкладываются – и при том весьма естественно – в уста «простых персонажей». Рассказчик с профилем Сталина, наколкой «на левой груди» исповедуется нам:

Застучали мне мысли под темечком,

Получилось – я зря им клеймен, -

И хлещу я березовым веничком

По наследию мрачных времен.

Вроде бы оценка «вождя всех времен и народов» не очень уж радикальна. Но за сдержанностью ее – глубина работающей «под темечком» мысли, понимание того, что «наследие мрачных времен» очень крепко сидит во всей нашей социальной системе, что вывести его гораздо труднее, чем наколку с профилем.

Гораздо позднее, уже персонаж песни «Летела жизнь» (1978 год) – в полном единстве с автором – оценивает Сталина и его соратников с поистине вселенским сарказмом:

А те, кто нас на подвиги подбили

Давно лежат и корчатся в гробу, -

Их всех свезли туда в автомобиле,

А самый главный вылетел в трубу.



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Непримиримый конфликт с социальной системой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Непримиримый конфликт с социальной системой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)