Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая система Российской Федерации



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Политическая система Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В политическую систему российского государства входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское.

Демократическое государство. Демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; а) Представительная демократия- осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены, исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления). В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических режимов. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность.

Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких правовых, равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Конституция закрепила федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21-республики, 1-автономная область, 10-автономные округа и 57-края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Правовое государство. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Основные признаки: а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах соответствующих естественному праву. б) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами. в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны. г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Социальное государство. В конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Это, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием является «достойная жизнь». Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера, оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Росси основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в возрождении России и в праве свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.[10]

Республиканская форма правления. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Российская Федерация относится к числу стран с президентской формой правления.

Суверенитет Российской Федерации. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. Верховенство государственной власти - прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства. Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию; Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Разделение властей. Конституция фиксирует этот принцип как одну из основ, конституционного строя. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти. Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

Органы государственной власти. Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Суды Российской Федерации. Конституция устанавливает предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов, а также определяет полноту государственной власти субъектов Федерации.

Местное самоуправление. Одна из форм осуществления народом людьми своей власти. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти.

 


Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность и место государства в политической системе общества.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

- Рассмотрено понятие и элементы политической системы общества;

- Рассмотрены роль и место государства в этой системе;

- Дана характеристика политической системы Российского государства.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.

Политическая система общества структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех. Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Гарант.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2002.

4. Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юристъ. 2004.

6. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002.

7. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.

8. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2004.

9. Медушевский А.Н. Политическая система государства: понятие и элементы // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2005. – с. 18 – 40.

10. Шамшурин В. И. Государство и его роль в обществе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 20 – 35.

 


[1] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 115.

[2] Шамшурин В. И. Государство и его роль в обществе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 26.

[3] Медушевский А.Н. Политическая система государства: понятие и элементы // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2005. – с. 31.

[4] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002. – с.125.

[5] Медушевский А.Н. Политическая система государства: понятие и элементы // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2005. – с. 24.

[6] Шамшурин В. И. Государство и его роль в обществе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 23.

[7] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002. – с. 147.

[8] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 142.

[9] Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003. – с. 151.

[10] Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2004. – с. 405.



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Политическая система Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая система Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)